Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:39, реферат
Синхронным компенсатором называют синхронную машину, работающую в двигательном режиме без нагрузки на валу при изменяющемся токе возбуждения. Синхронный компенсатор в зависимости от тока возбуждения может выдавать реактивную мощность в сеть или потреблять ее из сети.
Общий вид синхронного компенсатора представлен на рисунке 1. В конструктивном отношении он похож на турбогенератор, однако выполняется на среднюю частоту вращения (750-1000 об/мин). Ротор синхронного компенсатора изготовляется явнополюсным. Статор в конструктивном отношении подобен статору турбогенератора.
1 Синхронный компенсатор серии КСВ 3
2 Составные части синхронного компенсатора серии КСВ 4
2.1 Статор 4
2.2 Остов ротора 5
2.3 Полюсы ротора 5
2.4 Вентиляторы 5
2.5 Подшипники 6
2.6 Контактные кольца 6
2.7 Токопровод 7
3 Материалы, применяемые при изготовлении синхронного компенсатора и их характеристики 7
3.1 Баббит 7
3.2 Сталь 7
3.3 Алюминий 8
3.4 Бронзы 9
3.5 Медь 9
3.6 Водород 10
Список использованной литературы 12
Некоммерческое акционерное общество
«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
Кафедра электрических станций, сетей и систем
Электротехническое материаловедение
РАСЧЕТНО – ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
на тему: Электротехнические материалы, применяемые при изготовлении синхронного компенсатора серии КСВ
Специальность 5В071800 - Электроэнергетика
Выполнил: Бекишев Тимур Ануарбекович Группа БЭ-10-15
Руководитель доцент Кузембаева Р. М.
________________________«___»_
Алматы 2012
Содержание
1 Синхронный компенсатор серии КСВ 3
2 Составные части синхронного компенсатора серии КСВ 4
2.1 Статор 4
2.2 Остов ротора 5
2.3 Полюсы ротора 5
2.4 Вентиляторы 5
2.5 Подшипники 6
2.6 Контактные кольца 6
2.7 Токопровод 7
3 Материалы, применяемые при изготовлении синхронного компенсатора и их характеристики 7
3.1 Баббит 7
3.2 Сталь 7
3.3 Алюминий 8
3.4 Бронзы 9
3.5 Медь 9
3.6 Водород 10
Список использованной литературы 12
1 Синхронный компенсатор серии КСВ
Синхронным компенсатором называют синхронную машину, работающую в двигательном режиме без нагрузки на валу при изменяющемся токе возбуждения. Синхронный компенсатор в зависимости от тока возбуждения может выдавать реактивную мощность в сеть или потреблять ее из сети.
Общий вид синхронного компенсатора представлен на рисунке 1. В конструктивном отношении он похож на турбогенератор, однако выполняется на среднюю частоту вращения (750-1000 об/мин). Ротор синхронного компенсатора изготовляется явнополюсным. Статор в конструктивном отношении подобен статору турбогенератора.
Синхронный компенсатор характеризуется номинальной мощностью, напряжением и током статора, частотой, номинальным током ротора и потерями в номинальном режиме.
Номинальное напряжение синхронного компенсатора в соответствии с ГОСТ устанавливается на 5 или 10% выше соответствующего номинального напряжения электрической сети.
Номинальная мощность синхронного компенсатора определяется как длительно допустимая нагрузка при номинальном напряжении, номинальных параметрах охлаждающей среды.
Рисунок 1 - Общий вид синхронного компенсатора с волородным охлаждением при открытой его установке на подстанции энергосистем
2 Составные части синхронного компенсатора серии КСВ
2.1 Статор. Корпус статора представляет собой сварную неразъемную конструкцию из спокойной мартеновской стали марки CT3СП. В случае попадания воздуха внутрь корпуса, заполненного водородом, и образования водородно-воздушной смеси (от 26 до 96% воздуха) существует опасность взрыва, и в корпусе могут возникнуть большие усилия, которые корпус должен выдерживать. Допускаемые напряжения при испытательном давлении с учетом коэффициента динамичности нагрузки при взрыве водородно-воздушной смеси должны превышать 700*105 Па.
Корпус проходит испытания на газоплотность сварных швов воздухом при давлении, равном принятому номинальному избыточному давлению водорода, но не менее 105 Па, в течение 8 ч. Кроме того, корпус подвергается гидравлическим испытаниям водой в течение 30 мин под давлением 8*105 Па для компенсаторов с номинальным избыточным давлением водорода (1...2)*105 Па.
В корпусе на специальных клиньях жестко закреплен шихтованый сердечник статора из штампованных сегментов холоднокатаной электротехнической стали толщиной 0,5 мм, покрытых тонкой изоляционной пленкой.
Сегменты сердечника при штамповке ориентируют таким образом, чтобы ось его центрального зубца совпадала с направлением проката листа. При шихтовке сердечника сегменты каждого последующего слоя сдвинуты на половину своей ширины (шихтовка вполнахлеста). По длине сердечник разделен радиальными вентиляционными каналами на пакеты. Аксиальная длина канала равна 10 мм, пакета — 50...60 мм. Для более равномерного охлаждения пакеты сердечника, расположенные в средней его части, делают меньшей длины. Вентиляционные каналы, как и в сердечниках гидрогенераторов, образуются вентиляционными распорками нормализованного профиля двутаврового сечения, которые приваривают точечной сваркой к крайнему сегменту пакета сердечника. В процессе сборки сердечник опрессовывают и окончательно стягивают шпильками при помощи нажимных гребенок. Чтобы уменьшить добавочные потери от торцевого поля, нажимные гребенки в мощных синхронных компенсаторах выполняют из немагнитной стали.
