Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:01, реферат
Выполнение процесса сварки заметно облегчается при местном нагреве деталей до пластического или расплавленного состояния. При нагреве деталей до пластического состояния подвижность атомов еще недостаточна для проявления сил сцепления и поэтому для осуществления сварки необходимо после нагрева приложить давление путем прессования, прокатки или проковки.
Нагрев до полного расплавления кромок или торцов деталей с подачей в зону сварки дополнительного (присадочного) металла или без него приводит к образованию общей ванны жидкого металла, которая после затвердевания соединяет детали в одно общее целое без приложения внешних усилий.
Введение
Сварка металлов представляет собой процесс получения неразъемного соединения деталей, осуществляемый путем использования межатомных сил сцепления. Для приведения в действие этих сил необходимо тесное сближение атомов соединяемых деталей. Это основное и непременное условие осуществления сварки при нормальной температуре достигается только приложением к детали значительного давления, превышающего предел текучести свариваемого металла.
Выполнение процесса сварки заметно облегчается при местном нагреве деталей до пластического или расплавленного состояния. При нагреве деталей до пластического состояния подвижность атомов еще недостаточна для проявления сил сцепления и поэтому для осуществления сварки необходимо после нагрева приложить давление путем прессования, прокатки или проковки.
Нагрев до полного расплавления кромок или торцов деталей с подачей в зону сварки дополнительного (присадочного) металла или без него приводит к образованию общей ванны жидкого металла, которая после затвердевания соединяет детали в одно общее целое без приложения внешних усилий.
Многообразие металлов и сплавов, применяемых в технике, и возможность варьирования степени местного нагрева деталей в сочетании с использованием различных источников тепла обусловили обширный комплекс известных в настоящее время методов сварки .
Иногда для получения неразъемных соединений применяется пайка. Сущность этого процесса заключается в том, что в зазор между подогретыми деталями вводится жидкий металл — припой, имеющий всегда иной химический состав и более низкую температуру плавления, чем металл деталей. В результате протекания процессов диффузии между твердым металлом деталей и жидким при поем после его затвердевания образуется неразъемное соединение. Наряду с процессами сварки и пайки в технике широко применяют различные термические способы разделения (резки) металлов. Существуют две группы способов термической резки — первая — химическая — основана на сквозном прожигании металла струей кислорода, последовательно перемещаемой по намеченной линии, вторая — физическая — характеризуется разделением металла путем проплавления его электрической дугой, газовым пламенем или плазменной струей.
Еще 70—80 лет назад под сваркой обычно подразумевали процесс соединения деталей из малоуглеродистой стали, выполняемый путем нагрева их в кузнечном горне до пластического состояния с последующей проковкой места соединения ударами молота. Это была так называемая кузнечная или горновая сварка, применявшаяся человечеством в течение тысячелетий.
В 1882—1884 гг. русский изобретатель Н. Н. Бенардос впервые практически осуществил сваривание металлов при помощи электрической дуги, возбуждаемой между угольным электродом и кромками соединяемых деталей. Вслед за Н. Н. Бенардосом в 1888— 1890 гг. инженер Н. Г. Славянов также использовал высокий тепловой эффект электрической дуги для сваривания металлов, применив вместо угольного электрода металлический. Так появился принципиально новый вид сварки — электрическая дуговая сварка, в основе которой лежит явление электрического разряда в газах, открытое в 1802 г. академиком В. В. Петровым.
Техника безопасности при аргонодуговой сварке
Пламя электрической дуги являются источниками, излучающими энергию в окружающее пространство. Наибольшей интенсивностью излучения отличается электрическая дуга.
Спектр лучей дуги далеко простирается в ультрафиолетовую и инфракрасную области. Ультрафиолетовые лучи вызывают воспалительные процессы в слизистых и роговых оболочках глаза. Лучи видимой части спектра излучения дуги оказывают ослепляющее действие и могут вызвать повреждение сетчатки глаза.
Инфракрасные лучи оказывают тепловое действие, которое может привести к неизлечимому помутнению хрусталика глаза.
В качестве средств индивидуальной защиты при дуговой сварке служат предохранительные щитки или маски с темными светофильтрами. Помимо щитков или масок, электросварщики должны пользоваться предохранительными очками с простыми прозрачными или слегка окрашенными в соломенно-желтый цвет стеклами. Это необходимо для предохранения глаз от поражения брызгами шлака или расплавленного металла.
Необходимо также предусматривать защиту персонала, соприкасающегося со сваркой. Все стационарные сварочные посты должны быть расположены в отдельных кабинах. Передвижные рабочие места необходимо ограждать переносными фанерными щитками или ширмами.
Всем работающим в сварочных цехах рекомендуется носить очки со светлоокрашенными стеклами.
Окраску щитов, ширм и стен цеха следует производить веществами, хорошо поглощающими ультрафиолетовые лучи. Во избежание излишней контрастности, утомляющей зрение, тон окраски должен быть светлым.
