Технология разработки и использования экспертной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:38, контрольная работа

Описание

Цель- написание курсовой работы по данной дисциплине с последующем его усвоении. Для достижения поставленной цели поставлены следующие вопросы:

- с какой стороны подойти к изучению темы;

- на практическую или теоретическую часть делать акцент;

- качественный подбор литературы по данной теме.

И решены следующие задачи:

- изучение и анализ основ интеллектуальных систем;

- изучение и выявление сущности экспертных систем;

- разбор технологии проектирования экспертных систем;

- изучить, проанализировать, и высказать свою точку зрения по вопросу;

- разработка предложений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Введение в сущность экспертных систем………………………………..5
1.1. История развития экспертных систем…………………………………………5
1.2. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем………………………………………………………………….13
Глава 2. Технология разработки экспертных систем…………………………….18
2.1. Переход от прототипа к промышленной экспертной системе………23
2.2. Технологии быстрого прототипирования…………………………….25
Глава 3. Анализ теории экспертных систем и выводы…………………………..29
3.1.Выбор подходящей проблемы для разработки экспертной системы……….29
3.2. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом…………..32
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

для я ботаник 2.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     - затраты и срок их возвращаемости  приемлемы для заказчика. 

     Он  составляет план разработки. План определяет шаги процесса разработки и необходимые  затраты, а также ожидаемые результаты. 

     3.2.  Преимущества экспертных  систем перед человеком-экспертом. 

     Системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом.

     1. У них нет предубеждений.

     2. Они не делают поспешных выводов.

     3. Эти системы работают, систематизировано,  рассматривая все детали, часто  выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.

     4. База знаний может быть очень  и очень большой. Будучи введены  в машину один раз, знания  сохраняются навсегда. Человек же  имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время  не используются, то они забываются и навсегда теряются.

  1. Системы, основанные на знаниях, устойчивы к “помехам”. Эксперт пользуется побочными знаниями и легко поддается влиянию внешних факторов, которые непосредственно не связаны с решаемой задачей. ЭС, не обремененные знаниями из других областей, по своей природе менее подвержены “шумам”. Со временем системы, основанные на знаниях, могут рассматриваться пользователями как разновидность тиражирования - новый способ записи и распространения знаний. Подобно другим видам компьютерных программ они не могут заменить человека в решении задач, а скорее напоминают орудия труда, которые дают ему возможность решат задачи быстрее и эффективнее.

     6. Эти системы не заменяют специалиста,  а являются инструментом в  его руках. 

 

       Заключение

        Экспертные системы обладают следующими основными характеристиками:

      экспертная  система ограничена определенной сферой экспертизы;

      она способна рассуждать при сомнительных данных;

      она способна объяснить цепочку рассуждений  понятным способом;

      она строится так, чтобы имелась возможность постепенного наращивания системы;

      чаще  всего она основана на использовании  правил;

      на  выходе она выдает совет - не таблицы  из цифр, не красивые картинки на экране, а четкий совет;

      экспертная  система обладает способностью самообучаться.

      Написание экспертных систем требует сравнительно больших трудозатрат и материальных ресурсов. Чтобы избежать дорогостоящих и безуспешных попыток необходимо определить, является ли проблема подходящей для решения с помощью экспертной системы:

      • Потребность в решении должна соответствовать затратам на ее разработку. Суммы затрат и полученная выгода должны быть реалистическими.

      • Невозможно использовать знания человека - эксперта там, где это необходимо. Если экспертные знания широко распространены, то маловероятно, что стоит разрабатывать экспертную систему. Однако, в таких областях, как разведка нефти и медицина, могут быть редкие специализированные знания, которыми можно недорого снабдить экспертную систему, и не использовать очень высоко оплачиваемого эксперта.

      • Проблема может быть решена с использованием символических методов рассуждения.

      • Проблема хорошо структурирована и  не требует применения знаний, основанных на здравом смысле. Знания, основанные на здравом смысле, хорошо известны, поэтому их незачем фиксировать и представлять.

      • Проблема не может быть легко решена с использованием более традиционных вычислительных методов. Если имеется  хорошее алгоритмическое решение  проблемы, не следует использовать экспертную систему.

      • Существуют ли эксперты в данной проблемной области. Поскольку экспертная система проектируется для успешной работы, весьма существенно, чтобы эксперты желали помогать при ее проектировании. Кроме того, необходима поддержка администрации и потенциальных пользователей.

