Структура спутниковых радионавигационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 08:45, реферат

Описание

Развитие отечественной спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС имеет уже практически сорокалетнюю историю, начало которой положено, как чаще всего считают, запуском 4 октября 1957 г. в Советском Союзе первого в истории человечества искусственного спутника Зем¬ли (ИСЗ). Измерения доплеровского сдвига частоты передатчика этого ИСЗ на пункте наблюдения с известными координатами позволили определить параметры движения этого спутника.
Обратная задача была очевидной: по измерениям того же доплеровского сдвига при известных координатах ИСЗ найти координаты пункта наблюдения.
Проведенные работы позволили перейти в 1963 г. к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой, получившей в дальнейшем название "Цикада".
В 1979 г. была сдана в эксплуатацию навигационная система 1-го поколения "Цикада" в составе 4-х навигационных спутников (НС), выведенных на круговые орбиты высотой 1000 км, наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Она позволяет потребителю в сред¬нем через каждые полтора-два часа входить в радиоконтакт с одним из НС и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 5 ... 6 мин.
дения измерений параметров орбит средствами наземно-комплексного управления, разработаны методики прогнозирования, учитывающие все гармоники в разложении геопотенциала.

Содержание

1. Исторические сведения…………………………………….………..3
2. Структура спутниковых радионавигационных систем…………6
2.1. Подсистема космических аппаратов………………………………7
2.2. Наземный командно-измерительный комплекс………………….8
2.3. Навигационная аппаратура потребителей СРНС………..………9
2.4. Взаимодействие подсистем СРНС в процессе определения
текущих координат спутников…………………………………..………9
3. Основные навигационные характеристики НС…………….……10
4. Решение навигационной задачи……………………………………..13
5. СРНС ГЛОНАСС………………………………………………………14
5.1. Структура и основные характеристики……………………………14
5.2. Назначение и состав подсистемы контроля и управления……..16
5.2.1. Центр управления системой……………………………………..16
5.2.2. Контрольные станции…………………………………………….17
5.2.3. Эфемеридное обеспечение………………………………………..18
5.2.4. Особенности формирования эфемеридной
информации в ГЛОНАСС……………………………………………….18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Глоннас.doc

— 478.00 Кб (Скачать документ)


19

 

4.  Решение навигационной задачи

Основным содержанием навигационной задачи (НЗ) в СРНС является определение пространственно-временных координат потребителя, а также со­ставляющих его скорости, поэтому в результате решения навигаци­онной задачи должен быть определен расширенный вектор состояния потре­бителя П, который в инерциальной системе координат можно представить в виде . Элементами данного вектора служат пространствен­ные координаты (х, у, z) потребителя, временная поправка t' шкалы времени потребителя относительно системной ШВ, а также составляющие вектора ско­рости .

Элементы вектора потребителя недоступны непосредственному измере­нию с помощью радиосредств. У принятого радиосигнала могут измеряться те или другие его параметры, например задержка или доплеровское смещение частоты. Измеряемый в интересах навигации параметр радиосигнала называют радионавигационным (РНП), а соответствующий ему геометрический параметр — навигационным (НП), поэтому задержка сигнала  и его доплеровское смещение частоты являются радионавигационными параметрами, а соот­ветствующие им дальность до объекта Д и радиальная скорость сближения объектов служат навигационными параметрами. Связь между этими параметрами дается соотношениями:

де с — скорость света;  — длина волны излучаемого НС сигнала.

Геометрическое место точек пространства с одинаковым значением навигационного параметра называют поверхностью положения. Пересечение двух поверхностей положения определяет линию положения — геометрическое место точек пространства, имеющих два определенных значения двух навигационных параметров. Местоположение определяется координатами точки пересечения трех поверхностей положения или двух линий положения. В ряде случаев (из-за нелинейности) две линии положения могут пересекаться в двух точках. При этом однозначно найти местоположение можно, только используя дополнительную поверхность положения или иную информацию о местоположении объекта.

Для решения навигационной задачи, т. с. для нахождения вектора потребителя П, используют функциональную связь между навигационными пара­метрами и компонентами вектора потребителя. Соответствующие функцио­нальные зависимости принято называть навигационными функциями. Конкрет­ный вид навигационных функций обусловлен многими факторами: видом НП, характером движения НС и потребителя, выбранной системой координат и т.д.

Навигационные функции для пространственных координат потребителя можно определить с помощью различных разновидностей дальномерных, разностно-дальномерных, угломерных методов и их комбинаций. Для получения навигационных функций, включающих составляющие вектора скорости потре­бителя, используют радиально-скоростные методы.