Ниже приведены некоторые наиболее важные правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при обращении с газосварочной аппаратурой.
Основные правила обслуживания газобаллонного оборудования при аргонодуговой сварке:
1. Стальные баллоны, содержащие сжатые газы, нельзя бросать, подвергать сильным толчкам или ударам. Запрещается переносить баллоны на руках.
Нельзя располагать баллоны вблизи печей, кузнечных горнов или под лучами солнца.
На месте производства работ баллоны следует устанавливать вертикально и укреплять хомутами для предохранения от падения. Баллоны для сжатых газов периодически подвергаются гидравлическому испытанию давления. Срок очередного испытания выбивается на верхней сферической части баллона. При эксплуатации баллонов нужно следить за тем, чтобы не был пропущен срок очередного испытания.
2. Вентили баллонов и газовые редукторы необходимо предохранять от загрязнения маслом или жиром.
3. При перевозке и хранении на горловину баллона должны быть плотно навернуты защитные колпаки. Выходные штуцеры запорных вентилей должны быть закрыты заглушками.
4. Перед установкой редуктора на баллон обязательно производят продувку запорного вентиля.
5. При открывании баллона со сжатым газом всегда нужно стоять сбоку редуктора, чтобы не получить травму, если произойдет срыв резьбы соединительной гайки, с помощью которой редуктор крепится к штуцеру запорного вентиля.
6. В случае замерзания редукторов их следует отогревать горячей водой. Категорически запрещается отогревание пламенем горелки или паяльной лампы. Вентиль баллона нужно открывать медленно и равномерно. При резком открывании баллона происходит сильное сжатие газа в камере высокого давления редуктора, сопровождающееся выделением тепла, что может вызвать воспламенение уплотнения клапана.
7. Резиновые шланги для подвода газов не должны иметь неплотностей.
Рабочий пост при аргонодуговой сварке
Рабочее место, принципиальная схема поста и горелка для ручной сварки в среде инертных газов показаны на рис.1 - 2.
Рис.1. Оборудование рабочего места электросварщика
при механизированной сварке крупных изделий в среде инертных газов:
1 - баллон с инертным газом; 2 - газовый редуктор; 3 - источник сварочного тока; 4 - гибкие шланги; 5 - горелка; 6 - свариваемое изделие; 7 - подающий механизм; 8 - сварочные провода.
Рис. 2. Схема поста для ручной сварки на постоянном токе с
защитой шва инертными газами: 1 - источник питания; 2 - балластный
реостат; 3 - горелка; 4 - баллон с газом; 5 - редукционный вентиль;
6 - расходомер газа; 7 - осциллятор.
Сварка в инертных газах производится неплавящимся вольфрамовым электродом или плавящимся электродом, по химическому составу близким к составу свариваемого металла; она осуществляется вручную, полуавтоматически и автоматически.
Этот вид сварки удобен для выполнения сварных соединений в любых пространственных положениях, легко поддаётся механизации, позволяет наблюдать за сварочной ванной в процессе работы, имеет довольно высокую производительность, достигающую при ручной сварке 40-50 м/ч, а при автоматической - 200 м/ч.
Рис.3. Ручная горелка для сварки неплавящимся электродом: 1 - токоведущая цанга; 2 - сопло; 3 - газовая камера; 4 - колпак защитный;
5 - мундштук; 6 - газовый вентиль; 7 - газо- и токоподвод; 8 - рукоятка;
9 - провод; 10 - накидная гайка.
В состав оборудования для ручной сварки постоянным током входят: источник сварочного тока, сварочная горелка, устройство возбуждения сварочной дуги, аппаратура управления сварочным циклом и газовой защитой. Перемещение сварочной горелки и подача присадочной проволоки в зону горения дуги производится вручную.
Полуавтоматическая сварка. Этот процесс перспективен для изделий из легированных нержавеющих сталей с криволинейными и короткими швами, особенно в монтажных условиях.
Принципиальная схема держателя полуавтомата приведена на рис. 4.
В процессе сварки горелка опирается на механически подаваемую от редуктора присадочную проволоку и перемещается благодаря ее отталкивающему действию. Это обеспечивает равномерную скорость сварки, равную скорости подачи проволоки.
Сварка может выполняться в нижнем горизонтальном и вертикальном положениях стыковых соединений.
Рис.4. Схема процесса полуавтоматической сварки:
1 - вольфрамовый электрод; 2 - присадочная проволока
Автоматическая сварка может выполняться без присадочного материала и с присадочным материалом
Односторонняя сварка неплавящимся электродом встык без разделки кромок, без гарантированного зазора, без присадки, а также без применения приемов увеличения глубины проплавления (активирующих флюсов) может быть выполнена с полным проваром при толщине не более 5 мм.
