Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа
В данной работе представлен процесс получения антиокислительной присадки диалкилдитиофосфат цинка. Также был изучен метод получения, стадии процесса получения, химизм, теоретические осноы метода получения присадки. В тоже время была произведена работа по изучению характеристик сырьяи конечного продукта. Были рассмотрены методы и области применения получаемого продукта.
1.Введение
2.Основные направления синтеза и разработки технологии присадок к маслам
3.Антиокислительные и противокорозионные присадки к маслам
4.Характеристика сырья
5.Характеристика получаемого продукта
6.Схема химической реакции
7.Механизм реакции
8.Теоретические основы процесса
9.Основы управления процессом
10.Вывод об организации процесса на основе теоретических представлений
Литература
1.Введени………………………………………………………
2.Основные направления
синтеза и разработки
3.Антиокислительные и
противокорозионные присадки к
4.Характеристика сырья……………………
5.Характеристика получаемого продукта……………………………………...18
6.Схема химической реакции…………………………………………………...
7.Механизм реакции………………………………
8.Теоретические основы процесса……………………………………………...22
9.Основы управления процессом……………………………………………….24
10.Вывод об организации процесса на основе
теоретических представлений……………………………………………
Литература…………………………………………………
2.Основные направления синтеза и разработки технологии присадок к маслам.
Чтобы уяснить перспективы развития производства масел во-обще и в частности производства моторных масел с присадками различного назначения, необходимо рассмотреть, хотя бы коротко, тенденций, имеющие место в мировой и отечественной практике развития двигателестроения.
Наиболее распространенным типом двигателей внутреннего сгорания в настоящее время являются поршневые двигатели, а среди них бензиновые моторы, используемые в качестве силовой установки в легковых и .грузовых автомобилях. Годовой выпуск автомобилей непрерывно растет и за последние 15—20 лет увеличился примерно в два раза.
Характерной чертой структуры автомобильного парка во всех развитых странах является большой удельный вес легковых автомобилей . Широкое применение в автомобильном транспорте, особенно для грузовых автомобилей, нашли дизельные двигатели.
В связи с необходимостью защиты окружающей среды от за-грязнения токсичными компонентами выбросов двигателей внутреннего сгорания (СО, N0*. С и др.) в мировом автостроении получают распространение нейтрализаторы выхлопных газов, элек¬тронные системы регулирования топливоподачи, а в ряде случаев осуществляется замена поршневых двигателей электродвигателями с питанием от аккумуляторов. Однако область применения последних будет ограничена -вследствие необходимости подзарядки аккумуляторов через каждые 120—160 км.
Автомобильный транспорт не является единственным потребителем моторных масел. К нему следует отнести тракторные, тепловозные, судовые и стационарные дизели, выпускаемые в большом количестве.
Требования, выдвигаемые моторостроением к качеству смазочных масел, тесно связаны с непрерывным ростом форсировки двигателей и связанных с ним повышением их тягонапряжен-ности. За последние годы наблюдается существенный сдвиг в сторону улучшения таких показателей, как наибольшая номинальная мощность в одном агрегате, число оборотов коленчатого вала, степень сжатия, литровая мощность и др. Однако следует отметить, что развитие моторостроения в определенной степени сдерживается недостаточным количеством имеющихся ресурсов высококачественных моторных масел. Эксплуатация существующего большого парка двигателей требует производства соответствующего количества таких масел.
Как известно, современное моторное масло должно отвечать определенному комплексу требований. Оно должно обладать противокоррозионными, моющими, противоизносными, антипенными, противозадирными, нейтрализующими и другими важными свойствами. Масла должны обеспечивать надежную работу двигателей как на высокотемпературном, так и на низкотемпературном режиме. Индекс вязкости современных моторных масел должен быть не менее 90. Чтобы обеспечить моторный парк высококачественными маслами необходимо иметь хорошие базовые масла и эффективные присадки к ним. Объем производства присадок в стране зависит от Объема производства масел, структуры их потребления и состава композиций присадок. Следует отметить, что улучшение качества масел и усовершенствование технологии изготовления двигателей дозволит резко сократить расход смазочных материалов.