 

 

 

5. СРНС ГЛОНАСС

 

          5.1. Структура и основные характеристики

         Отечественная сетевая среднеорбитальная СРНС ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) предназначена для непрерывного и высокоточного определения пространственного (трехмерного) местоположения вектора скорости движения, а также времени космических, авиационных, морских и наземных потребителей в любой точке Земли или околоземного пространства. В настоящее время она состоит из трех подсистем:

       подсистема космических аппаратов (ПКА), состоящая из навигационных спутников ГЛОНАСС на соответствующих орбитах;

       подсистема контроля и управления (ПКУ), состоящая из наземных пунктов контроля и управления;

       аппаратуры потребителей (АП).

Навигационные определения в ГЛОНАСС осуществляются на основе опросных измерений в аппаратуре потребителей псевдодальности и радиальной псевдоскорости до четырех спутников (или трех спутников при использовании дополнительной информации) ГЛОНАСС, а также с учетом принятыx навигационных сообщений этих спутников. В навигационных сообщениях, передаваемых с помощью спутниковых радиосигналов, содержится информация о различных параметрах, в том числе и необходимые сведения о положении и движении спутников в соответствующие моменты времени. В результате обработки этих данных в АП ГЛОНАСС обычно определяются три (две) координаты потребителя, величина и направление вектора его земной (путевой) скорости, текущее время (местное или в шкале Госэталона Координированного Всемирного Времени UTC(SU) или, по другому, UТC(ГЭВЧ) (ГЭВЧ — Государственный эталон времени и частоты). Основные характеристики СРНС ГЛОНАСС приведены в табл. 1 — 2, где для сравнения приведены сведения об американской срсдневысотной СРНС GPS. В табл. 1 приведены общесистемные характеристики СРНС ГЛОНАСС. В табл. 2 приведены как стандартные значения характеристик СРНС, так и их оценки на основе данных, полученных в 1993—1995 гг. Последние показаны в скобках, причем для С/А-кода, кода стандартной точности) значения приводятся для вариантов работы с А/без SA (SA — Selective Availability — селективный доступ) ).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Системные характеристики СРНС ГЛОНАСС

Параметр, способ

ГЛОНАСС

GPS

Число НС (резерв)

24 (3)

24 (3)

Число орбитальных плоскостей

3

6

Число НС в орбитальной плоскости

8

4

Тип орбит

Круговая

(е =0±0,01)

Круговая

Высота орбит, км

19100

20145

Наклонение орбит, 1рад

64,8±0,3

55 (63)

Драконический период обращения НС

11ч 15 мин 44 с ±5 с

11 ч 56,9 мин

Способ разделения сигналов НС

Частотный

Кодовый

Несущие частоты навигационных радиосигналов МГц:

 

 

 

 

L1

1602,5625...1615,5

1575.42

L2

1246,4375...1256,5

1227,6 !

Период повторения ПСП

1 мс

 

1 мс (С/А-код)

(дальномерного кода или его сегмента)

 

 

7 дн (Р-код)

Тактовая частота ПСП, МГц

0,511

1,023 (С/А-код)

 

 

 

 

10,23 (P,Y-код)

Скорость передачи цифровой информации

 

 

 

 

(соответственно СИ- и D- код), бит/с

50

50

Длительность суперкадра, мин

2,5

12,5

Число кадров в суперкадре

5

25 ;

Число строк в кадре

15

5

Система отсчетов времени

UTC(SU)

UTC(USNO) .

Система отсчета пространственных

 

 

 

 

координат

ПЗ-90

WGC-84

Тип эфемерид

Геоцентрические

Модифициро-­

 

 

координаты и их

ванные кепле-

 

 

производные

ровы элементы

 

 

 

 

     Таблица 2. Точностные характеристики СРНС

 

 

Параметр

 

Точность измерений

 

 

GPS

(P=0,95)

ГЛОНАСС

(P=0,997)

 

Горизонтальная плоскость, м

100 (72/18)

300 (Р=0.9999)

18

(С/А-код) (С/А-код) (Р-, Y-код!

60 (СТ-код) (39)

 

Вертикальная плоскость, м

156

28

(135/34)

(С/А-кол) (Р-, Y-код)

75 (СТ-код) (67,5)

 

Скорость, см/с

< 200

20

 

 

(С/А-код ) (Р-. Y-код)

15 (С'1-код)

Ускорение, мм/с2

8

<19

 

 

(С/А-код) (С/А-код )

 

Время, мкс

0,34

0,18

код)

 

 

(С/А-код ) (Р-, Y-

1 (CI-код)

 

5.2. Назначение и состав подсистемы контроля и управления

Наземный сегмент системы ГЛОНАСС — подсистема контроля и упрощения (ПКУ), предназначена для контроля правильности функционирования правления и информационного обеспечения сети спутников системы ГЛОНАСС, состоит из следующих взаимосвязанных стационарных элементов: центр управления системой ГЛОНАСС (ЦУС); центральный синхронизатор (ЦС); контрольные станции (КС); система контроля фаз (СКФ); кванто-оптические станции (КОС); аппаратура контроля поля (АКП).

