Основы проектирования участков и цехов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание

Характерные признаки организации поточного производства: расчленение процесса изготовления продукции на ряд составных частей, на более или менее простые операции и закрепление их за отдельными рабочими местами (станками) или за группой одинаковых рабочих мест; повторение одних и тех же процессов на каждом рабочем месте; оснащение рабочих мест поточной линии специальным оборудованием, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими высокопроизводительное выполнение закрепленных операций; транспортная направленность, регламентирующая все производство во времени и в пространстве; высокая степень механизации и автоматизации процессов производства; непрерывно повторяющееся единообразие всех производственных факторов качества и форм материалов, инструментов и приспособлений; равномерность выпуска продукции на основе единого расчетного такта поточной линии; одновременное выполнение всех составных частей процесса.

Содержание

Введение 3
1 Определение метода производства 4
2 Расчёт потребного количества оборудования 6
3 Определение типа производства 9
4 Проектирование станочного отделения 11
4.1 Выбор специализации участка
4.2 Выбор метода расположения оборудования
4.3 Выбор способа ориентации станков относительно продольного проезда
4.4 Выбор расстояний между станками
4.5 Ширина продольного проезда
4.6 Площадь станочного отделения механического цеха
4.7 Установка оборудования при монтаже
5 Выбор и обоснование транспорта
6 Проектирование системы уборки стружки
7 Проектирование вспомогательных отделений
7.1 Проектирование складской системы
7.2 Проектирование ремонтной базы
7.3 Проектирование заточного отделения
7.4 Проектирование контрольного отделения
7.5 Проектирование отделения СОЖ
7.6 Проектирование инструментально – раздаточной кладовой
8 Выбор и обоснование основных характеристик производственного здания
8.1 Тип здания
8.2 Габариты
8.3 Сетка колонн
8.4 Высота пролёта
9 Определение потребного количества оборудования в условиях мелкосерийного производства

Работа состоит из  1 файл

расчётно-пояснительная записка по механосборочным цехам.doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

     Массовое  производство обеспечивает наиболее полное использование оборудования, высокий  общий уровень производительности труда, самую низкую себестоимость  изготовления продукции.

 

    4 Проектирование станочного отделения (линии) 
 

  4.1 Выбор специализации участка

     Применительно к механообработке и сборке в  массовом и крупносерийном производстве в основном создают механосборочные  предметно-специализированные цехи. При  предметной специализации участков участки специализируют по признаку изготовляемых изделий (деталей) ; при этом в одном цехе сосредотачивается всё оборудование, необходимое для полного изготовления сборочной единицы (детали).

     Для цехов и участков массового и  крупносерийного производства естественной является предметная целевая специализация участков (участок изготовления деталей и сборки коленчатого вала с маховиком, участок изготовления деталей и сборки масляного насоса и другие). Такая структура обеспечивает прямоточность производственного процесса, когда в конце поточных линий получают готовую деталь или сборочную единицу.

     Ориентация  участков на законченный конечный результат, существенное уменьшение внешних связей значительно упрощают решение проблем  разделения и согласования труда  и способствуют приобретению ими  свойств самоорганизации и саморегулирования.

     Подетальная и предметная формы организации  участков, линий и цехов обеспечивают организационные и социальные преимущества по сравнению с технологической  формой, так как при этих формах в большей степени обеспечиваются непрерывность, прямоточность и ритмичность производственного процесса, а коллективы бригад и участков в большей степени могут влиять на конечные результаты труда. При этих формах организации создаются более благоприятные условия для внедрения хозяйственного расчета в бригадах линий и участков.

     В условиях массового и крупносерийного  производства основной организационной формой являются предметно-специализированные поточные линии. 

  4.2 Выбор метода расположения  оборудования

     Основным  принципом при разработке плана  расположения оборудования на участке является обеспечение прямоточности движения деталей в процессе их обработки в соответствии с технологическим процессом, а также определение расстояний между оборудованием и колоннами и стенами.

     Метод расположения оборудования зависит от метода производства и от вида специализации участка.