Структура потребления моторных масел будет обеспечиваться выпуском соответствующих количеств различных групп масел для бензиновых (карбюраторных,инжекторных) и дизельных двигателей. При этом производство масел будет развиваться в направлении увеличения удельного веса высококачественных масел, что в свою очередь потребует увеличения не только объема выпуска присадок, но и расширения их ассортимента . Большое внимание уделяется созданию всесезонных моторных масел, позволяющих "надежно эксплуатировать двигатели в различных климатических условиях.
Сказанное выше свидетельствует о том, что создание высококачественных моторных масел для поршневых двигателей внутреннего сгорания и расширение их производства в нашей стране в ближайшее время остается весьма актуальной задачей. Кроме моторных масел резко увеличивается выработка индустриальных и трансмиссионных масел, улучшение эксплуатационных свойств которых также должно обеспечиваться с помощью высокоэффективных присадок.
Анализ мировой литературы за последние 30 лет показывает, что в процессе создания эффективных присадок к смазочным маслам исследовалась возможность использования для этой цели многочисленных органических соединений. Без преувеличения можно сказать, что в качестве присадок исследованы почти все классы органических соединений, содержащих различные функциональные группы и элементы. Однако, анализируя состав внедренных в промышленность присадок, можно отметить, что в качестве присадок используют лишь немногие органические соединения, которые содержат небольшое количество элементов и функциональных групп.
Большинство промышленных присадок и их композиций содержат в своем составе кислород, серу, фосфор, азот, хлор, кальций, барий, цинк, магний, стронций и такие функциональные группы, как карбоксильная, гидроксильная, сульфогруппа, дитио-фосфатная, аминогруппа, трихлорметильная и некоторые другие. При этом в большинстве случаев каждая присадка содержит в основном от одного до четырех элементов или функциональных групп. Для получения присадок, содержащих эти элементы и функциональные группы, по-видимому, немалое значение имеет доступность и дешевизна применяемых реагентов и их реакционная способность.
Полувековая мировая практика применения присадок, содержащих указанные элементы и функциональные группы, основанная на эмпирическом подходе к выбору типов соединений как присадок к смазочным маслам, в настоящее время находит определенное теоретическое обоснование.
Эффективность присадки
зависит от валентного состояния
и положения элементов в
Что касается наличия в составе присадок металлов, главным образом бария, кальция, цинка и магния, то соли ряда органических кислот этих металлов, основные и сверхосновные, обладающие высокой щелочностью, нейтрализуют образующиеся в процессе работы двигателя продукты окисления масел и способствуют диспергированию различных типов отложений в масле.
В настоящее время установлено, что свойства присадок зависят не только от характера содержащихся в них функциональных' групп и элементов, но и от расположения в молекуле и от структуры молекул самих присадок. Так изомеры алкилфенолов в зависимости от положения алкильного' радикала в бензольном кольце существенно различаются по антиокислительной эффективности. Таким образом, главная задача исследователей при синтезе присадок с заданными свойствами заключается во введении в состав молекул присадок отдельных элементов и функциональных групп в требуемом сочетании и определенном положении их в молекуле.
В первые годы создания присадок
к смазочным маслам исследователи
старались синтезировать
В случае, когда используется композиция присадок нескольких органических соединений, содержащих различные функциональные группы, при расходовании одного компонента другие компоненты композиции продолжают выполнять свои функции. Кроме того, при составлении композиции сравнительно легко можно подобрать различные соединения с отдельными функциональными свойствами с учетом их совместимости.