Наземный сегмент выполняет следующие функции:

       проведение траекторных измерений для определения и прогнозировании непрерывного уточнения параметров орбит всех спутников;

       временные измерения для определения расхождения бортовых шкал времени всех спутников с системной шкалой времени ГЛОНАСС, синхронизации спутниковой шкалы времени с временной шкалой центрального синхронизатора и службы единого времени путем фазирования и коррекции бортовых шкал времени спутников;

       формирование массива служебной информации (навигационных сообщений), содержащего спрогнозированные эфемериды, альманах и поправки к бортовой  шкале времени каждого спутника и другие данные, необходимые для формирования навигационных кадров;

       передача (закладка) массива служебной информации в память ЭВМ каждого спутника и контроль за его прохождением;

       контроль по телеметрическим каналам за работой бортовых систем спутников и диагностика их состояния;

       контроль информации в навигационных сообщениях спутника, прием сигнала вызова ПКУ;

       управление полетом спутников и работой их бортовых систем путем выдачи на спутники временных программ и команд управления; контроль прохождения этих данных; контроль характеристик навигационного поля;

       определение сдвига фазы дальномерного навигационного сигнала спутника по отношению к фазе сигнала центрального синхронизатора;

планирование работы всех технических средств ПКУ, автоматизированная обработка и передача данных между элементами ПКУ.

В автоматизированном режиме решаются практически все основные задачи управления НС и контроля навигационного поля.

   

     5.2.1              Центр управления системой

 

     Центр управления системой соединен              каналами автоматизированной и неавтоматизированной связи, а также линиями передачи              данных со всеми элементами ПКУ, планирует и координирует работу всех средств ПКУ на основании принятого для ГЛОНАСС ежесуточною режима управления спутниками в рамках технологического цикла управления. При этом ЦУС собирает и обрабатывает данные для прогноза эфемерид и частотно-временных оправок, осуществляет с помощью, так называемого, баллистического центра расчет и анализ пространственных характеристик системы, анализ баллистической и структуры и расчет исходных данных для планирования работы элементов ПКУ.

Информацию, необходимую для запуска спутников, расчета параметров орбитального движения, управления ими в полете, ЦУС получает от системы единого времени и эталонных частот, системы определения параметров вращения Земли, системы мониторинга гелио- и геофизизической обстановки.

Центральный синхронизатор, взаимодействуя с ЦУС, формирует шкалу времени ГЛОНАСС, которая используется для синхронизации процессов и теме, например, в системе контроля фаз. Он включает в свой состав группу однородных стандартов.

5.2.2. Контрольные станции

Контрольные станции (станции управления, измерения и кон ля или наземные измерительные пункты) по принятой схеме радиоконтроля орбит осуществляют сеансы траёкторных и временных измерений, необходимых для определения и прогнозирования пространственного положения спутников и расхождения их шкал времени с временной шкалой ГЛОНАСС, а также собирают телеметрическую информацию о состоянии бортовых систем спутников. С их помощью происходит закладка в бортовые ЭВМ спутников массивов служебной информации (альманах, эфемериды, частотно-временные поправки и др.), временных программ и оперативных команд для управления новыми системами.

Траекторные измерения осуществляются с помощью радиолокационных станций, которые определяют запросным способом дальность до спутников и начальную скорость. Дальномерный канал характеризуется максимальной ошибкой около 2 ... 3 м. Процесс измерения дальности до спутника совмещают по времени с процессом закладки массивов служебной информации, временных программ и команд управления, со съемом телеметрических данных спутника.

Для эфемеридного обеспечения с КС в ЦУС ежесуточно выдается по каждому спутнику по 10 ... 12 наборов (сеансов) измеренных текущих навигационных параметров объемом примерно 1 Кбайт каждый.

В настоящее время для обеспечения работ ГЛОНАСС могут использоваться КС, рассредоточенные по всей территории России. Часть КС других элементов наземного сегмента ГЛОНАСС осталась вне территории России (в странах СНГ) и может быть использована лишь при наличии соответствующих договоренностей. Размещение сети КС выбрано с учетом существующей инфраструктуры управления НС и из условий надежного решения задач траекторных измерений для всей орбитальной группировки.

Такая сеть КС обеспечивает закладку на спутники системы 1 раз/сут вы­сокоточных эфемерид и временных поправок (возможна закладка 2 раз/сут).

В случае выхода из строя одной из станций возможна ее равноценная замена другой, так как сеть КС обладает достаточной избыточностью и в наихудшей ситуации работу системы может обеспечивать ЦУС и одна станция, однако интенсивность ее работы будет очень высокой.

Информация о работе Структура спутниковых радионавигационных систем