Шпаргалка по "Методике преподавания физики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание

В этой работе указан опросник и все краткие ответы на вопросы по предмету "Методика преподавания физики"

Работа состоит из  1 файл

МПФ.docx

— 71.35 Кб (Скачать документ)

 

14.Структура урока физики. Требования к современному уроку физики.

Урок как педагогическая система имеет свой состав и свою структуру. Структура организаци учебной работы учащихся имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяет эффективность и результативность обучения.  Структура урока – это дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Различают следующие структуры современного урока: дидактическую (основную), логико-психологическую, мотивационную, методическую. Дидактическая структура включает этапы: актуализация прежних знаний и способов действий, формирование новых понятий и способов действий, применение знаний, формирование умений и навыков. Учебная деятельность учащихся регулируется логико-психологической структурой урока. Мотивационная структура урока является регулятивом деятельности учителя физики по управлению учебной деятельностью учащегося. Поиски учителей-новаторов по совершенствованию организации самого урока как основной формы обучения являлись важным фактором, способствовавшим активизации познавательной деятельности учащихся на протяжении всего занятия. Построение урока на новых дидактических требованиях неизбежно разрушали жесткие каноны организации комбинированного урока, что вело в целом к развенчанию парадигмы вербального обучения. Дидактические требования к уроку физики: Правильное определение типа урока, выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, постановка и решение цели урока. Цель урока триедина и складывается из трех аспектов: образовательного, развивающего и воспитательного. Общеобразовательным аспектом ТЦУ – это основной и определяющий аспект, складывается из компонентов: воспроизведение знаний, формирование навыков, формирование умений, воспроизведение простых мыслительных действий, формирование сложных мыслительных операций, развитие продуктивного мышления. Воспитательные требования к уроку: воспитать моральные качества, обеспечить тесную связь обучения с жизнью, формировать эстетические вкусы. Психологические требования к уроку ориентированы на поставленную триединую цель урока, организацию деятельности учащихся, учет их возрастных особенностей. Гигиенические требования к уроку заключаются в соблюдении температурного режима, предупреждения переутомления учащихся, смены видов деятельности, своевременного проведения физкультминуток, правильной рабочей позы учащегося, правильной мебели в классе.

 

15.План-конспект урока физики.

Конспект должен содержать  три основные части: формальную( урок- порядковый номер урока и дата его проведения выписываются из поурочного планирования учителя. Тема- название темы берется з сборника учебных программ. Цели урока- кратко перечисляются содержание образовательной, воспитательной и развивающей целей. Тип урока- определяется преподавателем исходя из целей и задач проводимого урока. Вид урока- зависит от каждого конкретного случая, от уровня и индивидуальных возможностей мастерства учителя физики. Методы обучения, используемые на уроке. Оборудование к уроку- перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ. План урока по физике- пишется в краткой форме по основным этапам урока). В Содержательной части, в развернутом виде излагается последовательность действий учителя и учащихся по проведению урока. Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 

16. Лекционно-семинарские  формы обучения физике.

Интенсификация учебного процесса в школе привела к  созданию лекционно-семинарской формы  обучения физике, изложения материала  большими блоками в виде лекции и  семинаров. Школьная лекция по физике – форма обучения, которая предполагает устное изложение учебного материала, при которой учитель помогает учащимся сформулировать проблему, освоить  логику познания, формулировать целостное  представление о предмете. Основа лекции – научность, доказательность  и аргументированность ее теоретических  положений. Школьная лекция по физике – форма обучения, которая предполагает устное изложение учебного материала, при которой учитель помогает учащимся сформулировать проблему, освоить  логику познания, формировать целостное  представление о предмете. Различают следующие типы лекций: традиционная лекция – информативна, ее содержание передается учителем в готовом виде, проблемная лекция – иллюстрирует какую-либо научную или практическую проблему, лекция вдвоем представляет собой работу двух учителей, лекция пресс-конференция-когда содержание  оформляется по запросу учащихся с привлечением нескольких учителей, лекция консультация, лекция провокация, лекция диалог, лекция монолог и т.д. Семинарское занятие – форма организации обучения, представляющая собой групповое обсуждение учащимися темы, учебной проблемы под руководством преподавателя. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса физики. Различают следующие типы семинарских занятий: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного тематического курса, семинар, предназначеный для основательной проработки определенных тем курса, семинар исследовательского типа по отдельным проблемам науки.   Семинарские занятия – важная форма обучения, направленная на формирование у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить , действовать.

 

17.Лабораторно-практические формы обучения физике.

Лабораторная работа –  это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное  подтверждение теоретических положений. В ходе работы учащиеся выполняют  опыты, измерения, элементарные исследования, подтверждающие изучаемые теоретические  положения. К основным целям проведения лабораторных работ относят: экспериментальное  подтверждение и проверка теоретических  положений, установление и подтверждение  физических закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, проверка формул и т.д. в ходе проведения лабораторных работ у учащихся формируются  практические умения и навыки обращения  с различными приборами, лабораторным оборудованием. Необходимые структурные элементы ЛР: инструктаж, сам. Деятельность учащихся, обсуждение итогов выполнения ЛР. Практическое занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на формирование у учащихся практических умений и навыков. Необходимые структурные элементы ПЗ: инструктаж, сам.деят. анализ и оценка вып.раб. и степень овладения уч. запланированными умениями. Перед выполнением лабораторной работы или ПЗ проводится проверка знаний обучаемых, их теоретической готовности к выполнению задания. ЛБ и ПЗ могут носить репродуктивный, частично-поисковый характер. Результаты выполнения ЛБ и ПЗ оформляются в виде отчета. В ходе выполнения ЛБ и ПЗ у учащихся формируются первоначальные обобщенные умения и навыки, которые обогощаются, систематизируются, углубляются и корректируются в теоретические знания, вырабатываются способность и готовность их использовать на практике.

