Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 15:31, курсовая работа
Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств,
реализующих обработку информации в звуковом и зрительном
виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные
и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на
пример, для проведения персональных видеоконференций).
Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств,
реализующих обработку информации в звуковом и зрительном
виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные
и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на
пример, для проведения
персональных видеоконференций).
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ
В МИРЕ И РОССИИ
I. Введение.
Каждый из нас не раз слышал, что "компьютер
может все". Однако, в реальной жизни
мы не имели убедительных подтверждений
подобных высказываний прежде всего потому,
что имелись в виду потенциальные возможности
компьютера, известные, в основном, узкому
кругу специалистов. Ситуация существенно
изменилась с появлением мультимедиа
технологий, позволяющих раскрыть этот
потенциал в привычной информационной
среде.
В настоящее время в мире наблюдается
новый этап компьютеризации различных
видов деятельности, вызванный развитием
мультимедиа (multimedia) технологий. Графика,
анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном
режиме работы создают интегрированную
информационную среду, в которой пользователь
обретает качественно новые возможности.
Самое широкое применение мультимедиа
технологии нашли в образовании - от детского
до пожилого возраста и от вузовских аудиторий
до домашних условий. Мультимедиа продукты
успешно используются в различных информационных,
демонстрационных и рекламных целях, внедрение
мультимедиа в телекоммуникации стимулировало
бурный рост новых применений.
Развитие
мультимедиа технологий в информационном
обществе справедливо сравнивают по значимости
с появлением кино в обществе индустриальном.
II. Положение в мире.
Характерным
отличием мультимедиа продуктов является
большой информационный объем, поэтому
в настоящее время основным носителем
этих продуктов является оптический диск
CD-ROM стандартной емкости 640 Мбайт. На мировом
рынке сегодня представлены тысячи наименований
мультимедиа продуктов на CD-ROM. Как правило,
каталоги содержат следующие разделы:
энциклопедии и справочники;
образование;
развлечения;
игры;
обучающие
и развивающие игры.
Если
в 1996 году было продано 5,1 млн. CD-ROM, то в
1999 году продажа составила 52,1 миллионов
дисков. Не существует аналогичного сектора
мирового рынка, где объемы продаж увеличились
в 10 раз за 3 года.
Цифровая
внешняя память CD-ROM за последние годы
практически вытеснила альтернативные
решения, также как аналоговые видеодиски
и видеоленты. Доля специализированных
устройств демонстрации, таких как CDI,
существенно упала, мультимедиа прочно
обосновалась на компьютерах общего применения.
Для широкого пользователя наибольшее
распространение получили две компьютерные
платформы - IBM PC и Apple Macintosh. Обе эти платформы
на сегодня равноценны с точки зрения
возможностей. Разница заключается лишь
в том, что IBM PC является открытой системой,
где набор дополнительных мультимедиа
устройств определяет сам пользователь,
выбирая и широкую номенклатуру, а в Apple
это сделали специалисты фирмы.
Такой
подход Apple давал преимущества на первом
этапе развития мультимедиа и становится
тормозом в настоящее время. Анализ каталогов
CD-ROM показывает, что доля продуктов для
IBM РС уже существенно выше, чем для Apple
Macintosh. Огромное количество аппаратных
и программных расшире-ний IBM, представленных
на рынке, также свидетельствует о преимуществах
открытых систем.
Наряду с продуктами, подготовленными
к широкой продаже, имеется значительное
количество мультимедиа приложений, разработанных
в университетах для нужд учебного процесса
(Proceedings of ED-MEDIA 94- World Conference on Educational Multimedia
and Hypermedia, Vancower, Canada, June, 1994).
Эти приложения чаще всего не обладают
товарными качествами, зато имеют неоспоримые
преимущества с точки зрения методики,
оперативности и удовлетворения нужд
данного учебного заведения.
Количество таких разработок колоссально.
Достаточно сказать, что на упомянутой
конференции было представлено более
500 докладов и демонстраций, отобранных
из трех тысяч предложений, которые поступили
от университетов практически всех стран
мира.
Третье бурно развивающееся направление
- мультимедиа в телекоммуникациях. Многие
крупные фирмы активно ведут разработки
коммуникаций на основе волоконно-оптических
сетей стандарта ISDN. Канал в такой сети
имеет пропускную способность 64 Кбит/сек
и пользователю может быть одновременно
предоставлено несколько каналов. Спектр
предлагаемых применений весьма широк
- от заказа товара по мультимедиа каталогу
и просмотра заказной телепередачи до
выбора нужной книги и участия в мультимедиа
телеконференции. Такие разработки уже
имеют общее название Information highway и предполагаются
к объединению в рамках государственных
программ.
В то же время активно популяризируется идея использования уже существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе гипермедиа технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры, программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной области - вне конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа фрагменты учебных курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый преподаватель университета при подготовке своего курса мог набрать необходимый материал по сети. Один из идеологов этой работы - профессор Маурер (Грац, Австрия) - утверждает, что,
несмотря на
очевидные проблемы (низкая для мультимедиа
пропускная способность сетей, авторское
право и др.), идея такого "мирового университета"
жизнеспособна.
III. Положение в России.
Еще три года назад трудно было предположить появление рынка мультимедиа продуктов в стране, испытывающей экономический кризис. Тем не менее, объем продаж CD-ROM в России в 1994 году уже исчислялся тысячами штук. Появились фирмы-производители мультимедиа продуктов, только в Москве их
насчитывается
семь. Развиваются фирмы - распространители
CD-ROM, освоен серийный выпуск дисков на
Уральском электромеханическом заводе.
По некоторым данным, российскими производителями
разработано до 40 наименований мультимедиа
продуктов, правда, большинство из них
- по зарубежным заказам. Важно отметить,
что по состоянию на 1994 год высшая школа
занимает лидирующее положение в области
разработки мультимедиа продуктов в России.
Благодаря межвузовской научно - технической программе " Мультимедиа технологии" (1992-1994 гг.) более чем в 15 ВУЗах страны сформировались группы специалистов. Некоторые из них имеют достаточную квалификацию, опыт и техническую базу для профессиональной работы (Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный институт электроники и математики (технический
университет), Санкт
- Петербургский государственный
морской технический университет).
Во многих ВУЗах руководство поддерживает
инициативные работы в этой области. Ежегодно
к программе подключалось 2-3 новых группы,
получившие необходимый опыт из инициативных
работ. В рамках программы создана и действует
центральная инфостудия Госкомвуза России
- "Экон", которая на сегодня является
самым крупным разработчиком мультимедиа
продуктов в стране.
В 1994
году результаты работ по программе представлялись
на 18 международных выставках и конференциях,
в том числе - на крупнейших зарубежных
("CeBIT" - в Германии, "Comdex/Fall" -
в США, "CEETEX" - в Англии, "Евромитинг"
- в Бельгии, "ED-MEDIA" - в Канаде), а также
- на наиболее представительных в России
("Аниграф", "Comtec", "Графикон"
и др.). Уровень разработок можно оценить
полученными от зарубежных фирм и университетов
предложениями (более 30).
Анализ
представленных результатов был дан практически
во всей компьютерной периодике ("Компьютер
пресс", "Мир ПК", "КомпьюТерра",
"Софт-маркет" и др.), в других средствах
массовой информации (TV - 1, 2, 4,"Коммерсант
- Daily", "Наука и бизнес", "Поиск",
"625" и др.).
Такая широкая экспертиза позволяет сделать
однозначный вывод – российские мультимедиа
продукты для образования рассматриваются
как одни из самых перспективных в мире,
а образовательная система является самой
эффективной почвой для развития мультимедиа
технологий в стране.