Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:57, реферат
Звук – это распространяющиеся в упругих средах – газах, жидкостях и твёрдых телах – механические колебания, воспринимаемые органами слуха.
Теперь немного поразмышляем. Если, например, в горах упал камень, а рядом не было никого, кто мог бы слышать звук его падения, существовал звук или нет? На вопрос можно ответить и положительно и отрицательно в равной степени, так как слово «звук» имеет двоякое значение. Поэтому нужно условиться, что же считать звуком – физическое явление в виде распространения звуковых колебаний в воздухе или ощущения слушателя.
Предисловие.
Звук – это
распространяющиеся в упругих средах
– газах, жидкостях и твёрдых
телах – механические колебания,
воспринимаемые органами слуха.
Теперь немного
поразмышляем. Если, например, в горах
упал камень, а рядом не было никого,
кто мог бы слышать звук его
падения, существовал звук или нет?
На вопрос можно ответить и положительно
и отрицательно в равной степени,
так как слово «звук» имеет
двоякое значение. Поэтому нужно
условиться, что же считать звуком
– физическое явление в виде распространения
звуковых колебаний в воздухе
или ощущения слушателя. Первое по существу
является причиной, второе следствием,
при этом первое понятие о звуке
– объективное, второе – субъективное.
В первом случае звук
действительно представляет собой
поток энергии, текущей подобно
речному потоку. Такой звук может
изменить среду, через которую он
проходит, и сам изменяется ею. Во
втором случае под звуком мы понимаем
те ощущения, которые возникают у
слушателя при воздействии
Распространение звука
в пространстве и его воздействие
на органы слуха человека.
При достижении звуковой
волной какой-либо точки пространства,
частицы вещества, до того не совершавшие
упорядоченных движений, начинают колебаться.
Любое движущееся тело, в том числе
и колеблющееся, способно совершать
работу, то есть оно обладает энергией.
Следовательно, распространение звуковой
волны сопровождается распространением
энергии. Источником этой энергии является
колеблющееся тело, которое и излучает
в окружающее пространство(вещество)
энергию.
Органы слуха человека
способны воспринимать колебания с
частотой от 15-20 герц до 16-20 тысяч герц.
Механические колебания с указанными
частотами называются звуковыми
или акустическими(акустика – учение
о звуке)
Итак, звук – это
волновой колебательный процесс, происходящий
в упругой среде и вызывающий
слуховое ощущение. Однако восприимчивость
человека к звукам избирательна, поэтому
мы говорим о слышимых и неслышимых
звуках. Совокупность тех и других
в общем напоминает спектр солнечных
лучей, в котором есть видимая
область – от красного до фиолетового
цвета и две невидимые –
инфракрасная и ультрафиолетовая. По
аналогии с солнечным спектром звуки,
которые не воспринимаются человеческим
ухом, называются инфразвуками, ультразвуками
и гиперзвуками.
Что же происходит в
органах слуха с различными системами
и процессами преобразования слуха?
Рассмотрим строение слухового аппарата
человека.
Наружное ухо состоит
из ушной раковины и слухового
прохода, соединяющих её с барабанной
перепонкой. Основная функция наружного
уха – определение направления
на источник звука. Слуховой проход представляющий
сужающуюся внутрь трубку длиной в
два сантиметра, предохраняет внутренние
части уха и играет роль резонатора.
Слуховой проход заканчивается барабанной
перепонкой – мембраной, которая
колеблется под действием звуковых
волн. Именно здесь, на внешней границе
среднего уха, и происходит преобразование
объективного звука в субъективный.
За барабанной перепонкой расположены
три маленьких соединённых
Там, в слуховом нерве,
они преобразуются в
Далее колебания
передаются от барабанной перепонки
к овальному окну, которое является
началом внутреннего уха.
Сила, действующая
на барабанную перепонку, равна произведению
давления на площадь барабанной перепонки.
Но настоящие таинства
слуха начинаются с овального
окна. Звуковые волны распространяются
в жидкости (перилимфе), которой наполнена
улитка. Этот орган внутреннего уха,
по форме напоминающий улитку, имеет
длину три сантиметра и по всей
длине разделён перегородкой на две
части. Звуковые волны доходят до
перегородки, огибают её и далее
распространяются по направлению почти
к тому же месту, где они впервые
коснулись перегородки, но уже с
другой стороны.
Перегородка улитки
состоит из основной мембраны, очень
толстой и тугой. Звуковые колебания
создают на её поверхности волнообразную
рябь, при этом гребни для разной
частоты лежат в совершенно определённых
участках мембраны.
Механические колебания
преобразуются в электрические
в специальном органе(органе Корти),
размещённом над верхней частью
основной мембраны.
Над органом Корти
расположена текториальная
Заметную роль в усилении нашей способности к восприятию звуков играет кожный покров и кости черепа, что обусловлено их хорошей проводимостью. Например, если приложить ухо к рельсу, то движение приближающегося поезда можно обнаружить задолго до его появления.
Свойства звука
и его характеристики.
Основные физические
характеристики звука – частота
и интенсивность колебаний. Они
и влияют на слуховое восприятие людей.
Периодом колебания
называется время, в течение которого
совершается одно полное колебание.
Можно привести в пример качающийся
маятник, когда он из крайнего левого
положения перемещается в крайнее
правое и возвращается обратно в
исходное положение.
