Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:54, реферат
В наши дни тепловые двигатели получили широкое распространение, они работают всюду в самых различных отраслях народного хозяйства. Но до XVIII века единственным источником энергии в промышленности служили водяные силовые установки. Тогда все крупные фабрики и заводы строились по берегам рек. Одним из первых людей, взявшихся за создание теплового двигателя, был русский теплотехник Иван Иванович Ползунов. Он работал механиком на Барнаульском медеплавильном заводе, на Алтае. В 1763 году Ползунов подал начальнику Колывано-Воскресенских заводов свой проект огнедействующей машины — машины, в которой используется энергия водяного пара.
1. Общие сведенья и история тепловых двигателей 3
2. Паровая турбина 11
3.Двигатели внутреннего сгорания 15
4. Газовые турбины 18
5.Заключение 19
6.Список литературы 20
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Новгородский государственный
университет
Кафедра «Промышленная энергетика»
Реферат
Тема: « Тепловые машины-двигатели внутреннего сгорания,
паровые и газовые турбины»
студент группы 0411
___________ А.В.Никифоров «______»____________2010г
Проверил
Д.т.н. профессор
___________ И.В.Швецов «______»___________2010г
Великий Новгород 2010г
Оглавление
1. Общие сведенья и история тепловых двигателей 3
2.
Паровая турбина
3.Двигатели
внутреннего сгорания
4.
Газовые турбины
5.Заключение
6.Список
литературы
Общие сведенья и история тепловых двигателей
В наши дни тепловые двигатели получили широкое распространение, они работают всюду в самых различных отраслях народного хозяйства. Но до XVIII века единственным источником энергии в промышленности служили водяные силовые установки. Тогда все крупные фабрики и заводы строились по берегам рек. Одним из первых людей, взявшихся за создание теплового двигателя, был русский теплотехник Иван Иванович Ползунов. Он работал механиком на Барнаульском медеплавильном заводе, на Алтае. В 1763 году Ползунов подал начальнику Колывано-Воскресенских заводов свой проект огнедействующей машины — машины, в которой используется энергия водяного пара. Через два года она была построена. Это была первая паровая машина непрерывного действия. Испытания показали ее работоспособность. В течение нескольких месяцев она успешно работала на Барнаульском заводе, приводя в действие разнообразные механизмы.
Самозабвенная работа над изготовлением машины стоила изобретателю жизни. Ползунов заболел скоротечной чахоткой и умер за несколько месяцев до того, как его машина была пущена в ход.
За границей успешно работающая паровая машина для промышленных нужд была построена английским изобретателем Джемсом Уаттом лишь через 20 лет после Ползунова.
Машины И. Ползунова и Д. Уатта были предвестниками новой эры в технике. Наступил век пара. Уже к концу XVIII столетия сотни паровых машин работали на шахтах, рудниках, металлургических заводах, текстильных фабриках. А в XIX столетии постройка паровых машин стала ведущей отраслью промышленности. Новый, тепловой, двигатель привел к созданию паровозов и пароходов. Изучение техники паросиловых установок, или, как ее называют, теплотехники, стало необходимым для каждого инженера. В техническом мире появилась даже крылатая фраза:
«Тот не инженер, кто не теплотехник».
К концу XIX века теплотехника достигла уже очень высокого уровня развития. Возросли мощность и коэффициент полезного действия паросиловых установок.
Однако,
как ни быстро совершенствовалась паровая
машина, потребности общества увеличивались
еще быстрее. Если первые пароходы имели
машины мощностью в десятки лошадиных
сил, то в начале XX века строились
океанские корабли, для которых
уже требовались силовые
Имеются
сведения, что еще в 1813 году алтайский
мастер Поликарп Залесов построил на
Сузунском заводе небольшую паровую
турбину. В последующие годы много
изобретателей в России и за рубежом
трудились над созданием
Главной рабочей частью турбины является ротор — вал с насаженным на него рабочим колесом. Рабочее колесо представляет собой диск, на ободе которого укреплен ряд лопаток. Пар, войдя в турбину, поступает в узкие каналы, называемые соплами. В каналах давление пара снижается, а за счет этого резко возрастает его скорость. Вылетая с большой скоростью из сопел, струя пара с силой воздействует на лопатки турбины. При этом энергия движения пара передается лопаткам, которые начинают быстро двигаться, вращая вал турбины. Пар непрерывно поступает в турбину, и ее лопатки движутся все время в одном направлении. Поэтому турбина работает более быстро и плавно, чем поршневая паровая машина.
Само название «турбина» говорит о том, что ее основные рабочие части совершают вращательное движение. Слово турбина происходит из латинского «турбо», что означает вихрь, волчок.
Пар проходит через турбину с большой скоростью. Поэтому даже турбина малых размеров способна пропустить много пара. А чем больше пара пройдет через турбину, тем выше ее мощность.
Рисунок 1.1 Принцип работы турбины
В первых турбинах пар подавался со сравнительно небольшой скоростью, не превышавшей скорости распространения звука в водяном паре, которая при температуре пара 300° С равняется примерно 600 м/сек. А с помощью сопла Лаваля стало возможным разгонять пар до больших скоростей, превосходящих в несколько раз скорость звука. Тем самым удалось повысить мощность турбины и ее коэффициент полезного действия. Лаваль внес также ряд усовершенствований в конструкцию турбины, повысивших ее прочность.