      • Проблема имеет подходящий размер и область применения. Как правило, проблема требует применения знаний высоко специализированных экспертов, но человек-эксперт должен тратить на ее решение короткое время, (максимум час).

      Должно  быть ясно, что только малый диапазон проблем соответствует технологии экспертных системы. Однако при использовании для подходящих проблем, экспертные системы могут приносить огромные прибыли. Например, были разработаны экспертные системы, помогающие анализировать данные, полученные при разведке нефти, и для помощи в конфигурировании компьютерных систем. Обе эти системы активно используются, экономя большое количество средств.

      Экспертная  система, пусть даже с элементами искусственного интеллекта, останется  лишь инструментом грамотного пользователя: инженера, изобретателя, учёного, способным многократно повысить эффективность их работы.

      Перспективы использования WWW-технологии, автоматизированного  проектирования информационно-управляющих  систем, системного моделирования предметной области, инжиниринга информационных и обучающих процессов в представляются в виде широчайшего и перспективного поля деятельности.

      Обращение к этим технологиям неизбежно, поскольку  они призваны привести в соответствие уровень подготовки современного инженера и требований нарастающего прогресса наукоёмких технологий различных отраслях промышленности.

      Реализация  подобных проектов представляется возможной  даже в сложных условиях современной  российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Амарселлус  Д. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2005 г.
  2. Моисеев В.Б. Представление знаний в интеллектуальных системах. Информатика и образование,. №2, 2003 г. с. 84-91
  3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: М. Наука, 2004 г.
  4. Зубов В. В., Макушкин В. А., Оглоблин А. Г. Экспертная система диагностирования цифровых устройств и БИС. Средства связи, №3, 2000, с. 32-36.
  5. Зубов В. В., Макушкин В. А. Экспертная система диагностирования цифровых устройств ДИЭКС на персональной ЭВМ.ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРАХ, М.: МДНТП, 2005, с. 115-120.
  6. Макушкин В. А., Щербицкий К. А. Экспертная система для контроля и диагностирования цифроаналоговых устройств. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЛАНИРОВАНИИ, УПРАВЛЕНИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕ, М.: МДНТП, 2001, с. 121-125.
  7. Попов Э. В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапт М. Д.Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 2003 г.
  8. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2003г.
  9. Володичев Д.С., Макушкин В.А. OMEGAMON - эффективная система управления вычислительными ресурсами. М: Научная сессия МФТИ-2004, том 12, с.199-201.
  10. Муромцев Д.И. Введение в технологию экспертных систем. СПб: СПб ГУ ИТМО, 2005.
  11. Минский М.Л. Фреймы для представления знаний. М.:Энергия, 2001.
  12. www.intuit.ru
  13. www.ai.tsi.lv
  14. knpi-iip.mipk.kharkiv.edu
  15. www.libray.narod.ru
  16.    expro.kzn.ru
  17. 256bit.ru
  18. ru.wikipedia.org
  19. 256bit.ru
  20. tver.mesi.ru
  21. www.ssti.ru
  22. Моделирование управления движением человека М.: СпортАкадемПресс, 2003. 360 с., сборник научных трудов под ред. Шестакова М. П. и Аверкина А. Н.
  23. Люгер Д. Искусственный интеллект М.: Мир, 2006. 690 с.
  24. Макаров И. М., Топчиев Ю. И. Робототехника. История и перспективы М.: Наука, МАИ, 2004. 350 с.
  25. Ярушкина Н. Г Основы теории нечетких и гибридных систем Учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2004. 320 c.
  26. Рыбина Г. В., Пышагин С. В., Смирнов В. В., Левин Д. Е., Душкин Р. В. Инструментальный комплекс АТ-ТЕХНОЛОГИЯ для поддержки разработки интегрированных экспертных систем учебное пособие, М.: МИФИ, 2001, 100 с.
  27. Частиков А. П., Гаврилова Т. А., Белов Д. Л. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS BHV-Санкт-Петербург, 2003 г., 606 стр.
  28. И. Абдуллин. Программирование в промышленности. – М.: Логос. 2000г
  29. Г. Долин. Что такое ЭС. – Компьютер Пресс, 2002 г.
  30. К. Нейлор. Как построить свою экспертную систему.- М.: Энегроатомиздат, 2007. 
      

Информация о работе Технология разработки и использования экспертной системы