Процесс сварки без присадочного материала чрезвычайно прост и получил достаточно широкое распространение. Образование сварочного шва без присадки происходит за счет расплавления стыкуемых кромок. Свариваемые заготовки собираются без зазора.
Процесс автоматической сварки с присадочной проволокой получил широкое распространение для соединения заготовок толщиной более 1,5 мм. Присадочная проволока подается с заданной скоростью, которая регулируется в достаточно широких пределах.
В состав оборудования для автоматической сварки входят: сварочная головка, устройство для перемещения сварочной головки или изделия, аппаратура управления механизмами автомата (рис.5).
Простейшая сварочная головка включает в себя: сварочную горелку, устройства для установочных перемещений горелки (настройка на шов, установка длины дуги, рис. 6).
Обычно сварочная головка содержит и другие функциональные узлы: механизм для подачи присадочной проволоки, механизмы для установочных перемещений мундштука для подвода присадки к сварочной ванне, устройство для колебания горелки поперек стыка (колебатель); автоматический регулятор напряжения на дуге и т.п.
Головка может быть самоходной, устанавливаться на самоходную тележку-трактор (автомат тракторного типа) или укрепляться неподвижно, если сварочное движение осуществляется изделием (подвесная головка). На самоходных головках устанавливается привод перемещения вдоль линии сварки. Автоматы могут быть снабжены системами слежения за линией стыка изделия.
Рис.5. Общий вид аппарата АД238 для автоматической аргонодуговой
сварки с присадкой
Рис.6. Схема сварочной головки Т451.01.01.000: 1 - горелка; 2 - механизм подачи; 3 - привод; 4 - подвеска; 5 - кассета; 6 - тормозное устройство; 7 – суппорт двухкоординатный; 8 - корректор; 9 - подвеска
В качестве источников сварочного тока при сварке в среде инертных газов используют выпрямители, преобразователи и трансформаторы.
Качество защиты нагретого и расплавленного металла при сварке зависит не только от вида защитного газа, но и от способа защиты.
В производстве сварных конструкций находят применение три основных способа защиты свариваемого узла или зоны сварки от взаимодействия с воздухом: общая защита, местная защита и струйная защита.
При общей защите свариваемый узел полностью помещают в камеру, которая затем вакуумируется до разряжения 10 - 2 Па (для удаления воздуха) и заполняется защитным газом. При работе сварщик находится вне камеры. Сварку выполняют вручную, используя рукава-перчатки, соединенные с корпусом камеры, или автоматически с дистанционным управлением. Применение камер с общей защитой всего узла обеспечивает наиболее надежную защиту нагретого и расплавленного металла от взаимодействия с воздухом. Основные недостатки этих камер - ограниченный объем и относительная сложность эксплуатации (рис. 7).
Рис.7. Двухкамерная установка повышенной производительности
для аргонодуговой сварки в контролируемой атмосферы
Для изготовления крупногабаритных конструкций находят применение обитаемые камеры с инертной атмосферой. В этом случае сварщик находится внутри камеры в специальном скафандре.
В опытном или единичном производстве применение камер с общей защитой, и тем более обитаемых, нецелесообразно из экономических соображений. В этих случаях для защиты металла шва и околошовной зоны применяют местные защитные камеры, которые устанавливают на свариваемые узлы с обеспечением герметичности разъемов при перемещении заготовок (рис.8).
Рис.8. Аргонодуговая сварка в камерах с местной защитой:
а - внешний вид камеры для сварки неповоротных стыков трубопроводов; б - установка для сварки поворотных стыков
деталей авиационных узлов;
1 - механизм перемещения электрода; 2 - 2 - вольфрамовый электрод и копир; 3 - откидная крышка-люк; 4 - свариваемая деталь; 5 - камера; 6 - сварочная головка.
Наиболее широко в сварочном производстве используется струйная защита, при которой защитные газы подают в зону сварки для оттеснения воздуха от нагретого и расплавленного металла. Как правило, вытекающая из сопла горелки сплошная струя защитного газа симметрична оси электрода (рис. 9).
Рис. 9. Подача защитного газа в зону сварки
При сварке стыковых швов со струйной защитой воздух может поступать к переплавленному дугой металлу через зазор между свариваемыми деталями. Это вызовет окисление металла шва, может привести к образованию пор в шве. Для предупреждения этих дефектов применяют обдувку защитным газом обратной стороны шва, сварку ведут на плотно прилегающих со стороны шва подкладках, в которые подается защитный газ с регулируемым избыточным давлением (рис.10).
Технологические характеристики процесса сварки вольфрамовым электродом зависят главным образом от рода, полярности, величины сварочного тока, длины дуги, размеров и формы торца вольфрамового электрода.
