Политика энергосбережения в Украине и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:41, доклад

Описание

Вопросы энергопотребления являются для Украины сложнейшим клубком трудноразрешимых проблем, нерешенность которых начинает угрожать национальной безопасности Украины, особенно учитывая отсутствие в стране собственны запасов нефти, газа, ядерного топлива. Поэтому вопросы энергосбережения следует считать наиважнейшими экономическими и экологическими проблемами на данном непростом этапе развития Украины.
Есть 6 принципиальных путей энергосбережения:
- Уменьшение энергоемкости выпускаемой продукции на действующих предприятиях за счет модернизации технологий.
- Повышение кпд котлов и снижение потерь в электро-тепло-сетях при производстве и транспортировке электрической и тепловой энергии, а также в жилых домах
- Утилизация "энергосодержащих" отходов.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 59.38 Кб (Скачать документ)

Машиностроительная промышленность имеет сложную территориальную  организацию производства. Это связано, в частности, с тем, что в процессе научно-технического прогресса, разделение труда в этой области (включая  территориальный) динамично углубляется и расширяется, что становится основой интеграции отдельных производств. Концентрация, специализация и кооперирование приобретают большие масштабы, которые качественно различаются между собой. Производственные связи между предприятиями очень разнообразные. Элементарные территориальные машиностроительные системы часто охватывают большое количество предприятий. Которые имеют не только компактную, а и районную, межрайонную и даже межгосударственную территориальную общность.

Специализация, концентрация и кооперирование машиностро-ительных предприятий, их производственно-территориальные связи и создание комплексов являются основными организационными факторами. Эти факторы и рациональное управление играют важную роль в повышении эффективности производства. Только научно обоснованная, углубленная специализация предприятий может дать около 1/3 всего прироста производительности работы в машиностроении. Даже частичная, детальная специализация в районе дает возможность удвоить выпуск продукции и на 40-50% сократить численность вспомогательного персонала. Использование организационных факторов в повышении эффективности машиностроения требует в 1,5-2 разы меньших затрат, чем внедрение одинаковых по конечными результатам других технических и организационных мероприятий.

Машиностроение Украины  характеризуется высоким уровнем  концентрации производства. Потенциал  Украины специалисты сравнивают с потенциалом Англии и Франции, вместе взятых. Одним из подтверждений этого является то, что Украина имеет такие уникальные предприятия тяжелого машиностроения, как "Азовмаш" в Мариуполе, Новокраматорский машиностроительный завод, объединение "Лугансктепловоз", Харьковское научно-производственное объединение (НПО) "Турбоатом", Сумское НПО им. Фрунзе и десятки других заводов и объединений. Однако машиностроительный комплекс Украины и специализированные и территориальные системы не сформировались. Одной из причин этого является то, что часто даже предприятия-соседи десятки лет пребывали в различных ведомствах, были резко размежеваны. Из Москвы планировались хозяйственные связи, взаимные поставки, определялась специализация отдельных предприятий. Теперь, когда Украины стала независимой, территориальная организация машиностроения определилась как одна из важнейших проблем этого развития.

Украина в целом обладает благоприятными условиями для формирования рациональных территориальных машиностроительных систем, в частности такими.

1. Сравнительно небольшая  территория государства и удобная  ее конфигурация.

2. Достаточно густая сеть  путей сообщения, возможности  формирования специализированных  территориальных систем, охватывающих  всю территорию государства: радиус  связей при этом не будет  превышать 1000 км. Это совсем не  означает, что можно ограничиться  формированием систем только  в масштабах всей территории  государства. Целесообразно в  зависимости от сложности конечной  продукции и особенностей технологии  замыкать производственные связи  машиностроительных предприятий  в границах районных систем.

3. Наличие в территориальной  структуре машиностроительной агломерации.  Они могут стать ядрами районных  систем, специализированных территориальных  систем -- внутригосударственных и межгосударственных.

