Нефть. История открытия и применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:26, реферат

Описание

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых других органических соединений. По цвету нефть бывает красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть; имеет специфический запах, распространена в осадочных породах Земли. Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Содержание

Введение
1. Откуда появилась нефть?
2. Откупная система.
3. Развитие переработки нефти
4. Основные группы нефтей.
5. Происхождение нефти — одна из труднейших проблем
естествознания.
6. Из истории нефтяных открытий
Заключение .
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

НЕФТЬ история происхождения.docx

— 47.80 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение

Высшее  профессиональное Образование 

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра электротехники и электрооборудования  предприятий 

Реферат

По дисциплине: Введение в специальность

Нефть. История открытия и применения. 
 

Выполнил:

Проверил:

Дата_________________ 
 

Уфа 2011

Содержание:

     Введение

     1. Откуда появилась нефть? 

     2. Откупная система.

     3. Развитие переработки нефти

      4.  Основные группы нефтей.

      5.  Происхождение нефти — одна из труднейших проблем    

               естествознания.

      6.   Из истории нефтяных открытий

           Заключение .

          Список используемой литературы. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

        Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых других органических соединений. По цвету нефть бывает красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть; имеет специфический запах, распространена в осадочных породах Земли. Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых. 

    1. Откуда  появилась нефть?
 

            На земной поверхности очень широко распространены разнообразные проявления нефти и газа, приковывавшие к себе внимание человека с самых древних времен. Они встречаются у нас на Крайнем Севере, на Кавказе, на Волге, в Приуралье, в Средней Азии, на Сахалине; их находят в Южной Америке, в Северной Америке на Аляске, в Малайе, в Центральной Азии и во многих других пунктах земного шара. Немало их в Западной Европе, а также в Индонезии, Африке и других странах. Естественные проявления нефти и газа не приурочены к какому-либо определенному возрасту пород. Они встречаются в отложениях всех возрастов. Подавляющая часть естественных нефте-газопроявлений на земном шаре сосредоточена в горных странах, преимущественно в предгорьях и в межгорных низменностях и плоскогорьях.

        В геологической истории наблюдается непрерывное переплетение, и борьба двух противоположных начал. С одной стороны, действуют силы, связанные с явлениями, происходящими в недрах земного шара. Они вызывают крупные и мелкие колебания земной коры, определяющие подъем одних участков земной поверхности и погружение других. Эти силы сминают породы в складки, создают высочайшие горы и глубочайшие океанические впадины. С другой стороны, силы, действующие на поверхности земли, стремятся выровнять все возникшие неровности. Они сглаживают возвышенности и заполняют продуктами их разрушения впадины земной коры. Эти продукты разрушения отлагаются сначала в виде горизонтально залегающих слоев и пластов, образующих мощные толщи осадочных пород. Под действием внутренних сил толщи пород выводятся из горизонтального положения и зачастую поднимаются на большую высоту. Эти силы получили у геологов наименование тектонических сил. Действие тектонических сил столь велико, что они сминают мощные толщи пород в складки самой различной формы. Слои пород, смятые в складки и поднятые на большую высоту, образуют горные цепи, подобные Кавказу, Уралу, Тянь-Шаню, Альпам, Кордильерам, Гималаям. При смятии пород и их подъеме возникают многочисленные трещины и разрывы пластов земной коры. Породы, смятые в складки, образующие горные хребты, непрерывно разрушаются. При этом залегавшие когда-то на глубине пласты оказываются либо выведенными на поверхность, либо связанными с поверхностью земли массой трещин. Благодаря этому вода, нефть и газ, залегающие в недрах земли, могут просачиваться кверху.

        Гораздо реже по сравнению с горными странами встречаются выходы нефти и газа на равнинах. Хотя и здесь проявляются колебательные движения земной коры и силы, выравнивающие земную поверхность, но эти явления в равнинных районах выражены значительно слабее. При отсутствии резких изгибов породы сохраняют свою пластичность и не разбиваются трещинами; следовательно, скопления нефти и газа сохраняются гораздо лучше, так как они остаются захороненными под покровом мощных слабоизогнутых толщ пород. В равнинных районах редко создаются условия, приводящие к просачиванию нефти и газа на поверхность земли. 

    1. Откупная  система

 
            Развитие нефтедобывающей промышленности в царской России не стимулировалось правительством. Это хорошо видно из отношения царских чиновников к предложениям братьев Дубининых.

