В чём заключается различие между СЭЗ и оффшорными зонами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:41, реферат

Описание

Очень важно понимать принципиальные различия между оффшорными и свободными (особыми) экономическими зонами (СЭЗ или ОЭЗ).
К первым относятся такие территории как БВО, Белиз, Сейшелы, Багамы, Невис, Маршалловы острова, Острова Кука, Самоа, Джерси, Гернси, Гибралтар и многие другие.

Работа состоит из  1 файл

3 .Отличие оффшоров от свободных экономических зон.docx

— 25.41 Кб (Скачать документ)

 

Вопрос 3: «В чём заключается различие между СЭЗ и оффшорными зонами».

Очень важно  понимать принципиальные различия между  оффшорными и свободными (особыми) экономическими зонами (СЭЗ или ОЭЗ).

К первым относятся  такие территории как БВО, Белиз, Сейшелы, Багамы, Невис, Маршалловы острова, Острова Кука, Самоа, Джерси, Гернси, Гибралтар и многие другие.

Ко вторым относятся: СЭЗ  Джабаль-Али, Шарджа, Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах, СЭЗ Шеньджень на юге Китая, Зона Франко Монтевидео в Уругвае и мн. другие. К ним же относится и фигурирующая в вопросе ОЭЗ Калининград.

У территорий первой и второй группы отличаются принципы функционирования и предоставления налоговых льгот.

В государствах ПЕРВОЙ группы льготы предоставляются  компаниям, НЕ ВЕДУЩИМ деятельность на их территории.

В то время как  в странах второй группы льготы предоставляются  на условиях ВЕДЕНИЯ деятельности на территориях Свободных Экономических  Зон. И, как правило, деятельности УСТАНОВЛЕННОЙ, (предписанной) законодательными актами государства. Деятельности, рассчитанной на длительный срок (10-20 лет), часто связанной  со значительными инвестициями (что  находит отражение в условиях и требованиях по регистрации).

Кроме того, страны первой группы (оффшоры) ОСВОБОЖДЕНЫ от уплаты налога на прибыль, который заменен фиксированной пошлиной. По этой причине у них отсутствует требование по ведению бухгалтерского учета.

В странах второй группы (СЭЗ или ОЭЗ) Ставка налога на прибыль лишь снижена, порой значительно (до 0%). Ставки могут быть снижены  навсегда или на ограниченный срок (5-7 лет). А поэтому необходимость  ведения бухгалтерского учета сохраняется.

Поэтому стало очевиднее, что задачи, которые решаются с помощью ОФФШОРОВ, невозможно решать с помощью СЭЗ (ОЭЗ), и наоборот.

А теперь переходим  к подробному обзору законодательного регулирования Особых Экономических Зон России, и конкретно Калининградской ОЭЗ

Особые экономические зоны в Российской Федерации.

Особая экономическая  зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый льготный режим осуществления  предпринимательской деятельности.

25.08.2005 года вступил  в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации». С этого момента  существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекратилось, за исключением двух – ОЭЗ в Калининградской области и ОЭЗ в Магаданской области.

На территории Российской Федерации могут создаваться  особые экономические зоны следующих  типов:

1) промышленно-производственные (создаются на срок 20 лет);

2) технико-внедренческие (создаются на срок 20 лет);

3) туристско-рекреационные (создаются на срок 20 лет);

4) портовые (создаются на срок 49 лет).

Согласно информации с официального сайта ОАО «Особые  экономические зоны» – управляющей  компании, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые ОЭЗ России, на настоящий момент в РФ действуют 24 ОЭЗ:

4 промышленно-производственные,

4 технико-внедренческие,

13 туристско-рекреационных

3 портовые.

А также продолжают действовать ОЭЗ в Калининградской  области и ОЭЗ в Магаданской  области.

Порядок налогообложения  резидентов ОЭЗ в Калининградской  области и ОЭЗ в Магаданской  области отличается от порядка налогообложения  резидентов всех остальных ОЭЗ.

Особая экономическая зона в Калининградской области.

Создана на 25 лет, регламентируется ФЗ от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 27.11.2010) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Для резидентов применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и  налога на имущество организаций (в  соответствии с ст. 288.1 и 385.1 Налогового кодекса РФ). Резидентом может быть только юридическое лицо.

Налог на прибыль  организаций.

В течение первых шести лет с резидентов ОЭЗ  в Калининградской области налог  на прибыль взимается по ставке – 0%.

С седьмого по двенадцатый  год налог на прибыль платится по ставке, уменьшенной на 50% от общей (ст. 288.1 НК РФ).

Льготы распространяются только на прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта и только при условии ведения раздельного  учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного  проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении  иной хозяйственной деятельности (п.2 статьи 288.1 НК РФ).

В случае если раздельный учет не ведется, налогообложение прибыли, полученной при реализации инвестиционного  проекта, производится в общем порядке, в соответствии с главой 25 НК РФ, начиная с того квартала, в котором  было прекращено ведение такого раздельного  учета (п. 3 статьи 288.1 НК РФ).

Налог на имущество.

Льготные ставки установлены только по отношению  к имуществу, которое создано  или приобретено при реализации инвестиционного проекта. В отношении  остального имущества, принадлежащего резидентам, налог уплачивается в  обычном порядке.

Ставка налога:

- в течение  первых шести лет со дня  включения организации в единый  реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской  области – 0% (п. 3 ст. 385.1 НК РФ);

- в период  с седьмого по двенадцатый  год – ставка определяется  в соответствии с законом Калининградской  области и уменьшается на 50% (п. 4 ст. 385.1 НК РФ).

