Майолика Гжели в XVIII-XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:11, реферат

Описание

Майолика (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (т.н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.
Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране). В средние века они известны в Средней, Центральной и Передней Азии. В Европе майолика распространяется с 14 в. (в это время знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения), в 18 в. Изделиями из майолики славились Испания, Германия, Франция. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. Майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной – мастерские в Гжели.

Содержание

Введение стр. 3
Майолика в XVIII-XIX веках стр. 4
Майолика XX века стр. 8
Заключение стр. 11
Литература стр. 12

Работа состоит из  1 файл

Майолика Гжели.docx

— 77.23 Кб (Скачать документ)

Производство гончарной  посуды с ангобной росписью было начато в деревне Трошково в 1956 году. Из красной глины, которую брали за лесом в карьере кирпичного завода, стали делать кринки, миски, кружки, цветочницы. В украшении изделий освоили самые простые приемы ангобной росписи «грушей».

В 1960-70-е годы с приходом в трошковский цех художников-профессионалов стали осваиваться другие виды изделий и приемы росписи. Роспись выполняли солями различных металлов, которые наносили кистью на сухой черепок, глазурями и

                                                                                                                                               8

солями на ангобной подкладке. Наносили узор и способом «сграффито». Он заключается в следующем: на необожженном черепке по ангобу делают линейную гравировку, процарапывая ангоб до черепка. Графический узор цвета основного черепка четко читается на светлом ангобном фоне. Для украшения простых гончарных сосудов использовали различные поливы, полностью полируя изделия или частично. Контрастное сочетание сверкающей глазури и матового черепка придавало декоративную выразительность изделиям простых гончарных форм. В 70-е годы трошковский цех выпускал варильные горшочки с ангобной росписью, различные приборы для молока, компота, пельменей, украшенные яркими цветочными орнаментами, декоративные настольные и напольные вазы, настенные панно. Названия кружек – «Русь», «Россия», «Бородино», «Пчелка» - свидетельствуют о многообразии форм одного вида изделий, приемов декора.

Помимо декоративных посудных изделий в Трошково делают скульптуры малых форм. По мотивам народных сказок созданы скульптурные композиции «Теремок», «Репка», «Емелюшка». Запоминаются шутливые, забавные, веселые фигурки сказочных персонажей, созданные художником В. А. Петровым. Некоторые из них были переведены в фарфор. Так, скульптура «Емелюшка» с подглазурной синей росписью выпускается в бахтеевском цехе. С особым тактом и ощущением специфики материала художник создает в мелкой пластике образ буденовца, композицию «На привале». В области декоративной скульптуры художник В. А. Петров находит своеобразные, свежие решения, обращаясь к традиционному наследию народной игрушки. В цехе деревни Трошково над созданием художественных изделий работает около 100 человек. В основе их творческой деятельности – содружество гончара и художника. Освоив производство гончарных изделий и различные способы их украшения, гжельцы смогли перейти к возрождению еще одного вида традиционного искусства – майолики.

Первые попытки возродить  майолику, принесшую славу Гжели  еще в XVIII веке, относятся к 1946-48 годам, когда технолог С. А. Разумовский разработал рецепт эмали, а художники НИИХП Н. И. Бессарабова и А. А. Николаев создали несколько экспериментальных изделий. Однако внедрить эти изделия в производство не удалось, так как производственные возможности цеха в Трошково были низкими, составные части эмали – дефицитными в послевоенные годы, а техника росписи по сырой эмали была совершенно забыта.

К возрождению традиционного  искусства гжельцы обратились вновь в конце 70-х – начале 80-х готов. Изучая майолику прошлого, они в своем творчестве шли от нее, но не копировали формы изделий и виды росписи, а творчески переосмысливали мотивы и приемы древнего искусства. В современной майолике Гжели не найти аналогии изделиям XVIII века.

                                                                                                                                               9

В пластике форм она сохраняет  простые и вместительные гончарные объемы. Яркая кистевая роспись хорошо связывается с формой.

Среди майоликовых изделий  – простая хозяйственная посуда и сосуды, украшенные не только росписью, но и скульптурой, приборы для  завтрака и для ухи, для компота  и чая, банки для варенья и  для хранения чая, а также декоративные светильники, торшеры, подсвечники, скульптура малых форм. Значительных успехов  в творческом освоении традиционного  искусства достиг художник В. А. Петров. Изучая гжельскую майолику XVIII века в запасниках Государственного Исторического музея, художник стремится к выявлению характерных элементов декоративной росписи и приемов мастерства. Формы его майоликовых изделий – укрупненные, вместительные, по-гончарному крепкие. В многоцветном узоре, ярко выделяющемся на фоне эмали, торжествует мазковая роспись гжельской «агашки», быстрой, широкой, непосредственной, словно вплавленной в стенки сосуда. Растительные мотивы предельно обобщены и в живописной композиции часто сочетаются с ромбовидной сеткой, которая, располагаясь на плечиках, ножке и ручке кувшина, по бортику тарелки и миски, оттеняет яркую колоритную насыщенность цветочной росписи.

Деревня Фенино стала в Гжели вторым центром после Трошкова, возрождающим гжельскую майолику. Благодаря способным и любящим свое дело художникам: Николаю Туркину, Ирине Григоренко, Юлии Петлиной, Оксане Талагаевой, Юрию Епифанову – Фенинское производство выделилось в творческий центр, союз единомышленников, создающих на традициях старого искусства новый майоликовый стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      10

                      Заключение

Как мы можем видеть, немного  изменилось в гжельской майолике XX по сравнению с майоликой Гжели конца XVIII-начала XIX веков. Изделия посуды, игрушек, свистков, сосудов для напитков – все это сохранилось и в двадцатом столетии. Различия состоят лишь в стиле росписи майоликовых изделий и в технике росписи по сырой эмали (ее утратили, поэтому попытка возрождения этой техники все равно привела к изменению самой техники). Уже не так популярна майолика, как раньше, но она все же сохранилась, ее возрождают, пытаются развить, привнося что-то новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      11

                        Литература

  1. «Керамика Гжели» Керамика 18-19 веков, Майолика стр. 6-12
  2. «Керамика Гжели» Керамика 20 века, Майолика стр. 160
  3. Программа «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Майолика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумган

 

 

Квасник


Информация о работе Майолика Гжели в XVIII-XX веков