Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:13, реферат
Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными
В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными
В зависимости от
назначения моторные масла
По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компоненты различной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкилбензолы, эфиры). Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.
По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).
Общие требования к моторным маслам
Моторное масло - это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла - одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:
высокие моющая, диспергирующе-стабилизирующая, пептизирующая и солюбилизирующая способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя;
высокие термическая и термоокислительная стабильности позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены;
достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива,
отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах;
стойкость к старению, способность
противостоять внешним
пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды;
совместимость с материалами
уплотнений, совместимость с катализаторами
системы нейтрализации
высокая стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях;
малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;
малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).
К некоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так, масла, загущенные макрополимерными присадками, должны обладать требуемой стойкостью к механической термической деструкции; для судовых дизельных масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с водой; для энергосберегающих - антифрикционность, благоприятные реологические свойства.
Классификация моторных масел
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования.
Например, по всему тексту
стандарта масла для
Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85) | ||
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре | |
100°С |
-18°С, не более | |
33 |
l3,8 |
1250 |
43 |
l4,1 |
2600 |
53 |
l5,6 |
600 |
63 |
l5,6 |
10400 |
6 |
С 5,6 до 7,0 вкл. |
- |
8 |
7,0 до 9,3 |
- |
10 |
9,3 до11,5 |
- |
12 |
11,5 до 12,5 |
- |
14 |
12,5 до 14,5 |
- |
16 |
14,5 до 16,3 |
- |
20 |
16,3 до 21,9 |
- |
24 |
21,9 до 26,1м |
- |
3З/8 |
7,0 до 9,3 |
1250 |
4З/6 |
5,6 до 7,0 |
2600 |
4З/8 |
7,0 до 9,3 |
2600 |
4З/10 |
9,3 до 11,5 |
2600 |
5З/10 |
9,3 до 11,5 |
6000 |
5З/12 |
11,5 до 12,5 |
6000 |
5З/14 |
12,5 до 14,5 |
6000 |
6З/10 |
9,3 до 11,5 |
10400 |
6З/14 |
12,5 до 14,5 |
10400 |
6З/16 |
14,5 до 16,3 |
10400 |
Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам - в таблице. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85) | ||
Группа |
Рекомендуемая область применения | |
А |
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые
двигатели, работающие в условиях, которые
способствуют образованию |
Б2 |
Малофорсированные дизели | |
В |
В1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д |
Д1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е |
Е1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. |
Е2 |
Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и принятых ранее в нормативных документах.
Нередко возникает необходимость
решения вопросов взаимозаменяемости
отечественных и зарубежных моторных
масел, например, когда необходимо выбрать
отечественное масло для
Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и классификациям SAE и АРI | |
Класс вязкости | |
по ГОСТ 17479.1–85 |
по SAE |
3з |
5W |
4з |
10W |
5з |
15W |
6з |
20W |
6 |
20 |
8 |
20 |
10 |
30 |
12 |
30 |
14 |
40 |
16 |
40 |
20 |
50 |
24 |
60 |
3з/8 |
5W-20 |
4з/6 |
10W-20 |
4з/8 |
10W-20 |
4з/10 |
10W-30 |
5з/10 |
10W-30 |
5з/12 |
10W-30 |
6з/10 |
10W-30 |
6з/14 |
20W-40 |
6з/16 |
20W-40 |
Группа масла | |
по ГОСТ 17479.1–85 |
по АРI |
А |
SB |
Б |
SC/CA |
Б1 |
SC |
Б2 |
CA |
В |
SD/CB |
В1 |
SD |
В2 |
CB |
Г |
SE/CC |
Г1 |
SE |
Г2 |
CC |
Д1 |
SF |
Д2 |
CD |
Е1 |
SG |
Е2 |
CF-4 |
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации |
SH* SJ* CG-4* |
Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: "S" (Service) - масла для бензиновых двигателей и "С" (Commerсial) - масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел.
Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем "строже" проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. В соответствии с изменением №3 к ГОСТ 17479.1-85, введенным с 01.01.2000г. классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.
В случаях непринципиальных
изменений технологий производства
моторных масел обязательно проводят
сравнительные квалификационные испытания
товарного масла-прототипа и
На отечественном рынке
имеется широкий ассортимент
моторных масел, имеющих
Однако большинство из них не проходило соответствующих испытаний и не имеет сертификата, выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства масел.