4.Наличие крупных машиностроительных  узлов -- Харьковского, Киевского, Краматорского, Мариупольского, Львовского, Луганского, Николаевского, Запорожского, Днепропетровского и других, в которых есть большие машиностроительные заводы, которые могут стать ядрами формирования специализированных систем в масштабе всей страны.

5.Очень выгодное геополитическое  положение Украины. Она непосредственно  граничит с 7 государствами, из 3 раньше были в составе СССР. Эта черта геополитического положения  способствует созданию межгосударственных  элементарных территориальных систем. Наличие морских границ дает  возможность устанавливать непосредственные  связи (через Черное море) с  Румынией, Болгарией, Турцией, Грузией,  Россией и другими государствами.  Близость к странам Центральной  и Западной Европы дает возможность  развивать с ними связи в  кооперации предприятий Украины.

Для дальнейшего развития машиностроения в Украине есть все  предпосылки. Перспективы таковы:

1) переориентация на производство  конкурентоспособных товаров для  населения и народного хозяйства,  освоение новых прогрессивных  технологий.

2) формирование организационных  структур управления отраслями  и под отраслями. 

3) создание в Украине  информационных систем для принятия  управленческих решений. 

4) освоение экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

5) территориальная организация  машиностроительного комплекса.

Предприятия машиностроения должны производить высокоэффективные  машины и оборудование для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, а также машины для разработки месторождений в других странах.

Вторая группа специализированных комплексов -- это те, которые могут занять важное место во внешнеэкономических связях Украины, в частности судостроение, самолетостроение, определенные виды станкостроения, приборостроения.

Для интеграции машиностроительного  комплекса Украины с машиностроением  других стран, особенно соседних и тех, с которыми существовали производственные связи до распада СССР, очень важно  формировать межгосударственные специализированные машиностроительные комплексы. Эта  форма территориальной организации  в определенной мере будет способствовать возобновлению рациональных горизонтальных связей между машиностроительными  предприятиями стран бывшего  СССР и расширить интеграцию экономики Украины в мировую.

Важным направлением усовершенствования территориальной организации является формирование машиностроительных территориальных  комплексов на основе машиностроительных агломераций и узлов. Территориальная  организация такого огромного межгосударственного  образования, как машиностроение, требует  разработки фундаментальных и прикладных исследований, создания специального научного центра или технологических  парков.

В Проекте программы структурной  перестройки экономики Украины  для каждой отрасли машиностроения предложены конкретные меры по повышению  эффективности их функционирования.

Общие направления развития машиностроительной отрасли Украины  до 2015 г. можно объединить в следующие  основные группы:

- изменение отраслевой структуры производства машиностроения с целью увеличения удельного веса дизелестроения, подъемно-транспортного машиностроения, электротехнической, автомобильной промышленности, машиностроения для легкой, пищевой промышленности. В то же время предлагается уменьшить доли горно-шахтного и горнорудного машиностроения, приборостроения в общем объеме производства продукции машиностроения;

- расширение объемов производства машиностроительной продукции для внутреннего рынка при одновременном повышении ее качества и сокращения ассортимента импортируемой продукции. К 2015 г. потребности Украины в машиностроительной продукции отечественного производства должны быть удовлетворены не менее чем на 70%;

- увеличение валютных поступлений от экспорта машиностроительной продукции путем использования достижений научно-технического прогресса и поставок на внешние рынки товаров с высоким уровнем технологической переработки, а также освоение новых рынков сбыта;

- использование инвестиций не для расширения производственных мощностей машиностроительных предприятий, а для создания замкнутых циклов производства;

- разработка новых технологических процессов производства продукции;

- закупка технологий и лицензий для освоения производства новой машиностроительной продукции с высоким уровнем надежности, продолжительным жизненным циклом и низкими затратами всех видов материалов при эксплуатации;

- внедрение в производство новых образцов машиностроительной продукции с учетом минимизации отходов и возможности их дальнейшего использования для выпуска других товаров;

- расширение номенклатуры машиностроительной продукции для субъектов предпринимательской деятельности и сферы бытового обслуживания населения за счет разработки и производства многофункциональной и малогабаритной техники, способной конкурировать с зарубежными аналогами.

