Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:15, курс лекций
Курс охватывает основные разделы лазерной техники, включающие: свойства лазерного излучения, основные принципы работы лазеров, характеристики лазерного излучения, управление характеристиками лазерного излучения, типы лазеров и применение лазеров в технологии, голографии и спектроскопии.Приведена рабочая программа курса, даны методические указания к его изучению, представлены варианты заданий на контрольную работу.
В курс включены основные наиболее эффективные лазерные технологии, связанные с обработкой материалов, активизацией поверхностей, сваркой, прошиванием отверстий и т.п.
Задачи изучения дисциплины.
В результате изучения дисциплины
“Лазерная техника и
- ознакомиться с терминологией,
необходимой для понимания
-научиться по функциональной
схеме лазерного источника
- освоить основные
физические и теоретические
-изучить типы лазеров, источники накачки и оптические резонаторы,
-приобрести навыки
в подборе оптических систем,
обеспечивающих управление
-изучить области применения
лазеров и тенденции в
Место курса в учебном процессе.
Дисциплина “Лазерная техника и технология” дает общие знания о лазерах, методику построения измерительных приборов на базе лазеров, используемых для точных измерений физических величин, для получения объемных изображений предметов, в системах контроля, связи и энергетики. Она базируется на ранее изученных курсах “Высшая математика”, “Физика”, “Основы метрологии”, “Прикладная оптика”, “Электронные оптические приборы” и является основой для освоения курса по специализациям “Контрольно-измерительные приборы и системы” и “Приборы и системы таможенного, экспортного и импортного контроля”, а также для выполнения дипломного проекта.
Следует отметить, что лекционный материал охватывает только ключевые вопросы дисциплины, основное же изучение материала должно проводиться студентом самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ.
[1] , с.3-5, или [7], с.9-65
Оптические приборы или оптические измерительные системы на основе лазеров являются основной или вспомогательной частью большинства измерительных приборов самого разнообразного назначения. Студенту необходимо проанализировать исторический путь развития и создания лазеров, разобраться в уникальности свойств лазерного излучения, следует ознакомиться с возможностями лазерных источников света в измерительных системах. Ознакомиться с терминологией, необходимой для понимания процессов, происходящих в лазерах.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем уникальность
лазера как оптического
2. Кто является создателем
первого отечественного и
3. Как переводится на русский язык аббревиатура “LASER”?
2.1. ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ.
[8],с.9-19, или [6],с.12-55.
Этот раздел содержит информацию о свойствах лазерного излучения таких, как чрезвычайная яркость и направленность. Другая необычная характеристика - эффект мерцания или пятнистая структура отраженного от шероховатой поверхности лазерного света, что связано с высокой степенью когерентности. Кроме того, лазерное излучение обладает чрезвычайной монохроматичностью и имеет высокую степень поляризации.
Для того чтобы разобраться
в свойствах лазерного
Вопросы для самопроверки.
1. Какую частоту имеет
электромагнитное излучение,
2. Выражение для бегущей волны имеет вид : у = 5Sin(6 p t - 10p x)
х -выражено в сантиметрах, t - в секундах. Определить амплитуду, частоту, длину и скорость распространения волны.
3. Луна находится на
расстоянии 400000 км от Земли. Определить
площадь поверхности,
4. Какова длина когерентности излучения с l =500нм и шириной полосы 1м ? Найдите ширину полосы, при которой длина когерентности составляет 1 м.
5. Чему равен угол Брюстера для окна лазера, изготовленного из плавленного кварца (n =1,462), стекла (n =1,523) и пластмассы (n=1,421)?
2.2. ПРИНЦИП РАБОТЫ ЛАЗЕРА. АКТИВНАЯ СРЕДА.
[5],с.16-25, [1],с.7-21, [4], с.3-56.
Для работы большинства лазеров требуется выполнение трех условий. Необходима прежде всего активная среда. Во-вторых, должна быть реализована так называемая инверсная населенность. И, в третьих, лазерная генерация возможна при наличии в лазерной системе обратной положительной связи. Если обратная связь отсутствует, то лазер работает как усилитель света в узком диапазоне частот. Для изучения этих трех главных условий и принципов, лежащих в их основе, студент должен изучить дискретные энергетические состояния атома и переходы между ними, квантовые числа, правила отбора и время жизни атома в возбужденном состоянии.
На двухуровневой физической модели изучить механизмы спонтанного излучения, вынужденного поглощения и вынужденного излучения, соотношения Эйнштейна для трех механизмов, научиться определять и рассчитывать коэффициенты усиления слабого сигнала, изучить закон Бэра, соотношение для отрицательного поглощения и спектрального коэффициента усиления.
Вопросы для самопроверки.
1. Пусть В10 =109 м3/(Вт ·с-3). Найдите значение А10 и соответствующее время жизни t10=1/А10. Для излучения с длиной волны 600 нм(видимый диапазон), l=6 мкм (инфракрасный диапазон), l=6 нм (ультрафиолетовая область), l=0,6 нм (рентгеновский диапазон).
2. Предполагая, что потерь в активной среде нет, вычислить b, если интенсивность света удваивается при прохождении через лазерный усилитель, длина которого равна 1 м. Определите значение b, если увеличение интенсивности на этой же длине составляет 6%.
