Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:27, реферат
Контактная сварка - это процесс образования соединения в результате нагрева металла проходящим через него электрическим током и пластической деформации зоны соединения под действием сжимающего усилия.
Родоначальник контактной сварки - английский физик Уильям Томсон (лорд Кельвин), который в 1856 г. впервые применил стыковую сварку. В 1877 г. в США Элиху Томсон самостоятельно разработал стыковую сварку и внедрил ее в промышленность. В том же 1877 г. в России Н.Н.Бенардос предложил способы контактной точечной и шовной (роликовой) сварки. На промышленную основу в России контактная сварка была поставлена в 1936 г. после освоения серийного выпуска контактных сварочных машин.
Контактная
сварка
Контактная сварка - это процесс образования соединения в результате нагрева металла проходящим через него электрическим током и пластической деформации зоны соединения под действием сжимающего усилия.
Родоначальник контактной сварки - английский физик Уильям Томсон (лорд Кельвин), который в 1856 г. впервые применил стыковую сварку. В 1877 г. в США Элиху Томсон самостоятельно разработал стыковую сварку и внедрил ее в промышленность. В том же 1877 г. в России Н.Н.Бенардос предложил способы контактной точечной и шовной (роликовой) сварки. На промышленную основу в России контактная сварка была поставлена в 1936 г. после освоения серийного выпуска контактных сварочных машин.
Преимущества контактной сварки перед другими способами:
-Высокая производительность (время сварки одной точки или стыка составляет 0,02... 1,0 с)
-Малый расход вспомогательных материалов (воды, воздуха)
-Высокое качество и надежность сварных соединений при небольшом числе управляемых параметров режима, что снижает требования к квалификации сварщика
-Это экологически чистый процесс, легко поддающийся механизации и автоматизации.
Основные способы контактной сварки - это точечная, шовная (роликовая) и стыковая сварка.
Машины для контактной сварки бывают стационарными, передвижными и подвесными (сварочные клещи). По роду тока в сварочном контуре могут быть машины переменного или постоянного тока от импульса тока, выпрямленного в первичной цепи сварочного трансформатора или от разряда конденсатора. По способу сварки различают машины для точечной, рельефной, шовной и стыковой сварки.
Любая машина для
контактной сварки состоит из электрической
и механической частей, пневмо- или
гидросистемы и системы водяного охлаждения
(рис. 1).
Рис. 1. Типовые схемы машин для контактной точечной (а), шовной (б) и стыковой (в) сварки:
1 - трансформатор; 2 - переключатель ступеней; 3 - вторичный сварочный контур; 4 - прерыватель первичной цепи; 5 - регулятор; 6 - привод сжатия; 7- привод зажатия деталей; 8 - привод осадки деталей; 9 - привод вращения роликов; 10- аппаратура подготовки; 11 - орган включения
Электрическая часть включает в себя силовой сварочный трансформатор 1 с переключателем ступеней 2 его первичной обмотки, с помощью которого регулируют вторичное напряжение, вторичный сварочный контур 3 для подвода сварочного тока к деталям, прерыватель 4 первичной цепи сварочного трансформатора 1 и регулятор 5 цикла сварки, обеспечивающий заданную последовательность операций цикла и регулировку параметров режима сварки.
Механическая часть состоит из привода сжатия 6 точечных и шовных машин, привода 7 зажатия деталей и привода 8 осадки деталей стыковых машин. Шовные машины снабжены приводом 9 вращения роликов.
Пневмогидравлическая
система состоит из аппаратуры 10
подготовки (фильтры, лубрикаторы, которые
смазывают движущиеся части), регулирования
(редукторы, манометры, дросселирующие
клапаны) и подвода воздуха к
приводу 6 (электропневматические
Система водяного охлаждения включает в себя штуцера разводящей и приемной гребенок, охлаждаемые водой полости в трансформаторе 1 и вторичном контуре 3, разводящие шланги, запорные вентили и гидравлические реле, отключающие машину, если вода отсутствует или ее мало.
Все машины снабжены органом включения 11. У точечных и шовных машин это ножная педаль с контактами, у стыковых - это комплект кнопок. С органов управления поступают команды на сжатие "С" электродов или зажатие "3" деталей, на включение "Т" и отключение "О" сварочного тока, на вращение "В" роликов, на включение "а" регулятора цикла сварки. Эти команды отрабатываются соответствующими блоками машины, обеспечивая выполнение операций цикла сварки.
Кроме универсальных
применяются специальные
Электроды в контактной сварке служат для замыкания вторичного контура через свариваемые детали. Кроме этого при шовной сварке электроды-ролики перемещают свариваемые детали и удерживают их в процессе нагрева и осадки.
Основные
параметры режима
всех способов контактной
сварки - это сила сварочного тока, длительность
его импульса и усилие сжатия деталей.