В перспективе машиностроение должно занять весомое место как в структуре промышленности, так и в формировании экспорта Украины. Необходимо:

· совершенствовать отраслевую структуру машиностроения;

· расширять ассортимент  продукции за счет отраслей, которые  выпускают товары народного

· потребления;

· модернизация машиностроительных заводов, их техническое переоснащение  с использованием современных технологий и повышения качества машин, их конкурентоспособность.

· наладить производство высокоэффективных  машин и их систем для всех отраслей и сфер н/х, приборов и аппаратов скоростной вычислительной техники нового поколения, производства систем связи, способов управления, автоматизации.

· специализацию и кооперирование ориентировать на отечественные  предприятия, образовывать замкнутые  циклы производства в стране.

· Ускорение структурной  перестройки комплекса на основе увеличения объемов производства в  таких отраслях: ракетно-космической, самолетостроении, судостроении, информационных и телекоммуникационных системах, тяжелом машиностроении, сельскохозяйственном машиностроении, приборостроении и электротехнической промышленности.

В современных сложных  условиях для успешного развития машиностроительства нужна неспешная приватизация, а реформа управления в сферах государственной и материального производства, причем создание четкой организационной структуры. Нужно поручить управление машиностроительством тому, кто умеет успешно решить эту проблему. Однако не обойтись и без отработки научных основ территориальной организации этого сложного комплекса.

 

СРС 4. Современные процессы химической промышленности

Современная химическая промышленность выпускает  десятки тысяч продуктов. Все  многообразие химико-технологических  процесов, используемым в химической промышленности, можно свести к пяти основным группам: механическим, гидродинамическим, тепловым, диффузионным(масообменным) и химическим. Механические процессы, используемые в химической промышленности — это процессы дробления, измельчения, агломерации, транспортирования твердых материалов, гранулирования т.п. Гидродинамические, используемые в химической промышленности - это процессы перемещения жидкостей и газов по трубопроводам, перемешивания, псевдоожижения, очистка газов от пыли и тумана, очистки воды и систем и др. Тепловые, используемые в химической промышленности — это процессы нагревания, охлаждения, конденсации, выпаривания и т.д. Диффузионные(массообменные) - это процессы сорбции, ректификации, растворения, кристаллизации, сушки и т.д. Наиболее важная и многообразная группа химических процессов, используемые в химической промышленности , связанны с изменением химического состава и свойства веществ. К ним относятся: процессы горения - сжигания топлива, серы, пирита и других веществ; пирогенные процессы — коксование углей, крекинг нефти, сухая перегонка дерева; электрохимические процессы в промышленности — электролиз растворов и расплавов солей, электроосаждение металлов; электротермические процессы — получение карбида кальция, электровозгонка фосфора, плавка стали; процессы восстановления — получение железа и других металлов из руд и химических соединений; термическая диссоциация — получение извести и глинозема; обжиг, спекание — высокотемпературный синтез ссиликатов, получение цемента и керамики; синтез неорганических соединений — получение кислот, щелочей металлических сплавов и других неорганических веществ; гидрирование — синтез аммиака, метанола, гидрогенизация жиров; основной органический синтез веществ на основе оксида углерода, олфинов, ацетилена и других органических соединений; полимеризация и поликонденсация — получение высокомолекулярных органических соединений и на их основе синтетических каучуков, резин, пластмасс и т.д.

Таким образом, подводя итого вышесказанному, химическая промышленность определяет направленность развития современной  экономики и оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в промышленном производстве.

Комплексной автоматизации и механизации  производств химической промышленности уделяется огромное внимание, поскольку  протекание химико-технологических  процессов характеризуется сложностью, высокой скоростью и чувствительностью  к отклонениям от заданных режимов, вредностью среды рабочей зоны, взрыво-, пожароопасностью перерабатываемых веществ.

Информация о работе Политика энергосбережения в Украине и за рубежом