Урок-портрет «Ыбырай Алтынсарин»
(1841-1889)
- Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.
- Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.
- Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.
- Круг научных интересов и исследований:
- Педагогика История
- Фольклористика Этнография
- Лингвистика Языкознание
- В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных)
Первые школы
- Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»
Учебники Алтынсарина
- «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине.
- В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточно для первоначального употребления в устной речи
Литературная деятельность
- Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.
- Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор.
- Ы.Алтынсарин работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые он же устроил и организовал. Именно на этом посту он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, просветителем и крупным общественным деятелем
- Значение Ыбрая Алтынсарина
- Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.
- Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место – наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и понэне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.
- Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа
Музей
Алтынсарина
Тесты к уроку:
1 Область науки, в которую
внес Ы.Алтынсарин наибольший свой вклад:
- А). педагогика
- Б). математика
- В).ИЗО
- Г).география
Вопрос
Ответ
- 2. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы.Алтынарина:
- А). 1875
- б). 1879
- В). 1880
- Г). 1889
Вопрос
Ответ
- 3. Какие школы были созданы Алтынсариным?
- А).Светские
- Б).Ремесленные
- В).Народные
- Г) Религиозные
- Светские,
- Ремесленные,
- Народные
Вопрос Ответ
- 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
- А) Переход к капиталистической экономике
- Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
- В) Открытие русско-казахских школ
- Г) Занятие ремеслом
- Правильный ответ
- Переход к капиталистической экономике
- Переход казахов к оседлости и земледелию
- Занятие ремеслом
Вопрос Ответ
- 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
- А) Переход к капиталистической экономике
- Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
- В) Открытие русско-казахских школ
- Г) Занятие ремеслом
- Правильный ответ
- Переход к капиталистической экономике
- Переход казахов к оседлости и земледелию
- Занятие ремеслом
Вопрос
Ответ
- 5. Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:
- А). 550
- Б). 500
- В). 600
- Г). 1500
Вопрос
Ответ
- 6. По мнению Алтынсарина, для борьбы со старыми традициями и суевериями было необходимо:
- Вооружить молодежь знаниями
Поднять молодежь на борьбу
- Раскулачить баев
- Объединить молодежь
- Вооружить молодежь знаниями
Вопрос Ответ
- 7. Произведения, в которых Ы.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев.
- А) «Лицемерному судье»
- Б)»Давайте, дети, учиться»
- В). «Друзьям и молодежи»
- Г).»Кобланды Батыр»
- «Лицемерному судье»
- «Друзьям и молодежи»
Вопрос Ответ
- 8. Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал:
- А) Инспектором
- Б) Судьёй
- В) Учителем
- Г) Переводчиком