       После смерти Петра I, который предвидел большую роль нефти в развитии хозяйства страны, все последующие цари и их министры явно не понимали значения для государства развития добычи и переработки нефти. Отношение царского правительства в XIX веке к развитию Бакинской нефтяной промышленности показало полную его неспособность к организации этой важнейшей отрасли народного хозяйства. Если до 1808 года добыча нефти на Апшеронском полуострове производилась в большей или меньшей мере свободно, то позже была введена так называемая откупная система, цель которой заключалась в переложении на промышленников целиком всех забот о развитии добычи нефти, а в дальнейшем и ее переработки. Получив «откупные» от того или другого промышленника, казна больше не вмешивалась в его деятельность. Откупщик получал при этом монополию на добычу, продажу и переработку нефти и мог почти бесконтрольно использовать недра. По условиям откупа «никто, кроме откупщика, не имеет права продавать в Бакинской провинции нефти ни тайно, ни явно...»

       Откуп приносил неисчислимый вред государству, так как задерживал всякое развитие нефтедобычи не только в Баку, но и в других районах, где была известна нефть. Д. И. Менделеев в своей записке министерству финансов о состоянии развития нефтяной промышленности отмечал, что кратковременный откуп приводит к тому, что арендатор заинтересован только в том, чтобы как можно больше заработать, вкладывая как можно меньше в оборудование нефтяного промысла. В известном обзоре Всемирной парижской выставки Д. И. Менделеев писал, что для развития добычи и переработки нефти в России «требуется, прежде всего, только, чтобы откупа были уничтожены и нефтяные местности были бы сбыты в частные руки путем публичной продажи...» В 1872 году царское правительство под давлением нарождавшейся русской буржуазии отменило «откуп», сдав нефтеносные «казенные дачи» с торгов предпринимателям. По сравнению с откупом это было шагом вперед по пути использования нефтяных ресурсов. 
 
 
 

    1. Развитие  переработки нефти.
 

            По мере переработки нефти на керосин возникла необходимость использования нефтяных остатков, загромождавших нефтеперегонные заводы. Первое время нефтяные остатки не успевали вывозить с заводов, и для того чтобы освободиться от них, их сливали в ямы и сжигали. В. И. Рагозин, организовавший с помощью Д. И. Менделеева выделение из нефтяных остатков смазочных масел, в 1877 году построил первый масляный завод в Балахне вблизи Горького. В 1879 году он соорудил подобный же завод в Ярославле. Тяжелую часть нефти (мазут), остававшуюся после выделения легких масел, стали применять в качестве топлива. Мазут использовали в качестве топлива на фабриках, заводах, железных дорогах, во флоте — всюду, где применялись паровые машины. Непрерывное повышение спроса на нефть объясняется высокой теплопроизводительностью. Еще Д. И. Менделеев установил, что теплопроизводительность мазута вдвое больше теплопроизводительности каменного угля среднего качества. Теплотворная способность топлива играет огромную экономическую роль прежде всего при его перевозках. Если принять число вагонов, необходимых для перевозки нефти, за единицу, то для хорошего донецкого каменного угля, чтобы заменить это количество нефти, потребуется 1,35 вагона, для подмосковного угля — 3 вагона, для торфа — 3,3 вагона, для сухих дров — 3,4 вагона и, наконец, для горючих битуминозных сланцев - около 7 вагонов.

        Перед русской нефтяной промышленностью открывались широкие перспективы развития, но капиталистический способ производства приводил к хищнической эксплуатации недр и варварскому использованию нефти. Несмотря на разработанные русскими учеными способы рационального использования нефти как сырья для получения самых разнообразных масел, большая часть этих масел сжигалась в топках вместе с мазутом. В это время бензин, вызывавший взрывы и пожары, не находил применения. Как в Баку, так и в Грозном бензин в конце XIX века считался вредной примесью. Его либо сжигали, либо, в лучшем случае, сливали в поглощающие колодцы. Д. И. Менделеев, возмущаясь хищническим истреблением ценнейших нефтяных масел, бросил свою знаменитую фразу, направленную против сжигания сырой нефти в топках: «Нефть не топливо, — топить можно и ассигнациями». Появление разных видов масел, не находивших вначале сбыта, вызвало ряд попыток их использования в промышленности. В конце XIX века начали появляться и все шире и шире применяться различные двигатели внутреннего сгорания.

