Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:22, доклад
Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно, следовательно, питание детей в школе не только его личное, но и общественное дело. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит качество его учебной деятельности.
Введение
Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно, следовательно, питание детей в школе не только его личное, но и общественное дело. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит качество его учебной деятельности.
В настоящее время все чаще в качестве национальной российской идеи звучит тезис о сбережении народонаселения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что тяжелейшая ситуация складывается в сфере состояния здоровья детей и подростков, т.е. будущего страны.
По данным Росстата Российской Федерации за 2007-2008гг. болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ детей 0 -14 лет занимают 3 место среди других основных групп болезней, уступая инфекционным заболеваниям и болезням нервной системы. Последние годы характеризуются серьезными нарушениями структуры питания населения страны, снижением потребления мяса, масла, рыбы, фруктов и овощей. Это значит, что пища не несет в себе необходимой энергии и белка. Аналогичная ситуация с витаминами и полезными микроэлементами. У большинства детей и подростков концентрация в крови аскорбиновой кислоты ниже оптимальных величин, снижена концентрация кальция, у 10-12% детей низкий уровень витаминов группы В и каротина. Возросла заболеваемость детей болезнями крови. 90% этой патологии составляет малокровие (анемия).
Все вышесказанное показывает актуальность темы данной курсовой работы. Ведь если в этой области не будут приняты соответствующие меры, то в скором времени здоровых людей останутся единицы, а сохранность здоровья детей будет хуже, чем в военные и послевоенные годы. Поэтому во всех регионах Российской Федерации на сегодняшний день наиболее остро стоит задача оптимизации организации школьного питания. Исключение является, пожалуй, только Москва, где уже успешно проводится реорганизация школьного питания.
Цель
курсовой работы: рассмотреть теоретические
основы рационального питания
I.Основы рационального питания школьников
Энциклопедический словарь медицинских терминов (изд. 1983 г.) так определяет рациональное питание: сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание – соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальными (т. е. соответствующими физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи.
Таким
образом, питание считается
У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей.
Пищевой рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, а также дефициту микронутриентов.
В настоящее
время в состоянии здоровья школьников
преобладает увеличение удельного
веса имеющих хроническую патологию
и уменьшение числа относительно
здоровых детей. К сожалению, в структуре
заболеваний школьников чаще встречаться
заболевания ЖКТ, почек, болезни
обмена веществ, да и близорукость и
сколиоз стали частыми
Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме того, регулярное питание, соблюдение режима питание - это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы.
Рацион должен быть сбалансирован не только по основным общеизвестным белкам, жирам, углеводам, но и по витаминному составу и содержанию макро и микроэлементов.
В Таблице 1 показано
распределение в процентном отношении
потребления пищевых веществ
и энергии по приемам пищи
для обучающихся согласно СанПиН
2.4.5.2409-08.
Прием пищи | Доля
суточной потребности
в пищевых веществах и энергии |
Завтрак в школе (первая смена) | 20 - 25% |
Обед в школе | 30 - 35% |
Полдник в школе | 10% |
Итого | 60 - 70% |
Таблица 1.
Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, а также витамины и минеральные соли.
В Таблице 2 и Таблице
3 показано , как согласно СанПиН 2.4.5.2409-08
выглядит потребность в пищевых веществах
и энергии обучающихся образовательных
учреждений:
Название пищевых веществ | Усредненная
потребность в
пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп | |
с 7 до 11 лет | с 11 лет и старше | |
Белки (г) | 77 | 90 |
Жиры (г) | 79 | 92 |
Углеводы (г) | 335 | 383 |
Энергетическая ценность (ккал) | 2350 | 2713 |
Витамин B1 (мг) | 1,2 | 1,4 |
Витамин B2 (мг) | 1,4 | 1,6 |
Витамин C (мг) | 60 | 70 |
Витамин A (мг рет. экв) | 0,7 | 0,9 |
Витамин E (мг ток. экв) | 10 | 12 |
Кальций (мг) | 1100 | 1200 |
Фосфор (мг) | 1650 | 1800 |
Магний (мг) | 250 | 300 |
Железо (мг) | 12 | 17 |
Йод (мг) | 0,1 | 0,12 |
Цинк(мг) | 10 | 14 |
Таблица 2.
Название пищевых веществ | Потребность
в пищевых веществах
для
обучающихся юношей и девушек | |
юноши 15 - 18 лет | девушки 15 - 18 лет | |
Белки
(г)
в т.ч. животного происхождения |
98 - 113
59 - 68 |
90 - 104
54 - 62 |
Жиры
(г)
в т.ч. животного происхождения |
100 – 115
30 - 35 |
90 – 104
27 - 31 |
Углеводы (г) | 425 - 489 | 360 - 414 |
Энергетическая ценность (ккал) | 3000 - 3450 | 2600 - 2990 |
Витамины: | ||
Витамин C (мг) | 70 | 70 |
Витамин A (мг рет. экв) | 1,0 | 0,8 |
Витамин E (мг ток. экв) | 15 | 12 |
Тиамин (мг) | 1,5 | 1,3 |
Рибофлавин (мг) | 1,8 | 1,5 |
Пиридоксин (мг) | 2,0 | 1,6 |
PP (мг ниац. экв) | 20 | 17 |
Фолат (мкг) | 200 | 200 |
Минеральные вещества: | ||
Кальций (мг) | 1200 | 1200 |
Фосфор (мг) | 1800 | 1800 |
Магний (мг) | 300 | 300 |
Железо (мг) | 15 | 18 |
Йод (мг) | 0,13 | 0,13 |
Таблица 3.
С учетом возраста
обучающихся в меню должны быть соблюдены
требования санитарных правил по массе
порция блюд ( предусмотрено приложением
3 к СанПиН 2.4.5.2409-08), их пищевой ценности,
суточной потребности в основных витаминах
и микроэлементах для различных групп
обучающихся. В Таблице 4 указана рекомендуемая
масса порций блюд для различных возрастных
групп :
Название блюд | Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп | |
С 7 до 11 лет | С 11 лет и старше | |
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо | 150-200 | 200-250 |
Напитки (чай, какао, сок, компот, молоко, кефир и др.) | 200 | 200 |
Салат | 60-100 | 100-150 |
Суп | 200-250 | 250-300 |
Мясо, котлета | 80-120 | 100-120 |
Гарнир | 150-200 | 180-230 |
Фрукты | 100 | 100 |
Таблица 4.
В Таблице 5 также отражены рекомендуемые Главным санитарным врачом наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений
|