Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:58, реферат
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность.
компетентностное обучение физики.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, виды и принципы компетентностного обучения, пути формирования компетентностей учащихся, диагностика предметных образовательных компетенций на уроках физики.
Н.А. Плужникова, учитель физики МОУ Руднянской сош
Происходящая
в последнее время
В науке
нет общего подхода к понятию
компетентность, каждый автор понимает
его по-своему. В этом широком
контексте трактовки
Виды компетентностей.
Выделяют ключевые, предметные и жизненные компетенции.
Ключевые компетентности ( важные для школьного образования):
Это осмысленная организация собственной деятельности. Это тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели, тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность обучаться самостоятельно;
В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Предметные компетентности относятся к кругу учебных предметов, их содержание может включать знания, умения из различных предметов или из различных разделов одного предмета.
Жизненные компетентности включают совокупность знаний,
умений, опыта, личностных качеств, относящихся
к решению практических ситуаций, которые
встречаются в социальной и личной жизни
каждого человека.
В конце следует сказать,
что проектируемая на данной основе
система образования будет
Приоритетные
отличия управления образовательным
учреждением в контексте
http://festival.1september.ru:
Чтобы нагляднее понять специфику компетентностного обучения предлагаю таблицу в которой дан сравнительный анализ предметно- знаниевого и компетентностного обучения.
Ключевые характеристики |
Компетентностный подход |
Традиционный “знаниевый” подход |
Цель системы образования |
- создание условий для
удовлетворения потребностей - обновление структуры и содержания образования; - формирование системы непрерывного образования |
- формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство |
Задачи системы образования |
- обеспечение качества образовательных услуг; - совершенствование технологий образования; - повышение эффективности управления в сфере образова- ния; - совершенствование |
- обеспечение высокого уровня знаний; - совершенствование структуры образования; - подготовка молодежи
к общественно полезному, - воспитание активной жизненной позиции |
Цели школьного образования |
- научить учиться (определять
цели, пользоваться источниками
информации, оформлять наблюдения
и выводы, находить оптимальные
способы решения, - научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др; - научить ориентироваться
в ключевых проблемах - научить анализировать
ситуации и принимать - научить решать проблемы профес сииионального выбора;- и другие |
- сформировать основные знания, умения, навыки; - совершенствовать идейно- - формировать у учащихся сознательную дисциплину; - повышать ответственность учащихся за качество учебы; - содействовать нравственному и правовому воспитанию; - организация общественно
полезного, производительного и другие. |
Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся |
-за счет получения
личного опыта |
-за счет приобретения основ знаний по предметам |
Содержание образования |
Представляет собой - обеспечение фундаментальных
знаний на основе интеграции
и взаимопроникновения - освоение разных видов деятельности; - развитие у обучающихся
способностей самостоятельно |
- увеличение объема изучаемого материала; - издание новых учебников и учебных пособий; - введение новых предметов в учебные планы; |
Главные пути изменения содержания |
-интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, -дифференцированное образование, интерактивные формы обучения) |
-экстенсивный путь (предусматривает
дробное предметное деление, |
Ориентиры |
-развитие умений эффективно пользоваться знаниями; - вариативность сроков обучения; - индивидуальная траектория обучения |
-накопление знаний; - регламентированность сроков обучения; - фронтальная форма обучения |
Ожидаемые результаты |
- формирование ключевых компетентностей; - личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников; - обеспечение качественного образования; - формирование каровой элиты |
-формирование знаний, умений, навыков |
На основе анализа
предметного и
Принципы компетентностного обучения .
1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение , которых является результатом обучения.
2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
3. Обучающиеся должны
сознательно взять на себя
ответственность за
4. Обучающимся должна
быть предоставлена
5. Обучающиеся должны
иметь возможность
6. Обучающимся должна
быть предоставлена
7. Индивидуализация обучения:
предоставление каждому
Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе.
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
· 20% услышанного;
· 40% увиденного;
· 60% увиденного + услышанного;
· 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими .
Пути формирования компетентностей учеников ( советы учителям).
Формирование компетентностей
учеников обусловлено
Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет,
которому вы учите, а личность,
которую вы формируете. Не предмет
формирует личность, а учитель
своей деятельностью,
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам
овладеть наиболее
4. Необходимо чаще использовать
вопрос “почему?”, чтобы
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников
думать и действовать
7. Творческое мышление
развивайте всесторонним
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
9. Используйте схемы, планы,
чтобы обеспечить усвоение
10. В процессе обучения
обязательно учитывайте
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы
относительно последних
13. Поощряйте исследовательскую
работу учеников. Найдите возможность
ознакомить их с техникой
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что
каждый человек найдет свое
место в жизни, если научится
всему, что необходимо для
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.