При этом льготный порядок уплаты налога не распространяется на ту часть стоимости имущества, которая использована для производства тех товаров (работ, услуг), на которые  не может быть направлен инвестиционный проект. Доля стоимости имущества, на которое не распространяется льготный порядок, определяется исходя из доли дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента (п. 5 ст. 385.1 НК РФ).

По объектам недвижимости организация – резидент ОЭЗ вправе использовать льготные ставки по окончании строительства с даты передачи документов на государственную регистрацию прав.

Если инвестиционный проект направлен на модернизацию и  реконструкцию основных фондов действующего предприятия, являющегося резидентом ОЭЗ, льгота по налогу на имущество  организаций должна распространяться на весь объект основных средств с  учетом п. 5 ст. 385.1 НК РФ (а не только на объем капитальных вложений, направленных на модернизацию и реконструкцию).

Также для резидентов предусмотрен специальный порядок  предоставления земельных участков в аренду или в собственность. При этом размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного  проекта, не может изменяться в течение  всего срока действия договора аренды (п. 4 ст. 6 Закона N 16-ФЗ).

ОЭЗ в Магаданской области.

Действует до 31.12.2014 года, регламентируется  ФЗ от  31.05.1999 N 104-ФЗ (ред. от 19.12.2005, с изм. от 24.11.2008) “Об Особой экономической зоне в Магаданской области”.

Участниками могут  быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Налог на прибыль.

По  31 декабря 2014 года участники Особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области (ст. 5 Закона N 104-ФЗ)

Льготы, предоставляются  при условии ведения отдельного учета операций финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемых в пределах ОЭЗ и вне ее.

Свидетельство участника выдается на один год, при  ежегодном продлении участники  ОЭЗ в Магаданской области  уплачивают ежегодный регистрационный  сбор. Размер регистрационного сбора  устанавливается Законом Магаданской  области №75-ОЗ от 29.06.1999 и составляет 50 процентов от объема годовых налоговых  освобождений.

Остальные ОЭЗ.

Резидентами могут  быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Налог на прибыль.

Для организаций  – резидентов ОЭЗ может устанавливаться  пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом размер указанной налоговой ставки не может  быть ниже 13,5 процента. Размер ставки устанавливается  законами соответствующего субъекта.

Ставка может  устанавливаться только в отношении  прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться  резидентом ОЭЗ при условии ведения  раздельного учета доходов и  расходов по этой деятельности от остальных  доходов и расходов

Налог на имущество организаций.

Организации –  резиденты ОЭЗ освобождаются  от налогообложения в отношении  имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на ее территории. Льгота действует  в течение пяти лет с момента  постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ). Необходимо, чтобы имущество  фактически использовалось на территории ОЭЗ и в рамках заключенного соглашения о ведении соответствующей деятельности.

Имущество организации  – резидента ОЭЗ, находящееся  за ее пределами, подлежит налогообложению  в общеустановленном порядке, даже если оно используется для целей, указанных в соглашении.

Если отдельные  объекты движимого и недвижимого  имущества, созданные или приобретенные  по соглашению о ведении соответствующей  деятельности, находящиеся на балансе  резидента ОЭЗ, используются на территории ОЭЗ полностью для иных видов  деятельности, такое имущество подлежит налогообложению.

Земельный налог.

Освобождаются от налогообложения организации  – резиденты ОЭЗ – в отношении  земельных участков, расположенных  на территории ОЭЗ, сроком на пять лет  с момента возникновения права  собственности на каждый земельный  участок (п.9 ст. 395 НК РФ).

Ускоренная амортизация

Данной льготой  могут воспользоваться только резиденты  промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ. В целях налогообложения прибыли они вправе в отношении амортизируемых собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. (пп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Т.е. у данных резидентов стоимость основного средства в налоговом учете может списываться на расходы в два раза быстрее.

НИОКР.

Для резидентов всех ОЭЗ, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, налоговая нагрузка тоже снижена. Расходы  на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Есть льготы по арендной ставке на землю.

Максимальный  размер арендной платы за земельные  участки, предоставленные резиденту  ОЭЗ на основании соглашения об осуществлении  соответствующей деятельности, определяется уполномоченным органом и,  как правило, составляет 2 процента их кадастровой стоимости в год.

Резиденты ОЭЗ  защищены от неблагоприятных изменений  налогового законодательства. Все акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков –  резидентов ОЭЗ, за исключением актов, касающихся налогообложения подакцизных  товаров, не применяются в отношении  резидентов ОЭЗ в течение срока  действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной  деятельности или о деятельности в портовой ОЭЗ.

Подводя итоги, можно выделить следующие особенности:

Относительно  резидентов ОЭЗ

- регистрируются  в том же порядке,  как и любая иная коммерческая организация  или индивидуальный предприниматель в РФ;

- не могут  создаваться в организационно-правовой  форме унитарного предприятия;

- должны быть  зарегистрированы  на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований);

- должны заключить  с органами управления ОЭЗ  соглашение о ведении соответствующей  деятельности (инвестиционный контракт);

- статус резидента  ОЭЗ коммерческая организация  или индивидуальный предприниматель  приобретают с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ (получения свидетельства). Именно с этого момента можно начинать пользоваться налоговыми льготами.

Информация о работе В чём заключается различие между СЭЗ и оффшорными зонами