Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, контрольная работа
Согласно теории цветовое зрения Юнга-Гемгольца (1821-1894) ощущение любого цвета можно получить смешиванием спектрально чистых излучений красного, зеленого и синего цвета. Эта теория хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами и предполагает, что в глазу есть только три типа светочувствительных приемников. Они отличаются друг от друга областями спектральной чувствительности. Красный свет воздействует преимущественно на приемники первого типа, зеленый - второго, синий - третьего. Сложением излучений таких трех цветов в различных пропорциях можно получить любую комбинацию возбуждения всех трех типов светочувствительных элементов, а значит и ощущение любого цвета.
Введение
1.Зрительное восприятие света. 3
2. Структура системы цветного телевидения. 6
3. Система цветного ТВ вещания SECAM. 13
Введение
1.Зрительное восприятие света. 3
2. Структура системы цветного телевидения. 6
3. Система цветного
ТВ вещания SECAM. 13
1.Зрительное восприятие цвета.
Согласно
теории цветовое зрения Юнга-Гемгольца
(1821-1894) ощущение любого цвета можно получить
смешиванием спектрально чистых излучений
красного, зеленого и синего цвета. Эта
теория хорошо согласуется с наблюдаемыми
фактами и предполагает, что в глазу есть
только три типа светочувствительных
приемников. Они отличаются друг от друга
областями спектральной чувствительности.
Красный свет воздействует преимущественно
на приемники первого типа, зеленый - второго,
синий - третьего. Сложением излучений
таких трех цветов в различных пропорциях
можно получить любую комбинацию возбуждения
всех трех типов светочувствительных
элементов, а значит и ощущение любого
цвета. Если все рецепторы возбуждены
в одинаковой степени, мы имеем ощущение
белого цвета, если рецепторы не возбуждены
- черного. По этой причине, накладывающиеся
области красного, зеленого и синего цвета
выглядят как
белое пятно. Наложение красного и синего
цвета дает фиолетовый цвет, зеленого
и синего - бирюзовый, красного и зеленого
- желтый
Приведенный далее график показывает относительную спектральную чувствительность глаза к излучениям различных длин волн (так называемая кривая видности). Кривая видности красного цвета соответствует чувствительности глаза при дневном свете, а синяя - при сумеречном свете. Максимальная чувствительность глаза при дневном свете достигается на длине волны 555 нм, а при сумеречном свете - на длине волны 510 нм. Максимальная чувствительность глаза в обоих случаях принимается за единицу. Отличие между этими двумя кривыми видности объясняется тем, что дневной и сумеречный свет воспринимаются различными рецепторами глаза (палочками при сумеречном свете и колбочками при дневном свете). При этом палочки обеспечивают чёрно-белое зрение и обладают очень высокой чувствительностью. Колбочки же позволяют человеку различать цвета, но их чувствительность гораздо ниже. В темноте работают только палочки - именно поэтому ночью воспринимаемое изображение серое.
Как мы можем видеть из кривой видности, глаз способен воспринимать свет на длинах волн примерно от 400 нм до 760 нм. В условиях адаптации к темноте глаз может также немного видеть инфракрасный свет с длиной волны до 950 нм и ультрафиолетовый свет с длиной волны не меньше 300 нм. Границы частотного диапазона видимого света, а также сама форма кривой видности человеческого глаза были сформированы в процессе длительной эволюции, приспособившись к условиям освещения земных предметов солнечным светом, а также к условиям сумеречного и ночного освещения. Действительно, было бы биологически нецелесообразно, если бы глаз обладал способностью принимать излучение с длинами волн короче 290 нм, так как из-за наличия озонового слоя в атмосфере земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли практически обрывается на длине волны 290 нм. С другой стороны, из-за теплового излучения самого глаза, его высокая чувствительность к инфракрасному излучению сделала бы невозможной работу глаза в условиях солнечного освещения.
