Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:01, курсовая работа
Спроектировать привод к ленточному конвейеру по схеме (рис. 1) и исходными данными:
Окружное усилие на барабане
Окружная скорость барабана
Диаметр барабана
Срок службы
Рабочая нагрузка постоянная
Задание
на курсовой проект
Спроектировать привод к ленточному конвейеру по схеме (рис. 1) и исходными данными:
Рис. 1
|
(Z5 – Z6) – тихоходная пара. |
Представить
расчетно-пояснительную
привода и два листа чертежей (формата А4):
Введение.
На
первом этапе проектирования выполняют
кинематический и силовой расчет привода:
выбирают электродвигатель, определяют
передаточное отношение привода и его
ступеней, кинематические и силовые параметры.
Расчет проводится в соответствии с заданной
кинематической схемой привода и исходными
данными.
Выбор стандартного электродвигателя проводят по трём признакам:
При постоянной нагрузке электродвигатели подбираются по расчетной мощности и частоте вращения
Расчетная мощность двигателя:
Где - потребляемая мощность привода (мощность на выходе), :
( )
КПД привода:
-пары подшипников качения, где -количество пар подшипников
-цилиндрической зубчатой передачи;
-муфты, где -количество муфт
Значения КПД передач привода выбираем по тал. 7 из методического
пособия:
Зная мощность на рабочем звене и КПД привода, определим требуемую мощность электродвигателя:
Выбор частоты вращения вала электродвигателя производят с учетом средних значений передаточных отношений отдельных передач. Определим передаточное отношение привода по разрешающей способности:
Где - передаточные отношения зубчатых передач.
Значения передаточных чисел отдельных передач выбираем по тал. 8 из методического пособия:
В нашем случае:
Частота вращения электродвигателя определяется по формуле:
где - частота вращения рабочего звена, мин -1. Она равна:
Зная частоту вращения рабочего звена и передаточное отношение редуктора по разрешающей способности, определим возможные частоты вращения вала электродвигателя:
Выбор электродвигателя по каталогу проводится с учетом значения и . По каталогу выбирается большее ближайшее значение номинальной мощности , т.е. при выборе должно соблюдаться условие . Однако асинхронные двигатели допускают и перегрузки, т.е. может быть больше . Отклонение расчетной мощности от номинальной должно быть не более 8%.
По каталогу электродвигателей при условии выбираем электродвигатель АО2-42-8 с номинальной мощностью и номинальной частотой вращения .
Проведем отклонение расчетной мощности от номинальной:
, что допустимо.
Передаточное
число тихоходной зубчатой передачи
редуктора возьмем
, тогда
.
Полученные данные представим в виде таблицы № 1.
Таблица № 1.
Элемент
привода |
||||
1 | 720 | 2910,6 | 75,36 | 38,65 |
2 | 166,74 | 2766,2 | 17,45 | 158,52 |
3 | 55,58 | 2576,4 | 5,81 | 444,20 |
3.1.1 Определение межосевого расстояния для быстроходной ступени.
Определяем по формуле:
Где - межосевое расстояние, мм;
для прямозубых передач;
- коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса. Принимаем согласно условиям - при симметричном расположение зубчатых колёс относительно опор, при твердости НВ поверхностей зубьев менее 350 -
- крутящий момент на колесе, ;
- допускаемых контактных напряжений,
- коэффициент ширены венца колеса. при расчете цилиндрических передач задаются в зависимости от расположении шестерни относительно опор .
3.1.2 Выбор материалов.
Выбираем материалы со средними механическими характеристиками: принимаем для шестерни сталь 45 улучшенную с твёрдостью НВ 260; для колеса – сталь 45 улучшенную с твёрдостью НВ 230.
3.1.3 Определение допускаемых контактных напряжений.
Допускаемое контактное напряжение на поверхности зубьев колёс определяются при проектном расчёте по формуле:
Где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Значения определяются в зависимости от твердости поверхностей зубьев и способа термохимической обработки. При средней твёрдости поверхностей зубьев после улучшения меньше НВ350 предел контактной выносливости рассчитывается по формуле:
- коэффициент долговечности, при числе циклов нагружения больше базового, при длительной эксплуатации редуктора.
- коэффициент безопасности.
Тогда
расчетное допускаемое
Для колеса:
Для шестерни:
Допускаемое контактное напряжение определяем окончательно, при условии, что :
Допускаемое расчетное контактное напряжение для передач с прямыми зубьями равно меньшему из допускаемых напряжений шестерни и колеса .