Теплота в свариваемом металле выделяется
при прохождении через него импульса тока
Iсв длительностью t в соответствие с законом
Джоуля-Ленца:
Q= Iсв2Rсвt,
где за Rсв принимают
сопротивление столбика металла между
электродами. При расчете сварочного тока,
времени импульса, сварочного трансформатора
Rсв - исходный параметр, так как его легко
рассчитать, зная материал детали, ее толщину
и требуемую температуру сварки. При этом
сопротивлениями в контактах между деталями
и между электродами и деталями пренебрегают.
Согласно закону
Джоуля-Ленца увеличение Rсв должно увеличивать
количество выделяющейся теплоты. Но по
закону Ома
Iсв=U2/Z,
где U2 - напряжение
на вторичном контуре сварочной
машины, a Z - полное сопротивление вторичного
контура, в которое входит Rсв. Поэтому
при увеличении Rсв уменьшится Iсв, а он
входит в закон Джоуля-Ленца в квадрате.
Следовательно, увеличение Rсв не всегда
увеличивает количество выделяющейся
при сварке теплоты, многое зависит от
соотношения Rсв и полного сопротивления
вторичного контура сварочной машины.
Отсюда следуют несколько практических
выводов. С ростом общего сопротивления
вторичного контура от 50 до 500 мкОм тепловыделение
в зоне сварки уменьшается по мере падения
Rсв примерно в 10 раз. Недостаток тепла
компенсируется увеличением мощности
(U2) или времени сварки. Сварка на контактных
машинах с малым сопротивлением вторичного
контура (~ 50 мкОм) сопровождается интенсивным
ростом нагрева по мере падения Rсв в процессе
увеличения сварного ядра. При достижении
равенства Rсв = Z нагрев достигает максимума,
а затем, по мере еще большего снижения
Rсв (по достижении требуемого размера
ядра), уменьшается. Таким образом, сварка
на контактных машинах с малым сопротивлением
вторичного контура (а их большинство)
сопровождается нестационарным нагревом
и нестабильным качеством соединений.
Уменьшить этот недостаток можно надежным
сжатием зачищенных деталей, обеспечивающим
поддержание Rсв на минимальном уровне,
либо поддерживая высокий уровень Rсв
за счет слабого сжатия деталей и разделения
импульса сварочного тока на несколько
коротких импульсов. Последнее еще и экономит
энергию и обеспечивает прецизионное
соединение с остаточной деформацией
2...5 %.
При сварке на машинах с большим сопротивлением вторичного контура (> 500 мкОм) снижение Rсв в процессе сварки практически не влияет на выделение теплоты, нагрев остается стационарным, что характерно для сварки на подвесных машинах с длинным кабелем во вторичном контуре. Сваренные на них соединения обладают более стабильным качеством.
Качество
сварных соединений,
выполненных контактной
сваркой, определяется подготовкой
поверхностей к сварке, а также правильным
выбором параметров режима и их стабильностью.
Основной показатель качества точечной
и шовной сварки - это размеры ядра сварной
точки. Для всех материалов диаметр ядра
должен быть равен трем толщинам S более
тонкого свариваемого листа. Допускается
разброс значений глубины проплавления
в пределах 20...80 % S. За меньшим из этих пределов
следует непровар, за большим - выплеск.
Глубина вмятины от электрода не должна
превышать 0,2 S. Размер нахлестки в точечных
и шовных соединениях должен выбираться
в пределах 2,5...5,0 диаметров ядра.
Основные дефекты
сварных соединений при точечной
и шовной сварке - это непровар, заниженный
размер литого ядра, трещины, рыхлоты и
усадочные раковины в литом ядре и выплеск,
который может быть наружным, из-под контакта
электрод - деталь, и внутренним, из-под
контакта между деталями. Причины этих
дефектов - недостаточный или избыточный
нагрев зоны сварки из-за плохой подготовки
поверхностей и плохой сборки деталей
или из-за неправильно выбранных параметров
режима сварки.
При стыковой сварке
по тем же причинам могут возникать
непровары. Перегрев зоны сварки может
вызвать структурные изменения (укрупнение
зерна) и обезуглераживание сталей. Это
ухудшает механические свойства соединений.
Контролируют
качество контактной сварки чаще всего
внешним осмотром, а также любыми
методами неразрушающего контроля. Сложность
контроля состоит в том, что этими
методами непровар не выявляется, так
как поверхности деталей плотно прижаты
друг к другу, в их контакте образуется
"склейка", проникающие излучения,
магнитное поле и ультразвук не отражаются
и не ослабляются. Наиболее оперативный
метод контроля - разрушение контрольных
образцов в тисках молотком и зубилом.
Если непровара нет, разрушение происходит
по целому металлу одной из деталей, можно
измерить диаметр литого ядра при точечной
и шовной сварке.
Источник: Сварка и резка материалов. М.Д. Банов, Ю.В. Казаков, М.Г. Козулин. -М.