Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:28, реферат
Целью химии на всех этапах её развития является получение вещества с заданными свойствами. Эта цель, иногда именуемая основной проблемой химии, включает в себя две важнейших задачи – практическую и теоретическую, которые не могут быть решены отдельно друг от друга. Получение вещества с заданными свойствами не может быть осуществлено без выявления способов управления свойствами вещества, или, что то же самое, без понимания причин происхождения и обусловленности свойств вещества. Таким образом, химия есть одновременно и цель и средство, и теория и практика
Введение
Содержательный
подход к истории химии основывается
на изучении того, как изменялись со
временем теоретические основы науки.
Вследствие изменений в теориях
на всём протяжении существования химии
постоянно менялось её определение.
Химия зарождается как "искусство
превращения неблагородных
Следует отметить, что изучение структуры науки мало способствует созданию представления о путях развития химии в целом: общепринятое деление химии на разделы основано на целом ряде различных принципов. Деление химии на органическую и неорганическую произведено по различию их предметов.
Выделение физической химии основано на её близости к физике, аналитическая химия выделена по признаку используемого метода исследования. В целом общепринятое деление химии на разделы является в значительной степени данью исторической традиции; каждый раздел в той или иной степени пересекается со всеми остальными.
Основной задачей
содержательного подхода к
Целью химии
на всех этапах её развития является получение
вещества с заданными свойствами.
Эта цель, иногда именуемая основной
проблемой химии, включает в себя
две важнейших задачи – практическую
и теоретическую, которые не могут
быть решены отдельно друг от друга. Получение
вещества с заданными свойствами
не может быть осуществлено без выявления
способов управления свойствами вещества,
или, что то же самое, без понимания
причин происхождения и
Таким образом, в рамках содержательного подхода история химии может быть рассмотрена как история возникновения и развития концептуальных систем, каждая из которых представляет собой принципиально новый способ решения основной задачи химии. [2]
1. Основные этапы развития химии
При изучении истории развития химии возможны два взаимно дополняющих подхода: хронологический и содержательный.
При хронологическом подходе историю химии принято подразделять на несколько периодов. Следует учитывать, что периодизация истории химии, будучи достаточно условной и относительной, имеет скорее дидактический смысл.
При этом на поздних этапах развития науки в связи с её дифференциацией неизбежны отступления от хронологического порядка изложения, поскольку приходится отдельно рассматривать развитие каждого из основных разделов науки.
Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:[3]
1. Предалхимический период: до III в. н.э.
В предалхимическом
периоде теоретический и
2. Алхимический период: III – XVI вв.
Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода:[4]
александрийскую,
арабскую
европейскую алхимию.
Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов.
В этом периоде происходит зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.
3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
В период становления
химии как науки происходит её
полная рационализация. Химия освобождается
от натурфилософских и алхимических
взглядов на элементы как на носители
определённых качеств. Наряду с расширением
практических знаний о веществе начинает
вырабатываться единый взгляд на химические
процессы и в полной мере использоваться
экспериментальный метод. Завершающая
этот период химическая революция окончательно
придаёт химии вид
4. Период количественных
законов (атомно-молекулярной
Период количественных
законов, ознаменовавшийся открытием
главных количественных закономерностей
химии – стехиометрических
5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.
Период классической
химии характеризуется
2. Алхимия как феномен средневековой культуры
Алхимия складывалась
в эпоху эллинизма на основе слияния
прикладной химии египтян с греческой
натурфилософией, мистикой и астрологией
(золото соотносили с Солнцем, серебро
- с Луной, медь - с Венерой, и т.д.)
(II-VI вв.) в александрийской культурной
традиции, представляя собой форму
ритуально-магического
Алхимия - это
самозабвенная попытка найти
способ получения благородных
В средневековой алхимии выделялись две тенденции.
Первая - это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности, ртути в золото) и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею «философского камня» - гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли; это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, исцеляющий болезни и дающий бессмертие.
Вторая тенденция была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним следует отнести: открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.