=
Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев, определяем согласно условиям:
После вычисления межосевое расстояние необходимо принять по стандартному значению межосевого расстояния в соответствии с ГОСТ 2185-81:
3.1.4 Определение нормального модуля зацепления.
Модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: выбрать модуль зацепления, который принимается в пределах (0,01….0,02) и приравнять его стандартному значению по ГОСТ 9563-80 (мм).
Принимаем по ГОСТ 9563-60
3.1.5 Определение числа зубьев шестерни и колеса .
Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса по формуле:
Определим число зубьев шестерни:
Определим число зубьев колеса:
Число зубьев округляют в большую сторону до целого и по округлённым значениям уточняют фактическое передаточное число по формуле: . С ГОСТ2185-81 принимаем .
Проверить межосевое
3.1.6 Расчет основных геометрических размеров передачи.
Делительные диаметры шестерни :
Делительные диаметры колеса :
Проверить межосевое расстояние:
Диаметры вершин шестерни:
Диаметры вершин колеса:
Диаметры впадин шестерни:
Диаметры впадин колеса:
Ширина зубчатого венца колеса:
Ширина зубчатого венца шестерни:
Согласно нашим данным принимаем
3.1.7 Определение коэффициента ширины шестерни по диаметру.
3.1.8 Определение окружной скорости колёс и степени точности передачи.
Для прямозубых колёс при до 5 м/с назначают 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-72.
3.1.9 Определение коэффициента нагрузки для проверки контактных напряжений.
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку и неравномерность распределения нагрузки между зубьями и по ширине венца, определяется следующим выражением:
Где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, характеризует погрешности изготовления;
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент динамической нагрузки.
Таким образом:
3.1.10 Проверка зубчатой передачи на выносливость по контактным напряжениям для прямозубых передач.
, что соблюдается.
3.1.11 Расчёт зубьев на выносливость при изгибе.
Проверка зубьев быстроходной ступени на выносливость по напряжениям изгиба проводится по следующему выражению:
Где - окружная сила, действующая в зацеплении:
Радиальная: , где угол зацепления.
В данном случае , при , твердости НВ<350 и симметричном расположении колес относительно опор, выбираем:
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба;
- коэффициент динамичности, который выбирается в зависимости от окружной скорости и термообработки.
Отсюда следует, то .
Коэффициент компенсирует погрешности принятой расчётной схемы и при расчёте прямозубых колёс не учитывается.
Коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями и определяется по формуле:
Где коэффициент торцового перекрытия, - степень точности.
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев: для шестерни ,
для колеса ,
3.1.12 Допускаемое напряжение вычисляем по формуле:
- предел выносливости при отнулевом цикле. Для стали 45 улучшенной при твердости НВ<350, .
Для шестерни
Для колеса
Определим коэффициент безопасности
Коэффициент учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес;
Коэффициент учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок).
Вычисляем допускаемое напряжение:
Для шестерни
Для колеса
Вычислений соотношение :
Для шестерни
Для
колеса
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
Условие
прочности выполнено.
3.2 Расчёт тихоходной ступени.
3.2.1 Определение межосевого расстояния для тихоходной ступени.
Где - межосевое расстояние, мм;
для прямозубых передач;
- коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса. Принимаем согласно условиям - при симметричном расположение зубчатых колёс относительно опор, при твердости НВ поверхностей зубьев менее 350 -
- крутящий момент на колесе, ;
- допускаемых контактных напряжений,
- коэффициент ширены венца колеса. при расчете цилиндрических передач задаются в зависимости от расположении шестерни относительно опор .
3.2.2 Выбор материалов.
Для тихоходной ступени выбираем аналогичные материалы, что и для быстроходнодной: принимаем для шестерни сталь 45 улучшенную с твёрдостью НВ 250; для колеса – сталь 45 улучшенную с твёрдостью НВ 220.
3.2.3 Определение допускаемых контактных напряжений.
Допускаемое контактное напряжение на поверхности зубьев колёс определяются при проектном расчёте по формуле:
Где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Значения определяются в зависимости от твердости поверхностей зубьев и способа термохимической обработки. При средней твёрдости поверхностей зубьев после улучшения меньше НВ350 предел контактной выносливости рассчитывается по формуле:
- коэффициент долговечности, при числе циклов нагружения больше базового, при длительной эксплуатации редуктора.
