Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:14, реферат
Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта .
Применительно к компетентностному подходу смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
«Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии»
Слушаю-забываю,
Смотрю-запоминаю,
Делаю-понимаю.
Конфуций.
Одно из перспективных направлений модернизации образования - использование компетентностного подхода в процессе обучения.
Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта .
Применительно к
компетентностному подходу
Компетентностный подход-это
попытка привести в соответствие
систему образования и потребно
Если проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит исследованию и эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью исследования и эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
Развивающемуся
обществу нужны образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать
Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе исследовательской деятельности позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.
Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии. Поэтому целью моей работы является развитие ключевых компетенций учащихся в процессе изучения химии на основе организации проблемного и исследовательского эксперимента на уроках и во внеурочное время.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности.
Поэтому я считаю, что в условиях
компетентностного подхода
На практических занятиях по химии можно выделить четыре группы компетенций:
Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются:
Исследовательский подход в обучении предполагает:
Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний ученикам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. В настоящее время перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой, как на уроках, так и во внеурочное время. Для организации эффективной исследовательской работы с учащимися, необходимо выяснить различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней интеллектуального развития», психологических установок на овладение знаниями. Исследовательская работа требует индивидуального дифференцированного подхода к каждому школьнику. Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.
Уровень познавательного интереса определяется как к предмету химия в целом, так и к отдельным видам деятельности на уроках химии. Организуя индивидуальную работу с учащимися, мы должны знать отношение каждого ученика к конкретному виду деятельности для того, чтобы в дальнейшем учитывать это отношение. При постепенном привлечении его к различным видам деятельности, развивается интерес к изучаемому предмету. Из анализа анкетирования учащихся установлено, что наибольшее нежелание у них вызывает работа с учебником и дополнительной литературой. Такое отношение к указанным видам деятельности объясняется их сложностью, слабыми умениями и навыками работы. Работа с литературой требует усидчивости, прилежания, настойчивости, умения читать. При анализе анкет учащихся также следует отметить низкий интерес учащихся к решению химических задач.
Для эффективного определения
интересов и склонностей
На основании данных подходов можно выделить следующие уровни сформированности исследовательских умений учащихся:
Качественные и количественные характеристики тесно связаны друг с другом в процессе коллективной деятельности и являются результатом совместной деятельности учащихся и учителя.
Индивидуальный подход
к организации исследовательско
Исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности.
А.С.Обухов, характеризуя учебно-исследовательскую деятельность, подчеркивает основную функцию: инициирование учеников к познанию мира, себя, и себя в этом мире. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в его определении — творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Для освоения навыков
исследовательской работы на
уроках химии основная
Для эффективной исследовательской деятельности нужно соблюдать следующие условия:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь
это сделать. Но, прежде всего
это должен уметь сделать
3. Ученик должен получить
Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Наиболее важными видами
исследований учащихся по