Рис.10. Схема сборки стыковых соединений: 1 - сварочная горелка;
2 - свариваемое изделие; 3 - медная часть подкладки; 4 - стальная часть
подкладки; 5 - канал для защитного газа; 6 - прижим; 7 - канал для
охлаждающей воды
Сварка постоянным током прямой полярности характеризуется максимальной проплавляющей способностью. В диапазоне токов до 600 А доля тепловой мощности, вводимой в изделие, составляет 60 - 80 %; потери на нагрев вольфрамового электрода - около 5 %, а лучевые потери от столба дуги - 5 - 35 %. При сварке постоянным током обратной полярности потери на нагрев неплавящегося электрода - анода - составляют около 50 % общей мощности дуги. Поэтому с энергетической точки зрения сварка током обратной полярности невыгодна. Концентрация нагрева в этом случае ниже, швы имеют меньшую глубину и большую ширину проплавления, чем при сварке на прямой полярности или переменным током. Преимуществом сварки дугой обратной полярности является эффективное разрушение оксидных пленок с обеспечением высокой чистоты поверхности сварочной ванны за счет развития катодного распыления. Процесс характеризуется хорошим сплавлением основного и присадочного металлов даже при нетщательной подготовке поверхности изделий под сварку.
Сварка переменным током является наиболее распространенным процессом при изготовлении конструкций из алюминиевых и магниевых сплавов. Очистка поверхностей от оксидов происходит в полупериоды обратной полярности. В диапазоне сварочных токов 250 - 600 А существенную роль в проплавлении шва играет механическое воздействие дуги. Увеличение сварочного тока от 300 до 600 А при сварке, например стали Х18Н9Т толщиной 16 мм приводит к линейному возрастанию силового воздействия дуги с 6Ч10-2 до 15Ч10-2 Н. В связи с этим столб дуги углубляется в расплавленный металл, в результате чего уменьшается прослойка жидкого металла под дугой и улучшаются условия теплопередачи в основной металл. Однако глубина проплавления увеличивается ~ на 50 % (от 6 до 9 мм), а ширина возрастает ~ на 70 % (от 10 до 18 мм). Более медленный рост проплавляющего действия дуги связан с тем, что с увеличением сварочного тока одновременно растет диаметр столба дуги и расширяется пятно нагрева, а плотность теплового потока меняется незначительно.
Выбор оборудования
В качестве защитного газа наиболее часто применяют аргон. Промышленное получение аргона относительно несложно — он добывается как побочный продукт при получении кислорода из воздуха. Аргон значительно тяжелее гелия и на 25% тяжелее воздуха, следовательно, при равных условиях расход аргона на 30—40% меньше расхода гелия. Кроме того, аргон дешевле гелия.
Поэтому в настоящее время при изготовлении изделий из различных легированных сталей, алюминиевых и магниевых сплавов широко применяется так называемая аргонодуговая сварка.
При этом способе дуга горит между изделием и электродом в струе аргона, который поступает через мундштук электродо-держателя (сварочной горелки).
Дуга в среде аргона горит при напряжении 12-15 в, но для ее возбуждения необходимо напряжение 200—250 в, что вызвано высоким значением потенциала ионизации аргона в сравнении с азотом и кислородом. Учитывая, что такая величина напряжения холостого хода опасна для сварщика, применяют стандартные сварочные трансформаторы, но с дополнительным наложением на дугу тока от осциллятора или от специального генератора импульсов напряжением до 300 в.
В связи с тем, что свойства электрода из вольфрама отличаются от свойств свариваемого металла, при сварке в аргоне на переменном токе возникает несимметричная форма кривой напряжения дуги. Это приводит к тому, что в сварочной цепи появляется составляющая постоянного тока. В те моменты, когда электрод является катодом, ток дуги больше, а при смене полярности ток заметно уменьшается. Наличие составляющей постоянного тока нежелательно, так как она снижает величину коэффициента мощности и уменьшает устойчивость горения дуги.
Осцилляторы или генераторы импульсов устраняют эффект выпрямления тока в дуге. Импульсы подаются на дугу синхронно со сменой полярности в моменты, когда изделие становится катодом. В эти же моменты при сварке наблюдается явление катодного распыления, которое выражается в разрушении пленки окислов на поверхности сварочной ванны. Предполагается, что разрушение окисных пленок обусловлено ударами тяжелых положительных ионов, которые в соответствии со знаком своего заряда движутся к катоду дуги. Аргонодуговую сварку можно выполнять как неплавящимися, так и плавящимися электродами. С использованием неплавящимися электродами применяют вольфрамовые стержни диаметром до 4 мм.
Сила тока, выбираемая в зависимости от толщины деталей, рода тока и полярности дуги, находится в пределах от 50 до 300 а.
Диаметр плавящихся электродов не превосходит 3 мм при сварочном токе не более 400 а.
Для питания дуги желательно применять источники тока с жесткими или даже слегка возрастающими характеристиками.