- коэффициент безопасности.
Тогда
расчетное допускаемое
Для колеса:
Для шестерни:
Допускаемое контактное напряжение определяем окончательно, при условии, что :
Допускаемое расчетное контактное напряжение для передач с прямыми зубьями равно меньшему из допускаемых напряжений шестерни и колеса .
=
Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев, определяем согласно условиям:
После вычисления межосевое расстояние необходимо принять по стандартному значению межосевого расстояния в соответствии с ГОСТ 2185-81:
3.2.4 Определение нормального модуля зацепления.
Модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: выбрать модуль зацепления, который принимается в пределах (0,01….0,02) и приравнять его стандартному значению по ГОСТ 9563-80 (мм).
Принимаем по ГОСТ 9563-60
3.2.5 Определение числа зубьев шестерни и колеса .
Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса по формуле:
Определим число зубьев шестерни:
Определим число зубьев колеса:
Уточняют фактическое передаточное число по формуле:
Проверить
межосевое расстояние:
3.2.6 Расчет основных геометрических размеров передачи.
Делительные диаметры шестерни :
Делительные диаметры колеса :
Проверить межосевое расстояние:
Диаметры вершин шестерни:
Диаметры вершин колеса:
Диаметры впадин шестерни:
Диаметры впадин колеса:
Ширина зубчатого венца колеса:
Ширина зубчатого венца шестерни:
Согласно нашим данным принимаем
3.2.7 Определение коэффициента ширины шестерни по диаметру.
Для прямозубых колёс при до 5 м/с назначают 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-72.
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку и неравномерность распределения нагрузки между зубьями и по ширине венца, определяется следующим выражением:
Где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, характеризует погрешности изготовления;
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент динамической нагрузки.
Таким образом:
, что соблюдается.
Проверка зубьев быстроходной ступени на выносливость по напряжениям изгиба проводится по следующему выражению:
Где - окружная сила, действующая в зацеплении:
Радиальная: , где угол зацепления.
В данном случае - коэффициент нагрузки, при , твердости НВ<350 и симметричном расположении колес относительно опор, выбираем:
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент динамичности, который
выбирается в зависимости от
окружной скорости и
Отсюда следует, то .
Коэффициент компенсирует погрешности принятой расчётной схемы и при расчёте прямозубых колёс не учитывается.
Коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями и определяется по формуле:
Где коэффициент торцового перекрытия, - степень точности.
- коэффициент, учитывающий
- предел выносливости при отнулевом цикле. Для стали 45 улучшенной при твердости НВ<350, .
Для шестерни
Для колеса
Определим коэффициент безопасности
Коэффициент учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес;
Коэффициент учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок).
Вычисляем допускаемое напряжение:
Для шестерни
Для
колеса
Вычислений соотношение :
Для шестерни
Для
колеса
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
Условие
прочности выполнено.
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
Расчёт начинают с определения
наименьшего диаметра вала из
условия работы только на
где, – крутящий момент, передаваемый валом;
- допускаемое напряжение на
кручение, которое рекомендуется принимать
(10 – 20) МПа вне зависимости от материала
вала.
где – диаметр выходного участка вала, который соединяется с валом двигателя. Допускаемое напряжение на кручение
Полученный диаметр вала округляем до ближайшего стандартного значения:
Для обеспечения передачи крутящего момента с вала двигателя на ведущий вал стандартной муфтой, необходимо выполнить условие:
Где - возможные диаметры вала редуктора, соизмеримые с диаметром вала двигателя;
- диаметр вала выбранного электродвигателя;
Учитывая, что прочность вала должна быть обеспечена , принимаем
Так как вал редуктора соединен с валом двигателя муфтой, то необходимо согласовать диаметры двигателя и вала . Муфты УВП могут соединять валы с соотношением , но полумуфты должны при этом иметь одинаковые наружные диаметры.
Вычислим диаметр вала под подшипником:
Где высота заплечника. Подшипник №208 ГОСТ 8338-75.
Диаметр вала под шестерней
Где координата фаски подшипника.
Шестерню
выполняем за одно целое с валом.
Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная. Диаметр промежуточного вала при допускаемом напряжении на кручении .
Полученный диаметр вала округляем до ближайшего стандартного значения
Вычислим диаметр вала под подшипником:
Подшипник №209 ГОСТ 8338-75.