3. Определите необходимую
температуру, чтобы получить
2.3. ЛАЗЕРНАЯ НАКАЧКА. ОПТИЧЕСКИЕ РЕЗОНАТОРЫ.
[8],с.71-94, [6],с.66-72, [4], с.3-56.
Восстановить в памяти
закон Больцмана для
Принцип усиления света с помощью вынужденного излучения используется в однопроходном усилителе света. Величина коэффициента усиления у большинства активных сред измеряется долями процента на сантиметр пути. В большинстве лазеров это ограничение обходят, применяя зеркала, которые заставляют световой пучок многократно проходить через активную среду. Студент должен изучить и уметь рассчитывать коэффициент усиления при двухкратном прохождении резонатора. Разобраться каким образом происходит формирование пучка в резонаторе, какие существуют типы резонаторов, в чем заключается условие устойчивости резонатора.
Вопросы для самопроверки.
1. Для двух зеркал с заданными радиусами кривизны r1 =50 см и r2=100см вычислите расстояние между зеркалами L, при котором они образуют оптический резонатор “на грани устойчивости”.
2.Какой радиус кривизны
имеют зеркала резонатора
3.Какую форму имеет сечение пучка лазерного излучения в телескопическом резонаторе? В резонаторе Фабри-Перо?
2.4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ.
[6],с.82-104, [8],с.288-314, [23],с.3-222.
Для создания лазера необходимо иметь активную среду с инверсной населенностью и оптический резонатор, обеспечивающий положительную обратную связь между полем излучения и активной средой. Важной проблемой является уяснить, каким образом определяют временные, пространственные и спектральные характеристики лазерного излучения. В этой связи студенту необходимо изучить механизм уширения линий поглощения и излучения, Доплеровское столкновение, радиационные, однородные и неоднородные уширения. Лазерный резонатор играет большую роль в формировании спектра излучения лазера и лазерных мод - собственных типов колебаний оптического резонатора. Студент должен научиться анализировать модовый состав лазерного излучения. Получив представление о модах лазера, необходимо рассмотреть такие вопросы, как скорость накачки, колебания значения коэффициента усиления, выходная мощность в стационарном и пичковом случаях.
Необходимо также рассмотреть механизм насыщения усиления в лазерах с однородным и неоднородным уширением линии излучения, а также выгорание провалов.
Вопросы для самопроверки.
1. Сравнить доплеровское уширение линии лазера на СО2 с l =10,6 мкм и линии неона с l = 0,633 мкм, считая температуру разряда в лазерах равной 400 К.
2.Оптический переход атома характеризуется частотой 5х1013 Гц и временем жизни t = 1/g. Сколько полных колебаний совершит атом, прежде чем запасенная энергия упадет до уровня 1/е?
3. Найдите частотный интервал между модами тем00 и Тем 01 с одинаковыми значениями q, если L=40 см, R1 и R2= 100см.
2.5. УПРАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ.
[6], с.105-120, [5],с.316-353, [21], с.3-77, [22],с.3-63
Излучение реального
лазера имеет довольно сложную структуру.
Спектр излучения может содержать
большое число дискретных частот:
ход генерации во времени может
выглядеть как
Вопросы для самопроверки.
1. С какой целью в лазере обеспечивается режим модуляции добротности?
2. Объясните механизм пассивной синхронизации мод.
3. Полный угол расходимости рубинового лазера составляет 10-4 рад, а диаметр лазерного луча - 1 см. Во сколько раз измениться расходимость пучка лазера, если его пропустить через телескоп с апертурой 400 см? Определить размер пятна излучения, вышедшего из телескопа.
2.6. ТИПЫ ЛАЗЕРОВ. ГАЗОВЫЕ ЛАЗЕРЫ.
[2],с.3-252, [3],с.7-221.
В этом разделе дисциплины
студент должен изучить строение
лазера, его функциональную и оптическую
схемы, знать назначение каждого
узла лазера. Учитывая, что число
различных лазеров и
Необходимо разобраться
в схемах энергетических уровней, в
излучательных и
Вопросы для самопроверки.
1. Перечислите типы
газовых лазеров и укажите
длину волны лазерного
2. Какие активные среды используются в молекулярных газовых лазерах, атомарных и ионных лазерах?
3. Перечислите газовые
лазеры, работающие в непрерывном
и в импульсном режимах.
2.7. ТВЕРДОТЕЛЬНЫЕ ЛАЗЕРЫ.
[6],с.143-150, [10],с.186-189, [4],с.3-56.
Необходимо изучить активные среды, которые применяют в твердотельных лазерах, а именно: лазер на гранате, рубине, александрите. Изучить функциональные схемы этого типа лазеров с накачкой импульсными лампами, с когерентной накачкой. Разобраться в схемах энергетических уровней, лазерных переходах и резонаторах. Студент должен знать длины волн лазерного излучения и их основные энергетические характеристики, режимы работы твердотельных лазеров.
Необходимо ознакомиться с полупроводниковыми лазерами, электронными свойствами твердых тел, диаграммами энергетических зон, схемами энергетических уровней полупроводников n и p -типов. Изучить физические принципы излучения p-n перехода и характеристики Ga As -лазера.