Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:03, лекция
Под тех. диагностированием понимают распознавание технического состояния и свойств машины по характерным косвенным ( диагностическим) показателям, без разборки машины или ее сборочных единиц. Диагностированием предусматривается проверка работоспособности машины в целом или ее составных частей с установленной достоверностью. Поиск дефектов с установленной глубиной поиска, сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса.
Контроль работоспособности и техническая диагностика
машин.
Роль и значение тех. диагностики в системе ТО машин .
Под тех. диагностированием понимают распознавание технического состояния и свойств машины по характерным косвенным ( диагностическим) показателям, без разборки машины или ее сборочных единиц. Диагностированием предусматривается проверка работоспособности машины в целом или ее составных частей с установленной достоверностью. Поиск дефектов с установленной глубиной поиска, сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса.
Показатели, определяющие работоспособность машины или ее неработоспособность устанавливаются нормативными документами для каждой машины (марки). При этом перечни дефектов для машин находящихся в эксплуатации и машин выпускаемых из ремонта могут быть различными. Как правило в перечни дефектов включаются критические и значительные дефекты (например низший предел производительности масляного насоса, максимальный зазор сопряжения, минимальное давление создаваемое плунжерной парой и.т.д.)
Если машина ( или ее составные части ) оказывается не работоспособной, нужно отыскать дефекты. Глубина поиска обычно устанавливается до составной части подлежащей замене, регулированию и.т.д. обеспечивающему устранение дефекта. На основе тех. диагноза прогнозируют остаточный ресурс машины, принимают решение о ее дальнейшей эксплуатации и объеме тех. обслуживания и ремонта. Для принятия решения по ремонту, надо использовать экономический критерий-минимум удельных издержек, учитывающий остаточный ресурс каждой составной части, средние издержки на предупредительное восстановление.
Таким образом методы тех. диагностики позволяют воздействовать не только на состояние тракторов, но и на систему их тех. обслуживания. Именно диагностика обеспечивает переход к более прогрессивной системе планово-предупредительного ТО и ремонтов по фактическому состоянию
(предельным значениям параметров тех. состояния). Плановость заключается в регламентном тех. контроле тракторов (по выработке, расходу топлива или времени работы).
В создании перспективных средств диагностирования можно отметить три основных направления:
1. разработка комплектов простых и надежных приборов и устройств, основанных в основном на механических, пневмогидравлических, электрических средствах измерения применяемых при простом тех. обслуживании
2. разработка простых и универсальных электронных приборов, преимущественно в целях общего диагностирования, которые используются для оперативного контроля машин при тех. осмотре перед напряженным периодом работ, при ТО-2 .
3. разработка диагностических установок, выполняющих много функций, применяемых при сложном тех. обслуживании ( ТО-3) , а также для оценки качества изготовления и ремонта.
Важной задачей является также повышение контролепригодности техники. Эта задача решается в основном за счет уменьшения вспомогательной трудоемкости на присоединение и отсоединение диагн-х средств. На это затрачивается до 80 % оперативного времени при диагностировании. Проводятся перспективные исследования в этом направлении по спектральному анализу масел, что позволяет по пробе масел определять много структурных параметров. Большое применение находит виброакустика.
Общие требования к контролепригодности машин
- При ТО-1, ТО-2 тракторов необходимо использовать простые типовые элементы контроля ТЭК по принципу «исправен- не исправен». При ТО-3 необходимо более высокая точность, особенно при определении ресурсных параметров.
в первом случае нужно применять встроенные сигнализаторы и указатели, а также элементы обеспечивающие удобства контроля
2. чем энергонасыщенее трактор, тем лучше он должен быть приспособлен к диагностированию ( простои дорогие). Необходима бортовая система диагностирования.
3. для проверки уровня масла, воды, и др жидкостей, надо применять встроенные приборы допускового контроля и указателя уровня (глазки)
4. для различного рода педалей рычагов и др перемещающихся деталей нужно применять нанесенные краской метки предельных значений.
Классификация средств диагностирования и тех. средства
Выделяют 6 общих групп для классификации диагн-х средств в зависимости от следующих особенностей:
1. монтажного признака
2. признака мобильности
3. способа индикации измеряемого параметра
4. физического метода измерения
5. периодичности наблюдения
6. отношения к объекту диагностирования или его частям
- По монтажному отношению к объектам диагностирования диагностические средства делят на встроенные, автономные, и смешанные.
- По способу выходной сигнализации они могут фиксировать одно или два предельных значения параметра, весь диапазон возможных значений, а также записывать наблюдаемые значения параметра.
- В зависимости от физического метода измерения диагностического параметра диаг-е ср-ва делят на механические электрические, температурные, акустические, тензометрические, оптические , магнитные
- По периодичности наблюдения различают средства непрерывного действия(приборы самого трактора), периодического (стетоскопы, диагностические стенды и.т.д.) , а также при отказах (средства поиска неисправностей)
- По отношению к объекту диагностирования, диагн-е ср-ва могут носить названия тех систем, для оценки тех. состояния которых они служат (стенды диагностирования рулевого управления, тормозных систем и тд)
Кроме того выделяют: заводское-технологическое, ремонтное, эксплуатационное и специальное диагностирование
• заводское-технологическое диагностирование применяют при определении тех. состояния деталей, сборочных единиц и механизмов трактора во время его изготовления, сборки и заводских испытаний.
• ремонтное диагн-е делят на 3 подгруппы: предремонтное, ремонтно-технологическое, послеремонтное.
- предремонтное диагн-е проводиться для определения объема ремонтных работ
- ремонтно-технологическое - предусматривает контроль отдельных деталей, сборочных единиц во время их ремонта, сборки , обкатки
- послеремонтное - направленно на определение качества ремонта
• эксплуатационное - выполняют при полевых работах (перед, во время, и после окончания работ, а также при появлении неисправностей) и при плановом ТО.
• Специальное - проводят в случаях когда требуется определить тех. состояние машины на которой проводят исследования или нормирование
Технология диагностирования тракторов
Диагностику сборочных единиц трактора разделяют на три этапа:
- подготовительный
- основной
- заключительный
Подготовительный - включает: очистку и мойку трактора, внешний осмотр и занесение его результатов в контрольно- диагностическую карту, монтаж датчиков и измерительных приборов.
Основной - предусматривает установку необходимых режимов работы трактора, измерение параметров тех. состояния сборочных единиц и агр-тов, результаты заносятся в контр- диагн карту.
Заключительный - предполагает постановку диагноза в результате которого определяют характер и объем необходимых работ по поддержанию трактора в работоспособном состоянии, прогнозируют остаточный ресурс сборочных единиц, снимают приборы и датчики с трактора.
С целью снижения простоев машинно-тракторных агр-тов и повышения эффективности использования средств диагностирования, периодическую плановую проверку состояния сборочных единиц и агр-тов тракторов приурочивают к очередному виду тех. обслуживания. Регулировочные операции выполняют по необходимости согласно результатам диагностирования. При ТО-1, ТО-2 все диагн-е операции проводят мастера-наладчики. При ТО-3 сложные диагн-е операции и некоторые регулировочные - выполняет мастер-диагност.
Информация о работе Контроль работоспособности и техническая диагностика машин