3. Возникновение и развитие научной химии
§ 3.1. Истоки химии
Химия древности. Химия, наука о составе веществ и их превращениях, начинается с открытия человеком способности огня изменять природные материалы. По-видимому, люди умели выплавлять медь и бронзу, обжигать глиняные изделия, получать стекло еще за 4000 лет до н.э.[7] К 7 в. до н.э. Египет и Месопотамия стали центрами производства красителей; там же получали в чистом виде золото, серебро и другие металлы. Примерно с 1500 до 350 до н.э. для производства красителей использовали перегонку, а металлы выплавляли из руд, смешивая их с древесным углем и продувая через горящую смесь воздух. Самим процедурам превращения природных материалов придавали мистический смысл.
Греческая натурфилософия.
Эти мифологические идеи проникли в
Грецию через Фалеса Милетского, который
возводил все многообразие явлений
и вещей к единой первостихии
– воде. Однако греческих философов
интересовали не способы получения
веществ и их практическое использование,
а главным образом суть происходящих
в мире процессов. Так, древнегреческий
философ Анаксимен утверждал, что
первооснова Вселенной –
Четыре первоэлемента.
Эти представления были объединены
в натурфилософии Эмпедокла из Агригента
– создателя теории четырех начал
мироздания.[8] В различных вариантах
его теория властвовала над умами
людей более двух тысячелетий. Согласно
Эмпедоклу, все материальные объекты
образуются при соединении вечных и
неизменных элементов-стихий – воды,
воздуха, земли и огня – под
действием космических сил
Согласно Аристотелю, элементы-стихии – это не материальные субстанции, а носители определенных качеств – тепла, холода, сухости и влажности. Этот взгляд трансформировался в идею четырех «соков» Галена и господствовал в науке вплоть до 17 в.
Другим важным вопросом, занимавшим греческих натурфилософов, был вопрос о делимости материи. Родоначальниками концепции, получившей впоследствии название «атомистической», были Левкипп, его ученик Демокрит и Эпикур.
Согласно их
учению, существуют только пустота
и атомы – неделимые
Атомистическая теория оставалась непопулярной в течение двух тысячелетий после Демокрита, но не исчезла полностью. Одним из ее приверженцев стал древнегреческий поэт Тит Лукреций Кар , изложивший взгляды Демокрита и Эпикура в поэме «О природе вещей» (De Rerum Natura).[9]
§ 3.2. Лавуазье: революция в химии
Центральная проблема химии XVIII в. - проблема горения. Вопрос состоял в следующем: что случается с горючими веществами, когда они сгорают в воздухе? Для объяснения процессов горения немецкими химиками И. Бехером и его учеником Г. Э. Шталем была предложена теория флогистона. Флогистон - это некоторая невесомая субстанция, которую содержат все горючие тела и которую они утрачивают при горении. Тела, содержащие большое количество флогистона, горят хорошо; тела, которые не загораются, являются дефлогистированными. Эта теория позволяла объяснять многие химические процессы и предсказывать новые химические явления. В течение почти всего XVIII в. она прочно удерживала свои позиции, пока французский химик А. Л. Лавуазье в конце XVIII в. не разработал кислородную теорию горения.
Лавуазье показал, что все явления в химии, прежде считавшиеся хаотическими, могут быть систематизированы и сведены в закон сочетания элементов, старых и новых. К уже установленному до него списку элементов он добавил новые - кислород, который вместе с водородом входит в состав воды, а также и другой компонент воздуха - азот. В соответствии с новой системой химические соединения делились в основном на три категории: кислоты, основания, соли. Лавуазье рационализировал химию и объяснил причину большого разнообразия химических явлений: она заключается в различии химических элементов и их соединений.
§ 3.3. Победа атомно-молекулярного учения
Следующий важный шаг в развитии научной химии был сделан Дж. Дальтоном, ткачом и школьным учителем из Манчестера. Изучая химический состав газов, он исследовал весовые количества кислорода, приходящиеся на одно и то же весовое количество вещества в различных по количественному составу окислах, и установил кратность этих количеств. Например, в пяти окислах азота количество кислорода относится на одно и то же весовое количество азота как 1 : 2 : 3 : 4 : 5. [10] Так был открыт закон кратных отношений.
Информация о работе Исторический обзор основных этапов развития химии