При разработке композиции
присадок нельзя не учитывать синергизма
и взаимного химического
Мы рассмотрели, какие основные элементы входят в состав органических соединений, используемых в качестве присадок к маслам. Теперь остановимся на классах и типах соединений, содержащих различные функциональные группы, которые являются основной частью присадок. В настоящее время практическое применение в качестве присадок к маслам в основном находят следующие типы соединений: алкилфенолы, сульфонаты, сукцинимиды, алкилсалицилаты, полиметакрилаты, полиизобутилены, алкил-нафталины и диалкил(арил)дитиофосфаты и др. Из всех при
меняемых на "практике присадок основная доля приходится на присадки алкилфенольного и сульфонатного типов. В ближайшее время намечается увеличить количество сульфонатных присадок. Предполагается также создание перспективной сырьевой базы для производства алкилсалицилатных, а также сукцинимидных, полиметакрилатных и других полимерных присадок. Особое внимание следует обратить на перспективные направления синтеза -зольных и беззольных полимерных присадок.
На первый взгляд кажется, что вопрос создания производства присадок к смазочным маслам не слишком сложён, однако это не так. Синтез и применение присадок должны осуществляться на научной основе. При этом мастерство исследователей должно заключаться в умелом сочетании отдельных элементов и функциональных групп-в молекуле органических соединений, установлении их соотношения и взаимного расположения, а также создании на базе этих соединений эффективных композиций.
Современные высококачественные моторные масла содержат до-12%- присадок различного назначения. Тенденция к увеличению концентрации присадок в маслах наблюдается во всех странах. Для обеспечения смазочных масел требуемым количеством присадок выпуск последних в ближайщие 10—15 лет должен резко увеличиться. С учетом возрастающего потребления моторных масел во всем мире в связи с ростом числа автомобилей, а также достижения средней концентрации присадок в маслах 10%, производство различных присадок должно достигнуть весьма большого объема. Таким образом создается новая отрасль много-тоннажного производства присадок.
Доведение концентрации различных присадок в маслах до 10— 15 % коренным образом изменит те понятия о присадках, которые мы применяли до сих пор. Теперь присадки становятся ком-понентами смазочных масел и новые перспективные масла будут представлять собой смеси, состоящие из углеводородов и специальных органических соединений. 'Совершенно ясно, что увеличение концентрации присадок в маслах приведет к удорожанию масел. С экономической точки зрения применение таких масел может быть рентабельным только в случае повышения эффективности применяемых присадок, улучшения качества базовых масел, а также усовершенствования конструкций двигателей и повышения культуры производства и эскплуатации масел. Указанные мероприятия позволят в значительной степени сократить расход применяемых смазочных масел.
Создание высокоэффективных присадок к маслам для современных и перспективных машин и механизмов требует более глубокого изучения вопросов механизма действия присадок, вы-явления зависимостей между структурой, физико-химическими свойствами и эффективностью действия присадок и других вопросов, без которых немыслима разработка теоретических основ направленного синтеза присадок. Следует отметить, что выяснение вопросов механизма действия отдельных присадок в условиях работы реальных машин и механизмов является исключительно сложной задачей. Поэтому более рациональным является разработка и использование таких методов, которые позволили бы в лабораторных условиях в^ той или иной степени моделировать процессы, протекающие в реальных машинах и механизмах..
В настоящее время моделирование процессов, протекающих во время работы смазочного масла в машинах и механизмах, осуществляют в двух направлениях. Одно из них заключается в создании специальных приборов и установок в которых моделруются условия работы реальных машин и механизмов. Данный метод широко используется для изучения механизма действия моющих и в особенности противоизносных присадок. Второе направление— моделирование химических реакций, протекающих" между присадкой и продуктами превращения смазочного масла, а также между присадкой и трущимися металлическими поверхностями. Этот метод широко используется при изучении механизма действия антиокислительных и противоизносных присадок. Ha-ll пример, изучение механизма действия антиокислительных присадок осуществляется исследованием элементарных реакций ингибирования процесса окисления реакций антиокислительных присадок с пероксидными радикалами и гидропероксидами. Работы по изучению связи между структурой, физикохимическими свойствами и эффективностью действия присадок как бы дополняют исследования по изучению механизма действия присадок.