Ультрафиолетовое излучение, невидимое для глаза, воздействует тем не менее на кожу. Под действием ультрафиолета, который присутствует в солнечном свете, в коже вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар, а вероятность её ожога сильно уменьшается. Почему же нельзя загореть через оконное стекло? Дело в том, что обычное оконное стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей и, следовательно, солнечный свет, прошедший через стекло, не может вызвать загар. Загореть можно только через кварцевое стекло, прозрачное для ультрафиолета (см. рисунок).
В отличие от обычного стекла, которое состоит из смеси различных компонент, кварцевое стекло состоит только из оксида кремния, а количество примесей других химических элементов чрезвычайно мало. Это приводит к тому, что кварцевое стекло обладает чрезвычайно широким спектром пропускания и малым поглощением света (обычное оконное стекло поглощает столько же света, сколько и кварцевое стекло толщиной в 100 метров). Это обуславливает широкое применение кварцевого стекла в оптике. Если позволяют средства, вы можете застеклить на даче одно из окон кварцевым стеклом и загорать зимой.
2. Структура системы цветного телевидения.
В основе систем цветного телевидения лежат следующие физические процессы:
С
учетом спектральной чувствительности
зрения и технических параметров
передающего и приемного
Еу = 0.299 x Еr + 0.587x Еg + 0.114
x Eb
Для выполнения условия совместимости цветного и черно-белого телевидения, а также совместимости между различными системами цветного телевидения, во всех системах реализован один общий принцип передачи телесигнала - черно-белая информация передается в сигнале яркости Еу, а информация о цвете передается двумя цветоразностными сигналами Еr-у и Еb-у, сигнал Eg-y получается из двух других при помощи простейшей схемы из резистивной матрицы и инверторов. Необходимо отметить, что в разных источниках обозначение цветоразностных сигналов часто не совпадает и касается конкретных схемотехнических решений.
Для получения компонентных сигналов Y, R-Y, B-Y, необходимо минимальное число преобразований исходных сигналов R, G, B.
С учетом проблемы совместимости с черно-белым телевидением, которая решается достаточно просто только в том случае, если в телевизионном сигнале присутствует сигнал Y, передача компонент R-Y и B-Y становится необходимым (и достаточным!) условием передачи цветного изображения с минимальными искажениями. В этом и заключаются две основные причины широчайшего использования компонентных аналоговых сигналов на всех этапах видеопроизводства. Если в качестве эталонного рассматривать сигнал цветных полос со 100% насыщенностью, то параметры компонентных сигналов системы PAL выглядят следующим образом: Y = 700 мB, синхроимпульсы = 300 мВ, R-Y = B-Y = 700 мB. Не вдаваясь в технические подробности, необходимо отметить, что компонентные сигналы системы NTSC имеют небольшое отличие от сигналов PAL: Y=647.5 мВ (от белого до черного), "пьедестал" = 52.5мВ, синхроимпульсы = 300 мВ, R-Y = B-Y = 650 мB.
Система кодирования полных (композитных) сигналов первоначально разрабатывалась как вещательная система, совместимая с черно-белым телевидением. В такой системе к сигналу существующего строчного стандарта добавляется цветовая информация на поднесущей, причем это делается таким образом, чтобы существующие телевизоры могли отображать черно-белое изображение. Другой критерий сводился к тому, что введение цвета не должно было приводить к увеличению полосы частот ТВ канала. В этом смысле полный цветовой видеосигнал можно рассматривать как один из ранних способов сжатия спектра. Хотя полные цветовые видеосигналы разработаны для передачи, их можно записывать на видеоленту. В случае систем NTSC и PAL возможно также микширование полных цветовых видеосигналов. Поэтому первые студии цветного телевидения строились исключительно с использованием композитных видеосигналов. Кодер устанавливался в блоке управления камерой, а декодер находился у телезрителя в телевизоре.
Цвет на экране
Экран черно-белого телевизора имеет внутреннее люминофорное (фосфорное) покрытие только одного цвета, а его кинескоп содержит лишь одну электронную пушку. Изменение тока луча определяет интенсивность свечения люминофора, приводя к различным оттенкам белого цвета.