     В поточном производстве оборудование располагается  по ходу технологического процесса детали, которая обрабатывается на поточной линии (рисунок 4.1):

     

     Рисунок 4.1 – Схема расположения оборудования по ходу техпроцесса. 

  4.3 Выбор способа  ориентации станков  относительно продольного  проезда

     Продольное  расположение, когда станок фронтальной  стороной обращён к проезду –  наиболее удобный вариант. При таком  расположении облегчается подача к станку заготовок, инструмента, удаление отходов, подвод коммуникаций. Примем продольное расположение для станков так как их количество невелико и сформированный таким способом участок возможно будет вписать в типовой цех.  
 
 
 

  4.4 Выбор расстояний между станками

     Для осуществления обслуживания и ремонта  оборудования необходимо предусмотреть  достаточные расстояния между станками, колоннами и стенами. По [1. табл. 4.9 с. 116] принимаем:

     -от  проезда до фронтальной стороны  станка (а) – 1000 мм;

     -между  станками при расположении их боковыми сторонами друг к другу (б) – 900 мм;

     -от стен, колон до тыльной стороны станка (в) - 800 мм (рисунок 4.2). 

   

     Рисунок 4.2 – Расстояния между станками и строительными конструкциями 

  4.5 Ширина продольного проезда

     Примем по рекомендациям [1, c. 116]. Ширину продольного проезда принимаем 3 метра для проезда внутрицехового транспорта – электротележки. Ширину магистральных проездов, по которым осуществляются межцеховые перевозки, принимаем равной 5 метров. 
 

  4.6 Площадь станочного  отделения механического  цеха

     Определим площадь станочного отделения укрупнено  по формуле: 

   

 

    Где Сп.пр –  число станков данного типоразмера  на участке: 
    -малые станки – 4; 
    -средние станки – 10; 
    fуд – удельная производственная площадь: 
    -для малых станков – 12м2;  
    -для средних – 25 м2;

     Точная  площадь станочного отделения, определённая по плану расположения оборудования в цеху составляет F=548 м2. 

  4.7 Установка оборудования  при монтаже

     Для лёгких станков общего назначения с массой до 3 тонн (6Т82Г, m=2530кг) принимаем установку на полу.

     На  общие фундаменты устанавливаем  остальные станки, так как их масса  находится в пределах 3-10 тонн (2Г175, m=4250кг; 1Н713, m= 4700кг; 53А20, m=6800кг).

 

    5 Выбор и обоснование  транспортных средств 
 

     Обрабатываемая  деталь «Вилка» имеет массу 6 кг и  относится к средним по массе  деталям. По форме деталь «Вилка»  является представителем класса вилок. Для удобства загрузочно-разгрузочных операций деталь будет транспортироваться на поддонах. Деталь «Вилка» выполнена из твёрдого металлического материала.

     Для данного участка в качестве межоперационных  транспортных средств принимаем  конвейеры роликовые однорядные (рольганги), обладающие следующими свойствами и возможностями:

     -по назначению – межоперационный вид транспорта;

     -по  способу перемещения грузов - как в таре, так и без тары;

     -по  принципу движения – периодическое;

     -по направлению движения  – прямоточное;

     -по уровню расположения – эстакадный (на уровне руки рабочего);

     -по принципу работы – грузонесущая транспортная система;

     -по  схеме движения – линейная;

     -по  конструктивному исполнению – безрельсовая.

     Так как заготовка имеет массу 8,5 кг, на первых операциях для перемещения  заготовок принимаем подвесной  однобалочный кран грузоподъёмностью  до 5 т. И пролётом 3-12 м.

     Схема транспортных грузопотоков приведена  на рисунке 4.3.

     В качестве внутрицехового транспорта принимаем электрические тележки с подъёмником, так как они просты в управлении, бесшумны, обладают высокой манёвренностью, не требуют широких проездов и больших радиусов закруглений, обладают грузоподъёмным краном, который позволяет снизить трудоёмкость погрузочно-разгрузочных работ.