Качество сварных соединений сильно зависит от химического состава аргона. При сварке циркония, молибдена, тантала, титана и его сплавов следует применять аргон с чистотой не ниже 99,98%. Для алюминиевых сплавов допускается снижение чистоты аргона до 99,95%.
Расход аргона составляет 6—8 л/мин при сварке деталей толщиной 2-3 мм и 12—17 л/мин при толщине 8—10 мм.
При сварке неплавящимся электродами обычно выбирают переменный токе с применением осцилляторов или на постоянном токе обратной полярности.
При сварке на постоянном токе максимально допустимый сварочный ток определяют по формуле
l= 80d,
где l — сила тока, A; d — диаметр электрода, мм.
При сварке на переменном токе определяют по формуле
l = 60d.
При сварке с водяным охлаждением сварочный ток увеличивают на 20—30%.
Диаметр присадочного прутка определяют по формуле
d = 0,5s + 1,
где s — толщина металла, мм.
При сварки плавящимся электродом осуществляют проволокой диаметром 0,6—3,0 мм.
Сварочные материалы
Неплавящиеся электроды бывают угольными, графитовыми и вольфрамовыми. Угольные и графитовые электроды применяют только при сварке на постоянном токе. Вольфрамовые электроды применяют при сварке постоянным и переменным током.
Плавящиеся электроды, в зависимости от назначения и химического состава свариваемого металла, могут быть изготовлены из различных материалов: стали, чугуна, меди, латуни, бронзы, алюминия и твердых сплавов. Применяют их при сварке без покрытия (обмазки) или со слоем тонкого либо толстого покрытия (обмазки).
Стальные электроды изготовляют из стальной сварочной проволоки ГОСТ 2246—80 диаметром от 0,3 до 12 мм.
Химический состав сварочной проволоки ГОСТ 2246—80
Электроды представляют металлические стержни диаметром 1,6—12 мм, длиной от 350 до 450 мм. Для сварки углеродистой стали электроды изготовляют из мягкой стальной проволоки, содержащей 0,08—0,12% С; содержание фосфора и серы допускается в пределах до 0,04%. При сварке легированной стали электроды изготовляют из низколегированной стальной проволоки, содержащей до 0,22% С. При автоматических и полуавтоматических процессах сварки применяют только электродную проволоку без покрытия.
Электроды разделяют на три группы: углеродистая (Св. 08, Св. 10ГС и т. д.), легированная (Св. 18ХМ9, Св. 10Х5М, Св. 20ХГС) и высоколегированная (Св. 07Х18Н9Т, Св. 07Х25Н20 и т. д.).
Качественные электроды (т. е. электроды с разнообразными толстыми покрытиями) делят на типы по их назначению и механическим свойствам сварного шва.
Толщина такого стабилизирующего покрытия электродов составляет 0,1—0,3 мм на сторону, а толстого — 0,5—3 мм на сторону. Тонкие покрытия (обмазки) повышают устойчивость горения дуги, поэтому их. Они состоят из мела или поташа, калиевой селитры, углекислого бария называют ионизирующими покрытиями, титанового концентрата, силиката калия, полевого шпата и др. Электроды с тонкими обмазками применяют для сварки малоответственных конструкций, так как сварные швы, выполняемые этими электродами, обладают пониженными механическими свойствами вследствие влияния атмосферы на расплавленный металл.
Химический состав покрытий электродов, %
Электроды с толстыми (защитными) обмазками повышают устойчивость горения дуги и защищают расплавленный металл от окисления и насыщения азотом. Наличие в покрытии раскислителей FeMn, FeSi, FeTi позволяет восстанавливать окислы металла на кромках изделия. При необходимости в обмазку добавляют легирующие элементы, обеспечивая получение соединения с определенными физико-механическими свойствами.
Выбор металла
В настоящее время в машиностроении применяют сварные конструкции из алюминия и его сплавов. При сварке алюминия и его сплавов возникают трудности вследствие того, что алюминий легко окисляется и на его поверхности образуется тугоплавкая пленка окиси алюминия (А12О3) с температурой плавления 2050° С. Эта пленка, хотя и защищает поверхность металла от дальнейшего окисления, препятствует сплавлению кромок. Поэтому ее следует перед сваркой механически удалять и не допускать образования в процессе сварки.
При нагревании до температуры плавления алюминий быстро пере- ' ходит из твердого состояния в жидкое при температуре 627о С. Нагрев до 400—500° С часто сопровождается образованием прогибов, изломов и провалов участков свариваемого изделия. Поэтому сварку рекомендуют вести на формирующих подкладках.
При затвердевании алюминий и его сплавы дают большую усадку, вследствие этого вблизи шва могут образовываться трещины. Для предотвращения таких явлений для сварки алюминия и его сплавов применяют прутки и электроды специального состава.