В синхронных компенсаторах с водородным охлаждением применяют двуслойные стержневые волновые или петлевые обмотки. Несмотря на простые схемы соединения волновых обмоток (из-за отсутствия соединений между группами катушек), они уступают петлевым по длине лобовых частей. Для сокращения длины лобовых частей и уменьшения их нагрева применяют и петлевые обмотки. Изоляция стержней обмоток — непрерывная термореактивная класса нагревостойкости В.
2.2 Остов ротора. Синхронные компенсаторы с частотой вращения 1000 об/мин имеют кованый заодно с валом остов. Так выполнен, например, остов ротора синхронного компенсатора 32 MB*А.
В синхронном компенсаторе мощностью 50 MB*А, 750 об/мин остов выполняют из отдельных пакетов. Пакеты состоят из стальных листов марки Ст4 толщиной 50...60 мм. Стальные листы скреплены между собой электросваркой через круглые отверстия в соседних листах. Между пакетами установлены дистанционные распорки, образующие вентиляционные каналы шириной 50 мм. Для подвода к ним охлаждающего газа в средней части вала, на которую насажены пакеты, профрезерованы аксиальные каналы.
В синхронных компенсаторах 100 и 160 MB*А, имеющих большие размеры, остов ротора для большей жесткости и надежности выполнен из полой стальной поковки. С торцами остова соединяют горячей посадкой и фланцами с помощью болтов из высокопрочной стали концы валов относительно небольшой длины. Внутренний диаметр остова определяется толщиной его сечения, которую выбирают из условия допущения в ней магнитной индукции не более 1,5... 1,6 Т и механических напряжений от тангенциальных сил не более 2000*105 Па. В рассматриваемых восьмиполюсных машинах внутренний диаметр находится в пределах 0,9...0,95 м.
Во фланцах присоединяемых валов предусмотрены круглые отверстия диаметром 160 мм для входа охлаждающего газа внутрь остова. Откуда он через отверстия в остове направляется для охлаждения катушек полюсов.
2.3 Полюсы ротора. В синхронных компенсаторах с водородным охлаждением применяют массивные цельнокованые из стали марки 40 или 45 сердечники полюсов как более простые в изготовлении и более надежные в эксплуатации, чем шихтованные.
Но по сравнению с шихтоваными в цельнокованых полюсах можно допускать увеличение механической нагрузки на хвосты в среднем на 10%, что связано с тем, что в сплошном массивном полюсе нагрузка на хвосты распределяется более равномерно по всей длине полюса. Увеличение механических напряжений в массивных полюсах позволяет снизить их массу и уменьшить центробежные силы от полюсов, действующие на остов ротора. Это дает возможность изготовлять синхронные компенсаторы с массивными полюсами на более высокую окружную скорость.
2.4 Вентиляторы в синхронных компенсаторах, как правило, пропеллерного типа, насаживаемые с обеих сторон ротора. В компенсаторах большой мощности вентилятор представляет собой стальную сварную цилиндрическую конструкцию, прикрепленную к ободу ротора, с профильными лопатками из алюминиевого сплава.
Внешний диаметр вентилятора принимается равным 0,8...0,85 от внутреннего диаметра сердечника статора. Высота лопаток находится в пределах 260...220 мм. Число лопаток принимается кратным числу полюсов. У синхронных компенсаторов мощностью 100 и 160 MB А на каждом вентиляторе имеется 24 лопатки.
2.5 Подшипники. В синхронных компенсаторах с водородным охлаждением мощностью 32 и 50 MB*А применяют стояковые подшипники, как и в компенсаторах с воздушным охлаждением. Под основание стояка подложена изоляционная прокладка для изоляции от подшипниковых токов. Все крепежные болты и маслопроводы додшипника также изолируют от заземленных частей.
В синхронных компенсаторах 100 и 160 MB*А применяют сегментные подшипники допускающие значительно большие давления. Подшипники встроены в торцевые щиты корпуса. В щите предусмотрены два герметически закрывающихся люка для сборки и осмотра подшипника. В центре щита расположена сделанная из стального литья масляная ванна, к которой приварены радиальные ребра жесткости. В масляной ванне неподвижно на изолированных от подшипниковых токов опорных колодках крепят разъемный стальной цилиндрический вкладыш, внутри которого размещены сегменты подшипника.
Рабочую поверхность сегментов заливают баббитом. В нижней половине вкладыша размещают четыре опорных сегмента. Вдоль оси вала опорные нижние сегменты устанавливают попарно на стальных балансирах, обеспечивающих равномерное распределение нагрузки между ними. На стальной балансир сегмент опирается с помощью специального упора с шаровой поверхностью, благодаря чему достигается его самоустанавливаемость по отношению к шейке вала. В верхней половине вкладыша размещают неподвижно два сегмента с зазором между их рабочими поверхностями и шейкой вала 0,7...1 мм. Все сегменты имеют упоры, исключающие йх перемещение по направлению вращения вала.
В случае несовпадения магнитных осей статора и ротора, нарушения во время монтажа горизонтальности линии вала при переходных процессах и других подобных условиях возникают осевые усилия, стремящиеся сдвинуть ротор в осевом направлении. Для восприятия этих усилий на торцевой поверхности вкладыша имеется баббитовый пояс, в который упирается выступающий диск вала компенсатора.
2.6 Контактные кольца. Для синхронных компенсаторов мощностью 50 МВ*А контактные кольца делают из бронзы, а для компенсаторов мощностью 100...160 MBА - из специального сплава меди с магнием.