Компетентностное обучение физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:58, реферат

Описание

В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность.

Работа состоит из  1 файл

в редакцию.docx

— 39.65 Кб (Скачать документ)

компетентностное обучение физики.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, виды и принципы компетентностного обучения, пути формирования компетентностей учащихся, диагностика предметных  образовательных компетенций на уроках физики.

                            Н.А. Плужникова, учитель физики МОУ Руднянской    сош                          

                                               Руднянского района ,Волгоградской области.                                                            

     Происходящая  в последнее время переориентация  оценки результатов образования  с понятий “образованность”, “воспитанность”,  “общая культура” на понятия  “компетентность” и “компетенция”  звучит призывом к организации  образовательного процесса на  основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования». Задача системы образования всегда   состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.  В современной экономике конкурентоспособность   человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.

 

     В науке  нет общего подхода к понятию  компетентность, каждый автор понимает  его по-своему. В этом широком  контексте трактовки компетентности  в мире продолжается работа  по изменению содержания стандартов  и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России  в 2001 году были сформулированы  основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения-навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» .                                              

Виды компетентностей.

Выделяют  ключевые, предметные и жизненные компетенции.

Ключевые компетентности ( важные для школьного образования):

  • Ценностно-слысловая.  Обеспечивает механизм самоопределения ученика.

Это  осмысленная организация  собственной деятельности. Это тенденция  к более ясному пониманию ценностей  и установок по отношению к  конкретной цели, тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность  обучаться самостоятельно;

  • Общекультурная. Обеспечивает осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре. Это использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, а так же принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  • Учебно-познавательная. Предполагает возможность самостоятельной деятельности. Сюда  входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности. Это привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;
  • Информационная. Формирует умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную при помощи информационных технологий.  Это владение этими технологиями, понимание их применения.
  • Коммуникативная. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группах.
  • Социально-трудовая. Овладение знаниями и опытом в сфере гражданско- общественной, социально- трудовой, экономической, семейной и т.д.

В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в  соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и  гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для  жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  • Личностного самосовершенствования. Направлена на освоения способов саморазвития. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности .

Предметные компетентности относятся к кругу учебных предметов, их содержание может включать знания, умения из различных предметов или из различных разделов одного предмета.

Жизненные компетентности включают совокупность знаний, умений, опыта, личностных качеств, относящихся к решению практических ситуаций, которые встречаются в социальной и личной жизни каждого человека.                                                                  

В конце следует сказать, что проектируемая на данной основе система образования будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Приоритетные  отличия управления образовательным  учреждением в контексте компетентностого подхода от традиционного подхода.

http://festival.1september.ru:8080/articles/410148/

Чтобы нагляднее понять специфику  компетентностного обучения предлагаю таблицу в которой дан сравнительный анализ предметно- знаниевого и компетентностного обучения.

Ключевые характеристики  

Компетентностный подход

Традиционный “знаниевый” подход

Цель системы образования

- создание условий для  удовлетворения потребностей граждан,  общества и рынка труда в  качественном образовании;

- обновление структуры  и содержания образования;

- формирование системы  непрерывного образования

- формирование гармонично  развитой, общественно активной  личности, сочетающей в себе духовное  богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство

Задачи системы образования

- обеспечение качества  образовательных услуг;

- совершенствование технологий  образования;

- повышение эффективности  управления в сфере образова- ния;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования

- обеспечение высокого  уровня знаний;

- совершенствование структуры  образования;

- подготовка молодежи  к общественно полезному, производительному  труду;

- воспитание активной  жизненной позиции

Цели школьного образования

- научить учиться (определять  цели, пользоваться источниками  информации, оформлять наблюдения  и выводы, находить оптимальные  способы решения, взаимодействовать  и др.);

- научить объяснять явления  действительности, их причины, взаимосвязь  и др;

- научить ориентироваться  в ключевых проблемах современности  (экологических, политических, национальных  и др);

- научить анализировать  ситуации и принимать оптимальные  решения;

- научить решать проблемы  профес сииионального выбора;- и другие

- сформировать основные  знания, умения, навыки;

- совершенствовать идейно-политическое  воспитание;

- формировать у учащихся  сознательную дисциплину;

- повышать ответственность  учащихся за качество учебы;

- содействовать нравственному  и правовому воспитанию;

- организация общественно  полезного, производительного труда 

и другие.

