Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 08:45, реферат
Развитие отечественной спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС имеет уже практически сорокалетнюю историю, начало которой положено, как чаще всего считают, запуском 4 октября 1957 г. в Советском Союзе первого в истории человечества искусственного спутника Зем¬ли (ИСЗ). Измерения доплеровского сдвига частоты передатчика этого ИСЗ на пункте наблюдения с известными координатами позволили определить параметры движения этого спутника.
Обратная задача была очевидной: по измерениям того же доплеровского сдвига при известных координатах ИСЗ найти координаты пункта наблюдения.
Проведенные работы позволили перейти в 1963 г. к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой, получившей в дальнейшем название "Цикада".
В 1979 г. была сдана в эксплуатацию навигационная система 1-го поколения "Цикада" в составе 4-х навигационных спутников (НС), выведенных на круговые орбиты высотой 1000 км, наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Она позволяет потребителю в сред¬нем через каждые полтора-два часа входить в радиоконтакт с одним из НС и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 5 ... 6 мин.
дения измерений параметров орбит средствами наземно-комплексного управления, разработаны методики прогнозирования, учитывающие все гармоники в разложении геопотенциала.
1. Исторические сведения…………………………………….………..3
2. Структура спутниковых радионавигационных систем…………6
2.1. Подсистема космических аппаратов………………………………7
2.2. Наземный командно-измерительный комплекс………………….8
2.3. Навигационная аппаратура потребителей СРНС………..………9
2.4. Взаимодействие подсистем СРНС в процессе определения
текущих координат спутников…………………………………..………9
3. Основные навигационные характеристики НС…………….……10
4. Решение навигационной задачи……………………………………..13
5. СРНС ГЛОНАСС………………………………………………………14
5.1. Структура и основные характеристики……………………………14
5.2. Назначение и состав подсистемы контроля и управления……..16
5.2.1. Центр управления системой……………………………………..16
5.2.2. Контрольные станции…………………………………………….17
5.2.3. Эфемеридное обеспечение………………………………………..18
5.2.4. Особенности формирования эфемеридной
информации в ГЛОНАСС……………………………………………….18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..19
19
4. Решение навигационной задачи
Основным содержанием навигационной задачи (НЗ) в СРНС является определение пространственно-временных координат потребителя, а также составляющих его скорости, поэтому в результате решения навигационной задачи должен быть определен расширенный вектор состояния потребителя П, который в инерциальной системе координат можно представить в виде . Элементами данного вектора служат пространственные координаты (х, у, z) потребителя, временная поправка t' шкалы времени потребителя относительно системной ШВ, а также составляющие вектора скорости .
Элементы вектора потребителя недоступны непосредственному измерению с помощью радиосредств. У принятого радиосигнала могут измеряться те или другие его параметры, например задержка или доплеровское смещение частоты. Измеряемый в интересах навигации параметр радиосигнала называют радионавигационным (РНП), а соответствующий ему геометрический параметр — навигационным (НП), поэтому задержка сигнала и его доплеровское смещение частоты являются радионавигационными параметрами, а соответствующие им дальность до объекта Д и радиальная скорость сближения объектов служат навигационными параметрами. Связь между этими параметрами дается соотношениями:
де с — скорость света; — длина волны излучаемого НС сигнала.
Геометрическое место точек пространства с одинаковым значением навигационного параметра называют поверхностью положения. Пересечение двух поверхностей положения определяет линию положения — геометрическое место точек пространства, имеющих два определенных значения двух навигационных параметров. Местоположение определяется координатами точки пересечения трех поверхностей положения или двух линий положения. В ряде случаев (из-за нелинейности) две линии положения могут пересекаться в двух точках. При этом однозначно найти местоположение можно, только используя дополнительную поверхность положения или иную информацию о местоположении объекта.
Для решения навигационной задачи, т. с. для нахождения вектора потребителя П, используют функциональную связь между навигационными параметрами и компонентами вектора потребителя. Соответствующие функциональные зависимости принято называть навигационными функциями. Конкретный вид навигационных функций обусловлен многими факторами: видом НП, характером движения НС и потребителя, выбранной системой координат и т.д.
Навигационные функции для пространственных координат потребителя можно определить с помощью различных разновидностей дальномерных, разностно-дальномерных, угломерных методов и их комбинаций. Для получения навигационных функций, включающих составляющие вектора скорости потребителя, используют радиально-скоростные методы.
5. СРНС ГЛОНАСС
5.1. Структура и основные характеристики
Отечественная сетевая среднеорбитальная СРНС ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) предназначена для непрерывного и высокоточного определения пространственного (трехмерного) местоположения вектора скорости движения, а также времени космических, авиационных, морских и наземных потребителей в любой точке Земли или околоземного пространства. В настоящее время она состоит из трех подсистем:
подсистема космических аппаратов (ПКА), состоящая из навигационных спутников ГЛОНАСС на соответствующих орбитах;
подсистема контроля и управления (ПКУ), состоящая из наземных пунктов контроля и управления;
аппаратуры потребителей (АП).