Перед сваркой кромки изделия и присадочные прутки очищают металлической щеткой от грязи, обезжиривают бензином, и раствором каустической соды и подвергают травлению. Травление производят при 50—70°С в растворе "едкого натрия (45—50 г/дм3 воды) в течение 1 мин. После травления изделия промывают в холодной и горячей воде.
Для удаления пленки окиси алюминия из сварочной ванны применяют порошкообразные флюсы или специальные пасты. Наибольшее распространение получил флюс, содержащий 50% хлористого калия, 28% хлористого натрия, 14% хлористого лития и 8% фтористого натрия. Остатки флюса вызывают коррозию, поэтому после сварки шлак и остатки этого флюса смывают с поверхности шва теплой водой, а затем 5%-ным раствором азотной кислоты с 2% хромпика с последующей промывкой водой в течение 5 мин и сушкой. Этот флюс в виде пасты, замешанной на воде, применяют при газовой сварке.
При сварке алюминия и его сплавов в качестве присадки применяют проволоку того же химического состава, что и химический состав свариваемого металла. Хорошие результаты при сварке сплава АМц и некоторых термически обрабатываемых алюминиевых сплавов дает применение присадочной проволоки марки АК, содержащей около 5% Si. Эта проволока обеспечивает повышенную жидкотекучесть металла шва и меньшую усадку его при остывании.
Сварку алюминиевого литья ведут с предварительным подогревом до 250—260°С. Для получения мелкозернистого строения и устранения внутренних напряжений шов иногда подвергают отжигу при 300— 350°С.
При электродуговой сварке металлическим электродом применяют специальную обмазку, в состав которой входит до 15% хлористого натрия, до 50% хлористого калия и до 35% криолита. На 100 г смеси добавляют 50 см3 воды. Связывающим веществом служит хлористый натрий, который одновременно является и флюсующим. Толщина обмазки на электроде достигает 1—1,2 мм на сторону. Сварку алюминия и его сплавов ведут на постоянном токе при обратной полярности. Шлак после сварки удаляют горячей водой.
Аргонно-дуговая сварка алюминия
Рассмотрим особенности технологии аргонодуговой сварки при восстановлении деталей из алюминиевых сплавов.
Наплавляемые участки следует тщательно очистить от грязи, жиров и окислов, а также протравить 10 %-ным раствором азотной кислоты, включая расстояние 15...20 мм от кромок наплавляемого участка.
Перед наплавкой требуется нагреть подготовленное для ремонта место до температуры 200 °С в электрической печи или газовой горелкой с наконечником № 4.
Для местного нагрева хорошие результаты дают инфракрасные излучатели, которые, как правило, в ремонтных предприятиях не имеются. Температура нагрева контролируется при помощи термочувствительного карандаша.
При восстановлении посадочных поверхностей подшипников применяют аргонно-дуговую наплавку присадной проволокой Св-АК5,Св-АК10, Св-АК12.
Наплавка производится вдоль восстанавливаемой поверхности, поворачивая каждый раз блок электрода вокруг продольной оси после нанесения каждого шва.
При обнаружении пористости шва низкого качества дефектный шов вырубается и наплавка повторяется.
Подготовка и порядок работы при аргонодуговой сварке:
1. Подключить вилку шнура питания к розетке питающей сети.
2. Подключить сварочный кабель с зажимом к силовому соединителю + , а горелку к разъему - , разъему управления и штуцеру газопровода.
3. Подключить зажим к свариваемой детали или сварочному столу.
4. Подключить газовую магистраль к штуцеру на задней панели.
5. Установить переключателями и задатчиками род сварочного тока, начальную полярность, частоту, соотношение времен токов прямой и обратной полярностей и значения токов.
6. Отключить тумблер включения осциллятора.
7. Включить автоматический выключатель.
8. Нажав кнопку контроля газа, выставить, с помощью
дросселя ротаметра, необходимый его расход.
9. Аппарат готов к работе при контактном возбуждении
дуги.
10. Если по технологии необходимо бесконтактное
возбуждение дуги, тумблер включения осциллятора перевести в верхнее положение.
11. Нажать кнопку горелки и выдержать время достаточное для продувки системы защитным газом (для удаления воздуха из магистрали подачи защитного газа).
12. Не отпуская кнопки, касанием электрода детали возбудить дугу. Дуга зажигается на минимальном токе.
13. Переместить дугу в место сварки и отпустить кнопку. При этом сварочный ток возрастает до заданной величины.
14. Произвести сварку. При необходимости откорректировать величину сварочного тока.
15. При окончании сварки, для заварки кратера снова нажать кнопку горелки. При нажатии на кнопку ток плавно уменьшается до гашения дуги.
Дефекты, причины их возникновения
В процессе эксплуатации металлический конструкций и изделий появляются дефекты вызванные старением или условиями эксплуатации.
Понятие старения металла может использоваться в трех видах оценки их состояния: моральное старение, буквальное старение материалов некоторых деталей, старение, связанное с изнашиванием рабочих поверхностей.