Частота колебаний
– это число полных колебаний(периодов)за
одну секунду. Эту единицу называют
герцем (Гц). Чем больше частота колебаний,
тем более высокий звук мы слышим,
то есть звук имеет более высокий
тон. В соответствии с принятой международной
системой единиц, 1000 Гц называется килогерцем
(кГц), а 1.000.000 – мегагерцем (МГц).
Распределение по частотам:
слышимые звуки – в пределах 15Гц-20кГц,
инфразвуки – ниже 15Гц; ультразвуки
– в пределах 1,5·104 – 109 Гц; гиперзвуки
- в пределах 109 – 1013Гц.
Ухо человека наиболее
чувствительно к звукам с частотой
от 2000 до 5000 кГц. Наибольшая острота
слуха наблюдается в возраст 15-20
лет. С возрастом слух ухудшается.
С периодом и частотой
колебаний связано понятие о
длине волны. Длиной звуковой волны
называется расстояние между двумя
последовательными сгущениями или
разрежениями среды. На примере волн,
распространяющихся на поверхности
воды, - это расстояние между двумя
гребнями.
Звуки различаются
также по тембру. Основной тон звука
сопровождается второстепенными тонами,
которые всегда выше по частоте(обертона).
Тембр – это качественная характеристика
звука. Чем больше обертонов накладывается
на основной тон, тем «сочнее» звук
в музыкальном отношении.
Вторая основная
характеристика – амплитуда колебаний.
Это наибольшее отклонение от положения
равновесия при гармонических колебаниях.
На примере с маятником –
Сила звука, или
его интенсивность, определяется количеством
акустической энергии, протекающей
за одну секунду через площадь
в один квадратный сантиметр. Следовательно,
интенсивность акустических волн зависит
от величины акустического давления,
создаваемого источником в среде.
С интенсивностью звука
в свою очередь связана громкость.
Чем больше интенсивность звука,
тем он громче. Однако эти понятия
не равнозначны. Громкость – это
мера силы слухового ощущения, вызываемого
звуком. Звук одинаковой интенсивности
может создавать у различных
людей неодинаковое по своей громкости
слуховое восприятие. Каждый человек
обладает своим порогом слышимости.
Звуки очень большой
интенсивности человек
Шум. Музыка. Речь.
С точки зрения восприятия
органами слуха звуков, их можно
разделить в основном на три категории:
шум, музыка и речь. Это разные области
звуковых явлений, обладающие специфической
для человека информацией.
Шум – это бессистемное
сочетание большого количества звуков,
то есть слияние всех этих звуков в
один нестройный голос. Считается, что
шум – это категория звуков,
которая мешает человеку или раздражает.
Люди выдерживают
лишь определённую дозу шума. Но если проходит
час – другой, и шум не прекращается,
то появляется напряжение, нервозность
и даже боль.
Звуком можно убить
человека. В средние века существовала
даже такая казнь, когда человека
сажали под колокол и начинали
в него бить. Постепенно колокольный
звон убивал человека. Но это было в
средние века. В наше время появились
сверхзвуковые самолёты. Если такой
самолёт пролетит над городом
на высоте 1000-1500 метров, то в домах
лопнут стёкла.
Музыка – это
особое явление в мире звуков, но,
в отличие от речи, она не передаёт
точных смысловых или лингвистических
значений. Эмоциональное насыщение
и приятные музыкальные ассоциации
начинаются в раннем детстве, когда
у ребёнка ещё словесного общения.
Ритмы и напевы связывают его
с матерью, а пение и танцы
являются элементом общения в
играх. Роль музыки в жизни человека
настолько велика, что в последние
годы медицина приписывает ей целебные
свойства.
С помощью музыки
можно нормализовать биоритмы, обеспечить
оптимальный уровень
А ведь стоит лишь
вспомнить, как солдаты идут в
бой. Испокон веков песня была
непременным атрибутом
Речь – важнейшее средство мышления и общения людей. Речь состоит из более или менее длительных шумов и тонов, составляющих группы. Овладение речью происходит еще в младенческом возрасте, когда ребёнок еще только слушает и пытается воспроизвести самые несложные и легко произносимые слова: «мама» и «папа».
Законы распространения
звука.
К основным законам
распространения звука
На дальность распространения
звука оказывает влияние фактор
поглощения звука, то есть необратимый
переход энергии звуковой волны
в другие виды энергии, в частности,
в тепло. Важным фактором является также
направленность излучения и скорость
распространения звука, которая
зависит от среды и её специфического
состояния.
От источника звука
акустические волны распространяются
во все стороны. Если звуковая волна
проходит через сравнительно небольшое
отверстие, то она распространяется
во все стороны, а не идёт направленным
пучком. Например, уличные звуки, проникающие
через открытую форточку в комнату,
слышны во всех её точках, а не только
против окна.
Характер распространения
звуковых волн у препятствия зависит
от соотношения между размерами
препятствия и длиной волны. Если
размеры препятствия малы по сравнению
с длиной волны, то волна обтекает
это препятствие, распространяясь
во все стороны.
Звуковые волны, проникая
из одной среды в другую, отклоняются
от своего первоначального направления,
то есть преломляются. Угол преломления
может быть больше или меньше угла
падения. Это зависит от того, из
какой среды в какую проникает
звук. Если скорость звука во второй
среде больше, то угол преломления
будет больше угла падения, и наоборот.
Встречая на своём
пути препятствие, звуковые волны отражаются
от него по строго определённому правилу
– угол отражения равен углу падения
– с этим связано понятие эха.
Если звук отражается от нескольких поверхностей,
находящихся на разных расстояниях,
возникает многократное эхо.