Навигационные определения в ГЛОНАСС осуществляются на основе опросных измерений в аппаратуре потребителей псевдодальности и радиальной псевдоскорости до четырех спутников (или трех спутников при использовании дополнительной информации) ГЛОНАСС, а также с учетом принятыx навигационных сообщений этих спутников. В навигационных сообщениях, передаваемых с помощью спутниковых радиосигналов, содержится информация о различных параметрах, в том числе и необходимые сведения о положении и движении спутников в соответствующие моменты времени. В результате обработки этих данных в АП ГЛОНАСС обычно определяются три (две) координаты потребителя, величина и направление вектора его земной (путевой) скорости, текущее время (местное или в шкале Госэталона Координированного Всемирного Времени UTC(SU) или, по другому, UТC(ГЭВЧ) (ГЭВЧ — Государственный эталон времени и частоты). Основные характеристики СРНС ГЛОНАСС приведены в табл. 1 — 2, где для сравнения приведены сведения об американской срсдневысотной СРНС GPS. В табл. 1 приведены общесистемные характеристики СРНС ГЛОНАСС. В табл. 2 приведены как стандартные значения характеристик СРНС, так и их оценки на основе данных, полученных в 1993—1995 гг. Последние показаны в скобках, причем для С/А-кода, кода стандартной точности) значения приводятся для вариантов работы с А/без SA (SA — Selective Availability — селективный доступ) ).
Таблица 1. Системные характеристики СРНС ГЛОНАСС
Параметр, способ | ГЛОНАСС | GPS |
Число НС (резерв) | 24 (3) | 24 (3) |
Число орбитальных плоскостей | 3 | 6 |
Число НС в орбитальной плоскости | 8 | 4 |
Тип орбит | Круговая (е =0±0,01) | Круговая |
Высота орбит, км | 19100 | 20145 |
Наклонение орбит, 1рад | 64,8±0,3 | 55 (63) |
Драконический период обращения НС | 11ч 15 мин 44 с ±5 с | 11 ч 56,9 мин |
Способ разделения сигналов НС | Частотный | Кодовый |
Несущие частоты навигационных радиосигналов МГц: |
|
|
L1 | 1602,5625...1615,5 | 1575.42 |
L2 | 1246,4375...1256,5 | 1227,6 ! |
Период повторения ПСП | 1 мс
| 1 мс (С/А-код) |
(дальномерного кода или его сегмента) |
| 7 дн (Р-код) |
Тактовая частота ПСП, МГц | 0,511 | 1,023 (С/А-код) |
|
| 10,23 (P,Y-код) |
Скорость передачи цифровой информации |
|
|
(соответственно СИ- и D- код), бит/с | 50 | 50 |
Длительность суперкадра, мин | 2,5 | 12,5 |
Число кадров в суперкадре | 5 | 25 ; |
Число строк в кадре | 15 | 5 |
Система отсчетов времени | UTC(SU) | UTC(USNO) . |
Система отсчета пространственных |
|
|
координат | ПЗ-90 | WGC-84 |
Тип эфемерид | Геоцентрические | Модифициро- |
| координаты и их | ванные кепле- |
| производные | ровы элементы |
Таблица 2. Точностные характеристики СРНС |
| |||||||
| Параметр |
| Точность измерений |
| ||||
| GPS (P=0,95) | ГЛОНАСС (P=0,997) | ||||||
| Горизонтальная плоскость, м | 100 (72/18) 300 (Р=0.9999) 18 | (С/А-код) (С/А-код) (Р-, Y-код! | 60 (СТ-код) (39) | ||||
| Вертикальная плоскость, м | 156 28 | (135/34) | (С/А-кол) (Р-, Y-код) | 75 (СТ-код) (67,5) | |||
| Скорость, см/с | < 200 20 |
| (С/А-код ) (Р-. Y-код) | 15 (С'1-код) | |||
Ускорение, мм/с2 | 8 <19 |
| (С/А-код) (С/А-код ) | — | ||||
| Время, мкс | 0,34 0,18 код) |
| (С/А-код ) (Р-, Y- | 1 (CI-код) |
5.2. Назначение и состав подсистемы контроля и управления
Наземный сегмент системы ГЛОНАСС — подсистема контроля и упрощения (ПКУ), предназначена для контроля правильности функционирования правления и информационного обеспечения сети спутников системы ГЛОНАСС, состоит из следующих взаимосвязанных стационарных элементов: центр управления системой ГЛОНАСС (ЦУС); центральный синхронизатор (ЦС); контрольные станции (КС); система контроля фаз (СКФ); кванто-оптические станции (КОС); аппаратура контроля поля (АКП).