 

     

 

     Рисунок 5.1 – Схема транспортных грузопотоков на участке

 

   

   6 Проектирование системы  уборки стружки 

     Найдём  количество стружки, производимое на поточной линии: 

   

 

    Где qс – выход стружки в кг/час; 
    Qз – масса заготовки 8,5 кг; 
    Qд – масса детали 6 кг; 
    N – годовой выпуск 100000 шт в год; 
    Fэ – эффективный годовой фонд времени оборудования 4015 час.

     Подставив в формулу известные величины, получим: 

   

 

     Так как на участке большинство станков – фрезерные, то будет образовываться преимущественно стружка группы 1 - элементообразная (мелкая крошка, кусочки, высечка). Так как скорость образования стружки на участке невелика, это позволит отказаться от механизированной системы уборки стружки. В проектируемом участке стружка будет собираться в ящики для стружки и периодически вывозиться электрокарами.

 

    7 Проектирование  вспомогательных  отделений 
 

  7.1 Проектирование складского  хозяйства

     Складское хозяйство состоит из комплекса складов разного функционального назначения. Непосредственно в цехе целесообразнее всего размещать площадки для хранения минимального запаса (2 – 3 дня) заготовок. Эти площадки устанавливают в каждом пролёте в начале станочного отделения.

     Размеры площадок для одного пролёта определяем по формуле (2 стр. 30): 

   

 

    где, t – время хранения деталей на складе, t=3 дня (2. табл. 2.8 с. 31);  
    g – допускаемая загруженность пола,g=2 ; 
    k – коэффициент использования площади, k=0,4;  
    Д – число рабочих дней в году, 253 дня; 
    Qз - масса заготовок, обрабатываемых на участке в течение года, определяется по формуле:
     

   

 

    где N – программа выпуска деталей, N=100000шт; 
    Gз – масса заготовки, 8.5 кг;

     Подставив в уравнение известные величины, получим: 

   

 

   

 

     Размещается склад готовой продукции в  конце цеха смежного с контрольным  отделением. Ограждается металлическими сетками.

     Площадь склада готовой продукции: 

   

; 

    где t – время хранения деталей на складе, t=3 дня (2. табл. 2.8 с. 31); 
    g – допускаемая загруженность пола,g=2
    k – коэффициент использования площади, k=0,4; 
    Qд - масса готовых деталей, обрабатываемых в цехе в течении года: определяется по формуле:
     

   

 

    где Gд – масса готовой детали, 6 кг; подставив ранее найденные значения в формулу, получим: 

   

 

   

 

     Склад готовой продукции принимаем  по укрупнённым данным: 

   

 

  7.2 Проектирование инструментально – раздаточной кладовой (ИРК)

     Инструментально – раздаточная кладовая (ИРК) служит для хранения всех видов инструмента  и оснастки, а также выдачи их на рабочем месте.

     Для небольших цехов и средних (до 200 станков) устанавливается комплексная ИРК для всех видов инструментов. Расчет площади комплексной ИРК производится по нормам, приведенным в (2 табл. 2.5, стр. 25). 

   

; 

     Размещается ИРК в стороне от основных грузопотоков, но не далее 70 м от наиболее удалённого рабочего места, ограждается металлической сеткой. 

  7.3 Проектирование заточного  отделения

     Заточное  отделение предназначено для  централизованной заточки режущих  инструментов. Количество заточных станков  определяется по нормам [2, стр. 25, табл. 2.6]. Принимаем 4 заточных станка. Площадь заточного отделения определяется по формуле: 

   

 

    Где Cзо – число станков в заточном отделении, 4 станка; 
    fуд – удельная площадь на один заточной станок, принимаем 12 м2, подставив значения в формулу, получим:
     

   

 

     Заточное  отделение располагается рядом  с ИРК и ограждается стеклянными  перегородками. 

  7.4 Проектирование контрольного отделения

     Контрольное отделение предназначено для  организации приёмного контроля годных деталей. По степени охвата приёмочный контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

     Выборочный  контроль требует значительного  объема выпуска для формирования корректных выводов или проб. Выборочный контроль, как правило, принимают  при операционном контроле.

Информация о работе Основы проектирования участков и цехов