Химическая наука и ее роль в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:33, реферат

Описание

В данной работе рассматривается тема "Химическая наука и ее роль в современном обществе". Химию обычно рассматривали как науку о составе и качественном превращении различных веществ. В первое время именно по составу реагирующих веществ пытались объяснить свойства полученных новых веществ. Уже на этом этапе ученые встретились с огромными трудностями. Ведь для того чтобы понять, какие именно первоначальные элементы определяют свойства простых и сложных веществ, надо, во-первых, уметь различать простые и сложные вещества, а во-вторых, определить те элементы, от которых зависят их свойства.

Содержание

Введение
§ 1. Предмет познания химической науки и ее проблемы
§ 2. Методы и концепции познания в химии
§ 3. Роль химии в развитии естественнонаучных знаний
§ 4. Современная химия и перспективы ее развития
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ксе.docx

— 17.85 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «Концепция современного естествознания»

НА ТЕМУ:

«Химическая наука и ее роль в современном обществе».

 

 

 

 

Выполнил:                                                      

Проверил:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва ,2011 год

 

Содержание.

 

 

Введение 

§ 1. Предмет познания химической науки  и ее проблемы

§ 2. Методы и концепции познания в химии 

§ 3. Роль химии в развитии естественнонаучных знаний

§ 4. Современная химия и перспективы  ее развития

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе рассматривается тема "Химическая наука и ее роль в современном  обществе". Химию обычно рассматривали  как науку о составе и качественном превращении различных веществ. В первое время именно по составу  реагирующих веществ пытались объяснить  свойства полученных новых веществ. Уже на этом этапе ученые встретились  с огромными трудностями. Ведь для  того чтобы понять, какие именно первоначальные элементы определяют свойства простых и сложных веществ, надо, во-первых, уметь различать простые  и сложные вещества, а во-вторых, определить те элементы, от которых  зависят их свойства. Между тем  долгое время ученые считали, например, металлы сложными веществами, а об элементах существовали самые противоречивые представления. Поэтому, несмотря на обилие эмпирического материала о свойствах  различных веществ и их соединений, особенностях протекания разнообразных  реакций, в химии, по сути дела, до открытия в 1869 г. Периодической системы химических элементов Дмитрия Ивановича  Менделеева (1834-1907) не существовало той  объединяющей концепции, с помощью  которой можно было бы объяснить  весь накопленный фактический материал, а следовательно, представить все наличное знание как систему теоретической химии.

Важна понимать, что химия - это именно наука, точнее выражаясь, комплекс наук о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга. Химия подобно любой  науке представляет собой не природный, а человеческий феномен. В веществах  нет ничего иного, кроме них самих, там нет химии. Местожительство  химии не природа, а субъективный мир человека (чувства, мысли), его  язык и деятельность по достижению определенных целей, природа которых  определяется ценностями людей. Итак, химия - разновидность науки.

В настоящее  время достижения химии направлены на решение народно-хозяйственных  задач и имеют важное практическое значение. Достижения химии в исследовании строения, свойств, реакционной способности элементов способствовали не только тому, что человек научился обрабатывать природные материалы и руду, получать из них металлы и неметаллы, но и создал новые материалы, неизвестные ранее на Земле, которые уже очень широко используются в практике, например, полимеры полиэтилен, полихлорвинил, различные виды керамики и др.

Развитие  химических знаний стимулируется необходимостью получения человеком различных  веществ для своей жизнедеятельности. XX в., особенно его вторая половина, оказался очень плодотворным в области химических открытий. Для развития химической науки приходилось искать пути получения из одних веществ другие, осуществляя их качественные превращения. На базе познания глубинных свойств различных веществ возникла теоретическая химия, которая в настоящее время представляет собой высокоупорядоченную и постоянно развивающуюся систему знаний. В наши дни химическая наука дает возможность получать вещества с заданными свойствами, находить способы управления этими свойствами, что является основной проблемой химии и системообразующим началом ее как науки.

Рассмотрим  подробнее химическую науку и  ее роль в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Предмет познания химической науки  и ее проблемы

 

“Химия –  наука изучающая свойства и превращения веществ, и сопровождающиеся изменением их состава и строения”. Она изучает природу и свойства различных химических связей энергетику химических реакций, реакционную способность веществ, свойства катализаторов и т.д.

Своеобразную  программу исследования химических явлений впервые сформулировали и приняли учёные химики на первом Международном съезде химиков в  Карлсруэ в Германии в 1860 г. Они исходили из того, что:

    • все вещества состоят из молекул, которые находятся в непрерывном и самопроизвольном движении;
    • все молекулы состоят из атомов
    • атомы и молекулы находятся в непрерывном движении
    • атомы представляют собой мельчайшие, далее неделимые составные части молекул.

Осуществляют  химические связи между атомами  электроны, расположенные на внешней  оболочке и связанные с ядром  наименее прочно. Их назвали валентными электронами. В зависимости от характера  взаимодействия между этими электронами  различают ковалентную, ионную и  металлическую химические связи.

Ковалентная связь осуществляется за счет образования  электронных пар, в одинаковой мере принадлежащих обоим атомам. Ионная связь представляет собой электростатическое притяжение между ионами, образованные за счёт полного смещения электрической пары к одному из атомов.

Металлическая связь – это связь между  положительными ионами в кристаллах атомов металлов, образующаяся за счет притяжения электронов, но перемещающаяся по кристаллу в свободном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Методы и концепции познания в  химии

 

Химические  знания до определённого времени  накапливались эмпирически, пока не назрела необходимость в их классификации  и систематизации, т.е. в теоретическом  обобщении. Основоположником системного освоения химических знаний явился Д.И.Менделеев. Попытки объединения химических элементов в группы предпринимались  и ранее, однако не были найдены определяющие причины изменений свойств химических веществ. Д.И. Менделеев исходил из принципа, что любое точное знание представляет систему. Такой подход позволил ему в 1869 г. открыть периодический  закон и разработать Периодическую  систему химических элементов. В  его системе основной характеристикой  элементов являются атомные веса. Периодический закон Д.И. Менделеева сформулирован в следующем виде: “ Свойства простых тел, а также  формы и свойства соединений элементов  находятся в периодической зависимости  от величины атомных весов элементов”.

До системного подхода в химии Д.И. Менделеева учебники по химии были очень громоздкими  и состояли из многих томов по несколько  сот страниц. Учебник Д.И. Менделеева “ Основы химии”, выпущенный в 1868 – 1871 гг. и построенный на системных  обобщениях логично излагал в  одной книге стройную систему  химических знаний того времени. С тех  пор в химии эмпирический материал возрос неимоверно, появились новые  отрасли химических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Роль химии в развитии естественнонаучных знаний

 

 

 

 


Информация о работе Химическая наука и ее роль в современном обществе