         Вначале, в 90-х годах, особенно широко стали использоваться мощные двигатели, работающие на тяжелом моторном топливе. Эти двигатели стали именоваться дизелями. Последние нашли широчайшее применение в промышленности и особенно во флоте. Суда, оборудованные дизелями, могли брать с собою запас топлива почти на два месяца, причем нефть занимала меньше места по сравнению с углем. По предложению Д. И. Менделеева в 1887 году на Черном море впервые в мире два миноносца «Сова» и «Лук» были переведены на нефтяное топливо. Результаты испытаний превзошли все ожидания, но царское правительство не торопилось с переоборудованием военных судов на нефть. Предложением Д. И. Менделеева воспользовалась Англия. Спустя 26 лет после удачных испытаний на миноносцах «Сова» и «Лук» английский военный флот был переведен на нефтяное топливо. С появлением автомобиля наиболее легким и мощным двигателем, занимающим мало места, оказался бензиновый мотор, который был изобретен раньше дизеля, но не находил вначале применения. Появление и увеличение спроса на бензиновые моторы сначала для автомобилей, а затем и для самолетов, привели вскоре к тому, что бензин, рассматривавшийся ранее в качестве вредной примеси и уничтожавшийся, превратился в ценнейшую составную часть нефти. 
 

    1. Основные  группы нефтей.
 

           Большинство нефтей легче воды и обладает специфическим запахом, который, если в нефти присутствуют сернистые соединения, становится очень неприятным. В зависимости от преобладания в нефти углеводородов того или иного типа нефть разделяют на три основные группы: 
1) метановые, или парафиновые.

2) нафтеновые, или асфальтовые. 

3) ароматические,  или бензольные.

         Более распространены на земном шаре нафтеновые нефти. У нас они встречаются на Эмбе. Реже встречаются метановые нефти, такие, как например, нефть верхних горизонтов Сура-ханского месторождения на Апшеронском полуострове. В качестве примера метановых нефтей зарубежных стран можно упомянуть некоторые нефти румынских и пенсильванских месторождений. Ароматическая нефть в РФ встречается лишь в Чусовских городках.

        Одной из основных групп, а относится к различным переходным группам. Весьма своеобразное явление представляют майкопские нефти, содержащие в себе все три основных ряда углеводородов примерно в равном количестве. Физические константы нефти, как вязкость и удельный вес, меняются в очень широких пределах. Удельный вес нефтей (то есть вес одного кубического сантиметра) укладывается в пределы от 0,75 до 1,00 при температуре 20° по Цельсию. Как редкое исключение встречаются нефти с удельным весом меньше 0,75 и больше 1,00. Нефть месторождения Уч-Кизыл в Термезском районе имеет удельный вес 1,01. Такая нефть тонет в воде. В качестве примера очень легкой нефти можно привести белую нефть Сураханского месторождения, удельный вес которой 0,71. Очень важным физическим свойством нефти является ее вязкость. Вязкую нефть труднее перекачивать по трубам. При нагревании нефти ее вязкость уменьшается. Поэтому вязкую нефть перекачивают по трубопроводам, предварительно подогрев ее. Вязкость влияет и на качество нефтепродуктов. Например, смазочные машинные масла считаются тем лучше, чем меньше меняется их вязкость при повышении температуры. Обычно представляют себе, что нефть — это черная или темнокоричневая жидкость. Но нефть может быть и красноватой, и желтой, и белой. Цвет нефти зависит от примесей. Кроме того, нефть, флюоресцирует на солнце. Бакинские нефти имеют синеватый отлив, а некоторые грозненские — зеленоватый. По цвету продуктов, получаемых из нефти, можно судить о их чистоте. Чем светлее бензин или керосин, тем они чище. У разных нефтей температура их застывания и кипения различна. Объясняется это отличием в составе нефтей. Так, например, грозненская парафинистая нефть застывает при температуре ниже 11°, грозненская беспарафинистая нефть застывает лишь при минус 19°. Сураханская и охинская (остров Сахалин) нефти не застывают даже в самые сильные морозы. Чем ниже температура застывания нефти и ее продуктов, тем они ценнее. Особенно большое значение это имеет для авиации и транспорта северных районов. 

Информация о работе Нефть. История открытия и применения