В начале XX века начинается бурное развитие паровых турбин. Везде, где были нужны мощности в десятки тысяч лошадиных сил — на крупных электростанциях, на больших морских судах,— стали применяться паровые турбины.
Мощность паровой турбины, построенной в 1884 году, составляла всего 5 киловатт. Через двадцать лет уже строились турбины мощностью в 5000 киловатт. А через десятилетие их мощность достигла 50 тысяч киловатт. Перед Великой Отечественной войной Ленинградский металлический завод выпустил паровую турбину в сто тысяч киловатт. После войны коллектив этого завода создал еще более совершенную турбину, в 150 тысяч киловатт.
Однако
у паровых турбин есть одно слабое
место. Они, как и обычные паровые
машины, нуждаются для своей работы
в паровых котельных
Развитие промышленности и особенно транспорта вызывало потребность в новом, легком и дешевом двигателе.
В паросиловом двигателе энергия топлива, выделяющаяся при его горении, передается пару, а энергия пара в цилиндре паровой машины или в турбине преобразуется в механическую энергию. В этом преобразовании пар играет роль посредника.
Уже давно возникла мысль создать двигатель, который не нуждался бы в посредничестве пара, сделать так, чтобы процесс горения топлива происходил внутри самого двигателя. Тогда отпала бы необходимость в устройстве паровых котлов. Такой двигатель — двигатель внутреннего сгорания, был создан еще в конце прошлого века.
В цилиндры двигателя поступает воздух и сжимается с помощью поршня. Туда же подается горючее. При его горении выделяется большое количество энергии, которая идет на нагревание образующихся в цилиндре газов. Сжатый и сильно нагретый газ стремится расшириться и давит на поршень, заставляя его двигаться по цилиндру.
С помощью шатуна поршень вращает вал двигателя, передавая ему ту энергию, которую он получил от газа. Когда процесс расширения заканчивается, в цилиндре открывается клапан, и газы выходят наружу, а на их место в цилиндр через другой клапан поступает новая порция атмосферного воздуха.
Сжигание топлива в цилиндрах двигателя позволило отказаться от пара, а значит, и от громоздкого парового котла. Получился весьма легкий двигатель. При небольших размерах и малом весе двигатель внутреннего сгорания способен развивать большую мощность.
Чтобы
питать паром турбину мощностью
в 10 тысяч лошадиных сил, требуется
паровой котел размером с трехэтажный
дом. Такую же мощность дают четыре
современных авиационных
Правда, первые двигатели внутреннего сгорания не были столь совершенны, как современные, но и они были несравненно легче паросиловых установок.
Кто изобрел двигатель внутреннего сгорания?
Трудно назвать имя одного человека.
Первый
двигатель внутреннего
Принцип работы такого двигателя был дан еще в 1862 году французским инженером Бо де Роша. Бо де Роша изложил физические основы рабочего процесса двигателя и показал, что полный цикл его работы совершается за четыре хода поршня, почему эти двигатели и получили в дальнейшем название четырехтактных.
Крупный шаг в развитии двигателей внутреннего сгорания был сделан моряком русского флота О. С. Костовичем. Он создал двигатель, работающий не на горючем газе, а на жидком топливе — на бензине.
Двигатель
Костовича имел уже все основные
детали, которые имеют современные
двигатели внутреннего
В конце XIX столетия бензиновые двигатели внутреннего сгорания стали изготовляться в большом количестве и быстро вытеснили газовые. Изобретение и усовершенствование этих двигателей привело к развитию автомобилестроения. Пока не было легкого и мощного двигателя, все попытки изобретателей создать самодвижущиеся экипажи не давали практических результатов. Но как только был создан бензиновый двигатель, такие экипажи были созданы.
Такую же роль сыграли двигатели внутреннего сгорания и в развитии авиации. Если автомобиль нуждался в легком двигателе, то для самолета это требование было еще более важным. Первые авиационные двигатели строились по образцу автомобильных. Они изготавливались из чугуна и низкосортных сталей, имели водяное охлаждение цилиндров. Однако постепенно в авиационных двигателях начали применяться легкие алюминиевые сплавы и высококачественные стали. Появились двигатели с воздушным охлаждением цилиндров — потоком встречного воздуха.
В XX веке во всех крупнейших странах мира началось бурное развитие авиационной промышленности. И основой для этого послужил бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Современные авиационные двигатели внутреннего сгорания —это двигатели очень большой мощности.
Авиационные двигатели мощностью в 3—4 тысячи лошадиных сил делают с 24 или 28 цилиндрами. Такой двигатель получается сложным, громоздким и очень тяжелым. Перед учеными встала задача создать двигатель, обладающий быстроходностью паровой турбины и в то же время не требующий для своей работы парового котла. Иными словами, необходимо было создать двигатель, который сочетал бы в себе лучшие качества паровой турбины и поршневого двигателя внутреннего сгорания. Таким двигателем и явилась газовая турбина. [2]
Информация о работе Тепловые машины-двигатели внутреннего сгорания, паровые и газовые турбины