Причиной морального старения является появление в сфере эксплуатации новых металлов с более эффективными рабочими, экологическими, экономическими и другими свойствами по сравнению со сплавами предыдущих поколений.
Буквальное старение связано с необратимыми процессами физико-химических изменений свойств материалов.
Третий вид старения связан с изменением геометрических размеров и форм рабочих поверхностей деталей в результате их изнашивания. К этому виду старения относятся происходящие в результате длительной эксплуатации (воздействия разного рода усилий) такие изменения в деталях, как смещение поверхностей относительно друг друга и изменения физико-механических свойств их материалов (твердости, упругости, выкрашивания твердого слоя металла, возникновение трещин и т.д.).
Последние два вида старения связаны с длительным воздействием на металл эксплуатационных факторов — природно-климатических, механических, динамических, термических и т. п. Проявления этих двух видов старения являются необратимыми. Борьба с такими проявлениями является основной целью ремонта, но не единственной.
Перечисленные проявления старения связаны с постепенным ухудшением показателей технических характеристик металла или агрегатов и приводят к исчерпанию ресурса.
Во время эксплуатации металлических конструкций происходит изнашивание вследствие чего образуются дефекты которые устраняют сваркой. То есть дефекты образуются в результате какого либо износа.
Приведем основные виды износа металлических изделий:
Абразивное изнашивание — процесс механического изнашивания материала в результате (в основном) режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся в свободном или закрепленном состоянии. Абразивное изнашивание является одним из наиболее распространенных и разрушительных видов изнашивания. Более 60% отказов строительных, дорожных и сельскохозяйственных машин вызваны абразивным износом. Абразивному изнашиванию подвергаются днища корпусов.
Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание происходит в результате действия твердых частиц, взвешенных в жидкости (газе), перемещающихся относительно поверхности материала.
Эрозионное изнашивание (гидроэрозионное, газоэрозионное) — механическое изнашивание в результате воздействия потока жидкости и (или) газа. В этом случае поток жидкости, обладающий высокой скоростью и давлением, разрушает защитную окисную пленку деталей, вызывает эрозионное разрушение материала.
Усталостное изнашивание — механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя. Наиболее часто усталостное изнашивание проявляется на деталях различных опорных конструкций. Усталостное изнашивание является следствием многократного механического воздействия на микровыступы трущихся поверхностей. Отделению частиц способствует наклеп поверхностного слоя, повышающий хрупкость материала и снижающий усталостную износостойкость. Следует различать контактную усталость поверхностных слоев, которая возникает при трении качения и проявляется в развитии местных очагов разрушения (питтинг), и усталостное изнашивание, проявляющееся при трении скольжения в виде отделения микрообъемов материала поверхностного слоя детали.
Окислительное изнашивание — коррозионно-механическое изнашивание, при котором основное влияние на изнашивание имеет химическая реакция материала с кислородом воздуха или другой окисляющей окружающей средой с образованием на поверхности трения защитных окисных пленок, последующим разрушением этих пленок в результате трения, с повторением процесса. Окислительному изнашиванию подвергаются цилиндры, шейки коленчатых валов и другие детали, работающие при трении скольжения.
Коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях. На участках, пораженных коррозией, протекают процессы «схватывания», абразивного разрушения, усталостно-коррозионные разрушения. Это изнашивание возможно в местах контакта плотно сжатых деталей, если в результате вибрации между их поверхностями возникает микроскопическое колебательное перемещение. Изнашиванию при коррозии подвергаются детали имеющие контакт с агрессивными средами.
Электроэрозионное изнашивание — эрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока. Этот вид изнашивания характерен для контактов и разъемных соединений деталей системы электрооборудования, например «электропровод — вывод».
Процессы изнашивания многообразны, они достаточно изучены. При ремонте машин и их элементов важны результаты процесса изнашивания — степень износа, динамика изнашивания по наработке (характеристика изнашивания) и причина возникновения износа. Эта информация позволяет провести оценку технического состояния металлических конструкций, выявить причины возникновения отказов, обосновать требования технических условий при ремонте, обосновать способ восстановления изношенных поверхностей деталей, обеспечивающий необходимый уровень износостойкости.
При проведении исследования процесса изнашивания используют методику, основанную на индивидуальном наблюдении за изменением размерных и других характеристик рабочих поверхностей только одной детали в лабораторных условиях или в условиях нормальной эксплуатации, а также методику, основанную
Методы контроля сварных соединений
Все контрольные операции, применяемые в сварочном производстве, можно разделить в хронологическом порядке на методы контроля делятся на следующие группы: предварительный контроль, контроль в процессе сварки (текущий контроль) и заключительный контроль (приемо-сдаточные испытания).
Элементы, входящие в каждый метод, показаны ниже на классификационной схеме.