Вычислим диаметр вала под колесом:
Диаметр вала под колесом
Диаметр вала под шестерней
Где размеры фаски колеса. Шестерню выполним за одно с валом.
Диаметр и длинна ступицы:
Принимаем
Принимаем
Толщина венца . Примем
Толщина диска
Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная. Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении .
Определения наименьшего диаметра ведомого вала:
Полученный диаметр вала округляем до ближайшего стандартного значения
Диаметр вала под подшипником принимаем . По рекомендации примим . Подшипник №212 ГОСТ 8338-75.
Диаметр вала под зубчатым колесом
Диаметр и длинна ступицы:
Принимаем
Принимаем
Толщина венца . Примем
Толщина
диска
Толщина стенки корпуса:
; примем
Толщина стенки крышки:
; примем
Толщина фланца корпуса и крышки:
Диаметр болтов, соединяющие (размеры болтовых соединений по ГОСТ 11284-75) :
Проводим силы , к точке на оси вала. При этом возникает пара сил:
Где делительные диаметры шестерни.
Определяем величину консольной нагрузки:
Определяем реакции опор, используя уравнение статики.
В плоскости ZY:
По условию
По условию
Проверка:
(верно). Условие выполняется.
В плоскости ZX:
По условию
По условию
Определение реакции опор от консольной нагрузки .
В плоскости :
По условию
По условию
Определение изгибающего момента.
В плоскости ZY:
Плоскость XY:
В плоскости консольной нагрузки:
Определим суммарные моменты:
строим эпюры изгибающих моментов , ,
Сравнивая
полученные результаты суммарных изгибающих
моментов, делаем вывод, что наиболее опасным
сечением вала является сечение 2-2.
Проверочный
расчет вала на сопротивление усталости.
Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т. е. сталь 45, термическая обработка - улучшение. При диаметре заготовки до 90 мм (диаметры вершин шестерни ) среднее значение предела прочности .
Определяем запас прочности:
Коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба:
Где - предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба, .
- коэффициент концентрации
- масштабный фактор для
Амплитуда цикла нормальных напряжений, равная наибольшему напряжению изгиба ;
- осевой момент сопротивления сечения вала.
Коэффициент ;
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений (Осевая нагрузка на вал отсутствует).
Коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения:
Где - предел выносливости стали при симметричном цикле кручения;
Определяем запас прочности:
. Условие прочности выполняется.
Проводим силы:
, ( на колесе);
, ( на шестерне).
При этом возникает пара сил:
Определяем реакции опор, используя уравнение статики.
В плоскости ZY:
По условию:
По условию:
Проверка:
(верно). Условие выполняется.
В плоскости XY:
По условию:
По условию:
Проверка:
(верно). Условие выполняется.
Определяем изгибающие моменты.
В плоскости ZY:
В плоскости XY:
Определяем изгибающие моменты.
В сечении 1-1:
В сечении 2-2:
В сечении 3-3:
Строим эпюры изгибающих моментов , .
Проводим силы , к точке на оси вала. При этом возникает пара сил:
Определяем величину консольной нагрузки:
Определяем реакции опор, используя уравнение статики.
В плоскости ZY:
По условию
По условию
Проверка:
(верно). Условие выполняется.
В плоскости XY:
По условию
По условию
Определяем реакции опор от консольной нагрузки .
В плоскости :
По условию
По условию
Определяем изгибающие моменты.
В плоскости ZY в сечении 2-2:
2-2:
В плоскости XY в сечении 2-2:
В плоскости консольной нагрузки:
Определяем изгибающие моменты.
В сечении 1-1:
В сечении 2-2:
Строим эпюры изгибающих моментов , , .
Наиболее
опасным сечением вала является сечение
1-1.
Проверочный
расчет вала на сопротивление усталости.
Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т. е. сталь 45, термическая обработка - улучшение. При диаметре заготовки свыше 120 мм (диаметры вершин шестерни ) среднее значение предела прочности .
Определяем запас прочности:
Коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба:
Где - предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба, .
- коэффициент концентрации
- масштабный фактор для
Амплитуда цикла нормальных напряжений, равная наибольшему напряжению изгиба ;
- осевой момент сопротивления сечения вала.
Коэффициент ;
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений (Осевая нагрузка на вал отсутствует).
Коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения:
Где - предел выносливости стали при симметричном цикле кручения;
Определяем запас прочности:
. Условие прочности выполняется.
Информация о работе Спроектировать привод к ленточному конвейеру