Представления о путях  формирования ценных  ориентаций и  личностных качеств обучающихся

-за счет получения  личного опыта самостоятельного  решения проблем

-за счет приобретения  основ знаний по предметам

Содержание образования

Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения  проблем:

- обеспечение фундаментальных  знаний на основе интеграции  и взаимопроникновения предметов;

- освоение разных видов  деятельности;

- развитие у обучающихся  способностей самостоятельно решать  проблемы на основе полученных  знаний, умений, навыков и социального  опыта

- увеличение объема изучаемого  материала;

- издание новых учебников  и учебных пособий;

- введение новых предметов  в учебные планы;

Главные пути изменения содержания

-интенсивный путь (предусматривает  сопряжение программ, модульное  обучение, -дифференцированное образование, интерактивные формы обучения)

-экстенсивный путь (предусматривает  дробное предметное деление, увеличение  программ)

Ориентиры

-развитие умений эффективно  пользоваться знаниями;

- вариативность сроков  обучения;

- индивидуальная траектория  обучения

-накопление знаний;

- регламентированность сроков обучения;

- фронтальная форма обучения

Ожидаемые результаты

- формирование ключевых  компетентностей;

- личностный рост обучающихся,  педагогических и руководящих  работников;

- обеспечение качественного  образования;

- формирование каровой  элиты

-формирование знаний, умений, навыков


       

   На основе  анализа  предметного и компетентностного обучения можно сделать вывод о том, что важным преимуществом компетентностного обучения является исследовательский, жизненно- ориентированный характер, но при этом может быть нарушена система научных знаний. Поэтому эффективным является интеграция обоих типов.

  Принципы компетентностного обучения .

1. Весь учебный процесс  должен быть ориентирован на  достижение задач выраженных  в форме компетенций, освоение , которых является результатом обучения.

2. Формирование так называемой  «области доверия» между обучающими и обучаемым

3. Обучающиеся должны  сознательно взять на себя  ответственность за собственное  обучение, что достигается созданием  такой среды обучения, которая  формирует эту ответственность.  Для этого обучающиеся должны  иметь возможность активно взаимодействовать.

4. Обучающимся должна  быть предоставлена возможность  учиться поиску, обработке и использованию  информации. Необходимо отказаться  от практики «трансляции знаний».

5. Обучающиеся должны  иметь возможность практиковаться  в освоенных компетенциях в  максимально большом количестве  реальных и имитационных контекстов.

6. Обучающимся должна  быть предоставлена возможность  развивать компетенцию, которая  получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть  нести ответственность за собственное  обучение.

7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся  возможность осваивать компетенции  в индивидуальном темпе

Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе.

Планируя организацию  учебного процесса и методы, следует  всегда помнить, что мы запоминаем:

· 20% услышанного;

· 40% увиденного;

· 60% увиденного + услышанного;

· 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими .

Пути формирования компетентностей учеников ( советы учителям).

 Формирование компетентностей  учеников обусловлено реализацией  не только обновленного содержания  образования, но и адекватных  методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для  развития и самореализации учеников;

– усвоение продуктивных знаний, умений;

– развитие потребностей пополнять  свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться  учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые  использует преподаватель, он должен помнить  нижеприведенные правила:

1. Главным есть не предмет,  которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет  формирует личность, а учитель  своей деятельностью, связанной  с изучением предмета.

2. На воспитание активности  не жалейте ни времени, ни  усилий. Сегодняшний активный ученик  – завтрашний активный член  общества.

3. Помогайте ученикам  овладеть наиболее продуктивными  методами учебно-познавательной  деятельности, учите иx учиться.

4. Необходимо чаще использовать  вопрос “почему?”, чтобы научить  мыслить причинно: понимание причинно-следственных  связей является обязательным  условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает  не тот, кто пересказывает,  а тот, кто использует на  практике.

6. Приучайте учеников  думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление  развивайте всесторонним анализом  проблем; познавательные задачи  решайте несколькими способами,  чаще практикуйте творческие  задачи.

8. Необходимо чаще показывать  ученикам перспективы иx обучение.

9. Используйте схемы, планы,  чтобы обеспечить усвоение системы  знаний.

10. В процессе обучения  обязательно учитывайте индивидуальные  особенности каждого ученика,  объединяйте в дифференцированные  подгруппы учеников с одинаковым  уровнем знаний.

11. Изучайте и учитывайте  жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Будьте проинформированы  относительно последних научных  достижений по своему предмету.

13. Поощряйте исследовательскую  работу учеников. Найдите возможность  ознакомить их с техникой экспериментальной  работы, алгоритмами решения задач,  обработкой первоисточников и  справочных материалов.

14. Учите так, чтобы  ученик понимал, что знание  является для него жизненной  необходимостью.

15. Объясняйте ученикам, что  каждый человек найдет свое  место в жизни, если научится  всему, что необходимо для реализации  жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться  ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Информация о работе Компетентностное обучение физики