Охарактеризуем более подробно метод текущий метод контроля.
Аппаратуру, приборы и инструменты, которыми пользуются при выполнении сварочных работ, следует систематически проверять в процессе эксплуатации. Это необходимо для того, чтобы своевременно выявить те или иные неисправности аппаратуры и тем самым устранить возникновение брака продукции.
Контроль режима сварки. При ручной дуговой сварке необходимо проверять соответствие сорта и диаметра электродов, заданных по технологическому процессу, правильности управления дугой и порядка наложения швов.
При автоматической электросварке плавлением следует проверять как правильность настройки аппарата, так и следить за соблюдением заданного электрического режима.
При контактной сварке нужно обращать внимание на соблюдение строгого соответствия между величинами тока, временем нагрева и усилием сжатия, так как слабый нагрев при нормальном давлении или нормальный нагрев при недостаточном давлении вызывает появление непроваров.
Очень сильный нагрев, обусловленный избыточной мощностью тока или излишней его продолжительностью, ведет к перегреву, а иногда и пережогу металла.
Слишком высокое давление, приложенное после нагрева при точечной или шовной, сварке, приводит к образованию чрезмерных углублелий в основном металле, ослабляющих рабочее сечение.
При газовой сварке нужно проверять соответствие флюса и присадочного металла заданным, а также правильность выбора мощности и регулировки горелки и следить за соблюдением правил техники наложения швов.
При любых методах сварки, применяемых для изготовления ответственных конструкций, очень ценным мероприятием является проведение механических, а иногда и металлографических испытаний образцов-свидетелей, т. е. образцов, полученных из заготовок, сваренных в цехе при полном соблюдении тех же условий, которые имели место при сварке данного изделия.
Иногда практикуется испытание образцов, вырезанных непосредственно из готовой сварной конструкции.
Осмотр и обмер. При производстве сварных конструкций необходимо осматривать швы и проверять их размеры по ходу процесса сварки. При индивидуальном производстве, помимо текущего внешнего осмотра швов, необходимо регулярное выполнение контрольных обмеров всей свариваемой конструкции.
Контроль общего хода процесса сварки. Соблюдение правильного хода технологического процесса изготовления сварных конструкций имеет важное значение. Доброкачественность всех сварных швов конструкции отнюдь еще не является гарантией доброкачественности ее в целом. Это объясняется усадочными явлениями, возникающими почти при всех способах сварки.
Борьба с усадочными явлениями должна проводиться на всех этапах изготовления сварной конструкции. В период наложения швов необходимо следить за точным соблюдением запроектированного порядка сварки. Несоблюдение технологического процесса может привести к возникновению контуров, жестко закрепленных ранее наложенными швами, а это в свою очередь повлечет за собой возникновение внутренних напряжений, вызывающих образование трещин, либо трудно исправимое коробление и изменение размеров конструкции.
Преимущества и недостатки аргонодуговой сварки
Приемущества аргонодуговой сварки:
Недостатки аргонодуговой сварки:
ЛИТЕРАТУРА
1. МатийкоН. М. и Радунский Л. Д. Развитие дуговой электросварки в СССР. Госэнергоиздат, 1960.
2. Погодин-Алексеев Г. И. Теория сварочных процессов. Изд. 2-е. Машгиз, 1950.
3. А л о в А. А. Основы теории процессов сварки и пайки. «Машиностроение» 1964.
4. Демянцевич В. П. Металлургические и технологические основы дуговой сварки. Машгиз, 1962.
5. Рыкалии Н.Н. Расчеты тепловых процессов при сварке. Машгиз, 1951.
6. Трочун И. П. Внутренние усилия и деформации при сварке. Машгиз,
1964
7. Технология электрической сварки плавлением, под ред. Б. Е. Патона Машгиз, 1962.
8. Рабинович И. Я. Оборудование для дуговой электрической свапки Машгиз, 1958.
9. Заруба И. Н. и др. Сварка в углекислом газе. Киев, Гос. издат. техн.
10. лит., 1960.
11. Электрошлаковая сварка. Изд. 2-е испр. и дополн. под редакцией Б. Е. Патона. Машгиз, 1959.
12. Ахун А. И. Контактные электросварочные машины. Машгиз, 1958.
13. Гельман А. С. Контактная электросварка. Машгиз, 1949.
14. ГлизманенкоД. Л. и Е, в с е е в Г. Б. Газовая сварка и резка металлов. Изд. 2-е, переработ. Машгиз, 1961.
15. Клячкин Я. Л. Сварка цветных металлов и их сплавов.
«Машиностроение», 1964.
16. ЛакедемонскийА. В. и Хряпин В. Е. Паяние и припои. Металлургиздат, 1961.
17. НазаровС. Т. Методы контроля качества сварных соединений. Маш.гиз, 1961.
Информация о работе Техника безопасности при аргонодуговой сварке