 

18.конструирование  и анализ учебного занятия  по физике. Этапы конструирования учебного занятия по физике.

Планирование работы учителя  физики включает: разработку годового плана, календарно-тематического плана  и поурочного плана. для планирования работы учителя физики является учебный план школы, программы школьного курса физики.

Последовательность подготовки к уроку учителя: тема, сведения о  классе, план-конспект, дополнительная литература, изучение прошлой темы, изучить новую тему, анализ.

Планирование позволяет  заранее предусмотреть содержание уроков формы работы учащихся на уроке  и дома, систему общих и индивидуальных заданий, физический демонстрационный эксперимент.

Урок конструирования

* Его можно рассматривать  как отдельный тип урока, либо  как составную часть урока  моделирования 

* Основная задача данного  типа урока - на основе построения   «содержательной абстракции и  содержательного  обобщения»  сконструировать новое понятие  (способ)

* Здесь идет групповая  форма общения, а затем всем  классом  обсуждаются варианты  решения и на их основе фиксируется  в тетради способ (понятие)

* Урок как всегда заканчивается  рефлексией, в результате   которой  дети формулируют те «открытия», которые они  на уроке сделали

Педагогический анализ занятия , рассматриваем как вид методической работы в средних общеобразовательных заведениях, направленных на изучение и объективную оценку результатов педагогического процесса, учебного занятия в целом и отдельных его этапов

1.общие сведения 2.организация класса 3.тема и основные цели урока  4.организация урока 5.содержание урока 6.методика проведения урока 7.организация познавательной деятельности учащихся 8.психологические основы урока 9.индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке 10.наличие, объем, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач 11.работа и поведение учащихся на уроке 12.поведение учителя на уроке 13.выводы и предложения

 

19.составление  план-конспектов уроков физики различных типов

План-конспект урока, как  правило, состоит из следующих рубрик

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого  урока. Могут быть: комбинированный  урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей  и воспитательной задач.

К задачам урока относят  следующие элементы:

1. Образовательная: 

2. Воспитательная:

нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.( строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т.п.)

3. Развивающая: 

развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через  органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность  наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять  ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и  приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов 

ПЛАН УРОКА: пишется в  краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания: номер, этапы урока, приемы и методы, время

 

Под таблицей указывается  домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

 

ХОД УРОКА - основная часть  Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Как правило этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы: номер, денятельность учителя, деятельность ученика

 

20.анализ урока  физики и виды анализа. Самоанализ  урока физики

Педагогический анализ занятия , рассматриваем как вид методической работы в средних общеобразовательных заведениях, направленных на изучение и объективную оценку результатов педагогического процесса, учебного занятия в целом и отдельных его этапов.

1.общие сведения –  дата, класс, предмет

2.организация класса –  начало урока, подготовленность  класса

3.тема и основные цели  урока – место данного урока  в системе уроков по изучаемой  теме

4.организация урока –  тип урока, структура, виды  учебной деятельности

5.содержание урока –  научная правильность освещения  материала на уроке, воспитательная  направленность урока, правильный  подбор учителем материала для  опроса, соответствие содержания  урока требованиям программы,  связь теории с практикой, связь  изучаемого материала с ранее  пройденным, межпредметные связи, качество знаний учащихся, использование жизненного опыта

6.методика проведения  урока – соответствие методов  и приемов образов., воспитательн., и развив., задачам урока, соответствие методов содержанию урока, постановка целей урока, работа со слабыми учениками, правильность оценки учителем знаний учащихся, использвание оборудования, соблюдение на уроке единых требований.

7.организация познавательной  деятельности учащихся

8.психологические основы  урока

9.индивидуальный и дифференцированный  подход к учащимся на уроке  – сочетание фронтальной , групповой и индивидуальной работы

10.наличие, объем, характер  домашних заданий и целесообразность  поставленных в них дидактических  задач

11.работа и поведение  учащихся на уроке

12.поведение учителя на  уроке

13.выводы и предложения

 

 

21.методика и  техника школьного физического  эксперимента. Роль и место учебного  эксперимента в преподавании  физики. Виды эксперимента, используемые в обучении физики

Эксперимент в школьном курсе  физики выступает отражением научного метода исследования присущего науке  физике. Школьный физический эксперимент  бывает: демонстрационный и лабораторный. в программах по физике указан обязательный минимум демонстрационных опытов по физике.

Цели проведения эксперимента: наблюдение явления, проверка выдвинутой гипотезы, выявление физических закономерностей  и проверка проверка вытекающих из них следствий.

Значительное место в  преподавании физики занимают опыты имеющие вспомогательный характер или подготавливающие учащихся к воспринятию нового материала.

Демонстрационный эксперимент  – показ физических явлений, закономерностей  и их практических применений, рассчитанный на одновременное восприятие всеми  учащимися класса. Он включает в  себя демонстрационные опыты и лабораторные работы. Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как  показывает практика, наилучший педагогический результат.

 

Каждая демонстрация должна быть органически  связана с излагаемым материалом

Размещение приборов, их расположение и освещение должны всегда обеспечивать достаточную видимость

Каждый  из опытов должен быть содержательным, хорошо и изящно оформленным

Эксперимент должен быть наглядным  и  убедительным, чтобы каждый ученик непременно заметил демонстрируемое  явление

При подготовке и проведении опытов необходимо строго соблюдать  правила техники безопасности

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания физики"