Наземный сегмент выполняет следующие функции:
проведение траекторных измерений для определения и прогнозировании непрерывного уточнения параметров орбит всех спутников;
временные измерения для определения расхождения бортовых шкал времени всех спутников с системной шкалой времени ГЛОНАСС, синхронизации спутниковой шкалы времени с временной шкалой центрального синхронизатора и службы единого времени путем фазирования и коррекции бортовых шкал времени спутников;
формирование массива служебной информации (навигационных сообщений), содержащего спрогнозированные эфемериды, альманах и поправки к бортовой шкале времени каждого спутника и другие данные, необходимые для формирования навигационных кадров;
передача (закладка) массива служебной информации в память ЭВМ каждого спутника и контроль за его прохождением;
контроль по телеметрическим каналам за работой бортовых систем спутников и диагностика их состояния;
контроль информации в навигационных сообщениях спутника, прием сигнала вызова ПКУ;
управление полетом спутников и работой их бортовых систем путем выдачи на спутники временных программ и команд управления; контроль прохождения этих данных; контроль характеристик навигационного поля;
определение сдвига фазы дальномерного навигационного сигнала спутника по отношению к фазе сигнала центрального синхронизатора;
планирование работы всех технических средств ПКУ, автоматизированная обработка и передача данных между элементами ПКУ.
В автоматизированном режиме решаются практически все основные задачи управления НС и контроля навигационного поля.
5.2.1 Центр управления системой
Центр управления системой соединен каналами автоматизированной и неавтоматизированной связи, а также линиями передачи данных со всеми элементами ПКУ, планирует и координирует работу всех средств ПКУ на основании принятого для ГЛОНАСС ежесуточною режима управления спутниками в рамках технологического цикла управления. При этом ЦУС собирает и обрабатывает данные для прогноза эфемерид и частотно-временных оправок, осуществляет с помощью, так называемого, баллистического центра расчет и анализ пространственных характеристик системы, анализ баллистической и структуры и расчет исходных данных для планирования работы элементов ПКУ.
Информацию, необходимую для запуска спутников, расчета параметров орбитального движения, управления ими в полете, ЦУС получает от системы единого времени и эталонных частот, системы определения параметров вращения Земли, системы мониторинга гелио- и геофизизической обстановки.
Центральный синхронизатор, взаимодействуя с ЦУС, формирует шкалу времени ГЛОНАСС, которая используется для синхронизации процессов и теме, например, в системе контроля фаз. Он включает в свой состав группу однородных стандартов.
5.2.2. Контрольные станции
Контрольные станции (станции управления, измерения и кон ля или наземные измерительные пункты) по принятой схеме радиоконтроля орбит осуществляют сеансы траёкторных и временных измерений, необходимых для определения и прогнозирования пространственного положения спутников и расхождения их шкал времени с временной шкалой ГЛОНАСС, а также собирают телеметрическую информацию о состоянии бортовых систем спутников. С их помощью происходит закладка в бортовые ЭВМ спутников массивов служебной информации (альманах, эфемериды, частотно-временные поправки и др.), временных программ и оперативных команд для управления новыми системами.
Траекторные измерения осуществляются с помощью радиолокационных станций, которые определяют запросным способом дальность до спутников и начальную скорость. Дальномерный канал характеризуется максимальной ошибкой около 2 ... 3 м. Процесс измерения дальности до спутника совмещают по времени с процессом закладки массивов служебной информации, временных программ и команд управления, со съемом телеметрических данных спутника.
Для эфемеридного обеспечения с КС в ЦУС ежесуточно выдается по каждому спутнику по 10 ... 12 наборов (сеансов) измеренных текущих навигационных параметров объемом примерно 1 Кбайт каждый.
В настоящее время для обеспечения работ ГЛОНАСС могут использоваться КС, рассредоточенные по всей территории России. Часть КС других элементов наземного сегмента ГЛОНАСС осталась вне территории России (в странах СНГ) и может быть использована лишь при наличии соответствующих договоренностей. Размещение сети КС выбрано с учетом существующей инфраструктуры управления НС и из условий надежного решения задач траекторных измерений для всей орбитальной группировки.
Такая сеть КС обеспечивает закладку на спутники системы 1 раз/сут высокоточных эфемерид и временных поправок (возможна закладка 2 раз/сут).
В случае выхода из строя одной из станций возможна ее равноценная замена другой, так как сеть КС обладает достаточной избыточностью и в наихудшей ситуации работу системы может обеспечивать ЦУС и одна станция, однако интенсивность ее работы будет очень высокой.
Информация о работе Структура спутниковых радионавигационных систем