Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать типизацию и специализацию магазинов как элементы управления розничной торговой сетью потребительской кооперации.
Задачи работы:
- рассмотреть розничную торговую сеть как составную часть материально-технической базы розничной торговли;
- дать характеристику типизации и специализации магазинов;
- определить перспективы развития типизации и специализации магазинов.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической
базы розничной торговли………………………………………………….6
2 Характеристика типизации и специализации………………………….17
3 Перспективы развития типизации и специализации магазинов……...30
Заключение………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………….44
9 Фирменный магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.
10 Удобный (дискаунтами) магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т. д. (интернет источник)
Одним из основных направлений качественного улучшения розничной торговой сети является ее специализация. Специализация - это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения. В результате специализации общий ассортимент товаров планомерно распределяется между различными магазинами, и покупатели получают возможность выбирать товар из их совокупности, сосредоточенной в относительно небольшом количестве магазинов.
Специализация - одно из условий повышения качества торгового обслуживания населения. Она имеет ряд преимуществ. В результате специализации увеличивается число разновидностей товаров в магазинах и покупателям предоставляется более широкий выбор. Работники магазина имеют возможность более глубоко изучить покупательский спрос на товары, а на основе этого более квалифицированно осуществлять закутки товаров, активнее воздействовать на производство товаров. Специализация способствует росту производительности труда продавцов, более эффективному использованию торговых площадей и оборудования, применению прогрессивных методов торговли и повышению культуры обслуживания покупателей.
Недостатками специализации является то, что сокращается число пунктов продажи определенных видов товаров и магазины территориально удалены от покупателей. Чтобы совершить комплексную покупку, покупатели вынуждены тратить много времени.
На специализацию торговой сети в сельской местности оказывают влияние особенности сельского труда, быта, небольшая плотность населения, что ограничивает возможности специализации (№ 9; 142-143).
Относительно малая плотность сельского населения определяет и небольшие объемы товарооборота сельских магазинов, что ограничивает возможности специализации. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным.
Объективной основой специализации является сложность и разнообразие ассортимента товаров, систематическое его расширение, что требует дифференцированного распределения товарной массы между магазинами. (№ 4; 310-311).
Специализация магазинов развивается по двум направлениям: по линии товарной специализации и как специализация по потребительским комплексам.
Товарная специализация осущест
По признаку товарной специализации магазины подразделяют на следующие группы, что и отражено в таблице 2.
Таблица 2 - Основные признаки, характеризующие тип объекта розничной торговли
Объект розничной торговли |
Торговая площадь, м2, не менее |
Ассортимент товаров |
Формы торгового обслуживания | |
Вид |
тип |
|
|
|
Универсальный магазин |
Гипермаркет |
5000 |
Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров |
Преимущественно самообслуживание |
Универмаг |
3500-- городская торговля |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, но образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок | |
650-- сельская торговля | ||||
Универмаг «Детский мир» |
2500 |
Универсальный ассортимент
непродовольственных товаров |
Самообслуживание, но образцам, но каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок | |
Универсам (супермаркет) |
400 |
Универсальный ассортимент
продовольственных товаров; широкий
ассортимент |
Преимущественно самообслуживание | |
Гастроном |
400 |
Универсальный ассортимент
продовольственных товаров с
преобладанием в нем гастрономи |
Индивидуальное обслуживание через прилавок | |
Все для дома, товары для детей, товары для женщин и др. магазины с комбинированным ассортиментом товаров |
650 |
Товарные комплексы соответствующей специализации |
Самообслуживание, но образцам, но каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок | |
Комиссионный магазин |
18 |
Узкий ассортимент |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок | |
Магазины со смешанным ассортиментом товаров |
---------- |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, несвязанных общностью спроса |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
Товары повседневного спроса |
100 |
Продовольственные и непродовольственные товары частого спроса |
Преимущественно самообслуживание | |
Специализированный продовольственный магазин |
Рыба, мясо, колбасы, минеральные воды и т, п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Специализированный непродовольственный ' магазин |
Мебель, хозяйственные товары, электротовары, одежда, обувь, ткани и т. п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, но каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный продовольственный магазин |
Продукты (минимаркет) и т. п. |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный непродовольственный магазин |
Дом торговли |
1000 |
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Примечание: Источник 2
- узкоспециализированные - это магазины, которые торгуют одним видом товара или частью товарной группы. Например, магазины «Галстуки», «Часы», «Табак». «Молоко». «Хлеб»;
- специализированные - магазины, которые торгуют товарами одной товарной группы: «Ткани». «Обувь». «Одежда». «Мебель»;
- комбинированные - магазины, в ассортимент которых включены товары нескольких родственных групп: «Овощи-фрукты». «Мясо-рыба». «Галантерея-парфюмерия»;
- универсальные - реализуют товары многих товарных групп через специализированные отделы или рабочие места: «Универмаг», «Универсам»;
неспециализированные - реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров через неспециализированные рабочие места: «Продукты», «Промтовары»;
- смешанные - реализуют товары различных продовольственных и непродовольственных групп через неспециализированные рабочие места: магазин «Товары повседневного спроса».
Специализация магазинов по потребительским комплексам предполагает объединение товаров в потребительские комплексы из различных товарных групп, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса покупателей. Такая группировка позволяет создать больше удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с товарами, сокращает затраты времени на приобретение необходимых изделий, способствует импульсивным покупкам. Создание потребительских комплексов позволяет быстрее обнаружить недостатки в построении ассортимента. Потребительские комплексы способствуют формированию покупательского спроса.
Потребительские комплексы можно создать в различных вариантах: по половозрастному признаку (товары для женщин, детей): товары для тех, кто занимается спортом (магазин охотника и рыболова): товары для дома, для кухни, ванной, уборки (№ 9; 143).
Специализация в торговле - процесс эволюционный, связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации - по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»), следовательно и требуется соответствующее оформление данных магазинов, что и отражено в таблице 3.
Таблица 3 - Перечень требований к оформлению магазинов различных типов
Вид |
Тип |
Вывеска снеговая или с подсветкой, с элементами оформле-ния |
Примене-ние фирмен ных буклетов и (или) упаковоч- ных материа- лов |
Наличие у обслужива-ющего персонала форменной одежды с эмблемой предприя-тия |
Использова-ние декоратив-ных элементов в оформлении экспозици-онных витрин |
Современ-ное выставоч-ное оборудова-ние, изготовлен-ное в едином стиле |
Универсальный магазин |
Гипермаркет |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Универмаг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 3
|
Магазин-склад |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
|
Универсам (Супермаркет |
+ |
-- |
+ |
+ |
+ |
Универсальный магазин |
Гастроном |
+ |
-- |
+ |
+ |
+ |
|
Товары Повседневно-го спроса |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
Специализированный прод. магазин |
Рыба, мясо, колбасы, минер. воды и т, п. |
+ |
-- |
+ |
+ |
+ |
Магазин проч.товарной специализ. |
Природа, семема, зоомагазин, киша и т. п. |
+ |
-- |
+ |
+ |
+ |
Неспециализированный продовольственный магазин |
Продукты (минимаркет) |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
Неспециализированный непродовольственный магазин |
Дом торговли |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Все для дома, товары для детей, товары для женщин и др. магазины с комбиниро-ванным ассортимен-том товаров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Специализированный непродовольственный магазин |
Мебель, Хозяйствен-ные товары, электротова-ры, одежда, обувь, ткани и т. п. |
+ |
-- |
+ |
+ |
+ |
Примечание: Источник 2
« + » - характеристики, соответствующие оформлению данного магазина;
« - » - характеристики, не соответствующие оформлению данного магазина.
Такой подход к специализации является целесообразным при продаже товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Мини-маркеты» и т. п.) (№ 4; 311-312).
Магазины потребительской кооперации находятся в собственности потребительских кооперативов. Магазины потребительской кооперации системы Белкоопсоюза призваны обеспечивать в первую очередь потребности сельского населения. Основная масса магазинов этой системы представлена небольшими сельскими магазинами, торгующими товарами повседневного спроса как продовольственной, так и непродовольственной группы. Иногда на эти магазины возлагаются заготовки грибов, дикорастущих ягод и т.д. В составе потребительской кооперации республики имеются универмаги и крупные специализированные торговые предприятия, расположенные преимущественно в районных центрах и крупных населенных пунктах. (№ 10; 73).
В Беларуси заметны перемены в схеме торговли. Увеличивается доля крупных магазинов и торговых сетей. Розничные сети в стране, особенно в крупных городах, постепенно вытесняют рынки и одиночные магазины. Огромные гипермаркеты готовы обслуживать десятки тысяч в день
Функционирование современной розничной торговой организации практически немыслимо без таких понятий, как локальная вычислительная сеть, Интернет, виртуальная частная сеть, сервисные службы, система управления цепочками поставок и многое другое.
Телекоммуникационная сеть позволяет осуществлять централизованное управление ресурсами и поставками товаров, поддерживать единую товарную номенклатуру и дисконтную систему, а за счет этого снижать затраты магазинов и создавать дополнительные удобства для покупателей.
Особенностями автоматизации деятельности розничной торговой организации является то, что ей необходимы разнообразные виды оборудования, работающего с технологией штрихового кодирования. К ним относятся: POS-терминалы, сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных, принтеры штрих-кодов, электронные весы, POS-терминалы.
Сканеры штриховых кодов используются для считывания штриховых кодов. Сканеры подсвечивают код своим осветителем и считывают полученную картинку.
Существует много разновидностей сканеров штрих-кодов. Сканеры отличаются по типам источников излучения.