Внутренняя
поверхность экрана цветного кинескопа
покрыта точками трех типов люминофоров
основных цветов — красного, зеленого
или синего (R, G, B). Из этих трех основных
цветов формируются все цвета
и оттенки. Соотношение яркостей
люминофоров определяет цвет отдельных
элементов изображения. Если, например,
луч, который засвечивает синий
люминофор, выключен, а светятся только
красный и зеленый, они воспринимаются
глазом как желтый. Изменяя интенсивность
того или иного электронного луча,
можно изменять цветовую гамму изображения.
В цветном кинескопе три
Рисунок 3.Электронный луч движется по горизонтальным строкам слева направо и сверху вниз. Количество строк на экране определяет вертикальное разрешение кинескопа. Когда луч достигает конца строки, он гасится и возвращается в начало. Затем процесс повторяется. Так формируется кадр изображения.
Как глаз видит цвет.
Можно предположить, что в цветном телевидении «белый» состоит из равных долей первичных цветов. К сожалению, это не так. Человеческий глаз не видит все цвета с равной яркостью. Глаз намного более чувствителен к желтовато-зеленому, чем к синему или красному свету. Из-за большей чувствительности глаза в зелено-оранжевой части цветного спектра равное процентное соединение красного, зеленого и синего цветов не будет казаться белым.
Фосфоры, используемые в телевизионных экранах, представляют собой цветные соединения, в которых на долю красного цвета приходится 30, на долю синего — 11 и на долю зеленого — 59 процентов.
Рисунок 4.Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) — основной элемент любого кинескопного телевизора. Это по сути стеклянная колба, из которой откачан воздух. На передней поверхности находится экран, на горловине — отклоняющая система, внутри горловины — электронная пушка. Пушка генерирует три электронных луча, которые с помощью отклоняющей системы сканируют экран.
Сигналы яркости и цветности
На заре эры цветного телевидения было решено сделать цветные телевизионные передачи совместимыми с существующим черно-белым телевидением (имеющийся в мире парк черно-белых телевизоров просто не позволял сделать иначе). Черно-белые телевизоры должны быть способны принимать цветные передачи и воспроизводить их как обычные черно-белые. Чтобы достичь этого, структура цветного телесигнала полностью повторяла черно-белый, добавился лишь дополнительный сигнал цветности (и сигналы его опознавания), которые легко отфильтровывались в черно-белом телевизоре, не отражаясь (почти) на качестве изображения.
Итак, в цветном телевидении приняты две составляющие видеосигнала — яркостная (luminance или Y) и цветностная (chrominance или C). Сигнал яркости (Y) передается обычным образом, с полной шириной полосы пропускания, позволяя черно-белому телевизору показывать нормальное черно-белое изображение. На сигнал цветности (С) выделена гораздо меньшая ширина полосы. Это стало возможным благодаря тому, что глаз человека имеет низкое цветовое разрешение и не способен различать мелкие цветные элементы изображения с такой же точностью, как белые.
Яркость и насыщенность изображения
Говоря о восприятии цвета, надо понимать, что сигнал яркости несет информацию о яркости объекта и ее промежуточных значениях, тогда как сигнал цветности передает информацию о цветовом оттенке и густоте (глубине) цвета или насыщенности изображения. Менее насыщенное изображение выглядит на экране блеклым, более насыщенное — ярким, сочным.
Рисунок 5.Поверхность экрана покрыта светочувствительными точками люминофоров красного, зеленого и синего цветов. Точки объединены в триады, образующие элементы изображения — пикселы. Из них в дальнейшем складывается изображение.
Передача цвета
При
передаче цветного ТВ-сигнала сигнал
цветности (C) преобразуется в специальные
цветоразностные сигналы. Так как
информация о яркости уже передается,
цветовой сигнал в ней больше не
нуждается. Таким образом, получаются
три цветоразностных сигнала: красный
минус сигнал яркости (R–Y), зеленый
минус сигнал яркости (G–Y) и синий
минус сигнал яркости (B–Y).
Но нет необходимости передавать и все
три цветоразностных сигнала потому, что
если две составляющих полного сигнала
цветности известны, третий может быть
рассчитан. Например, когда имеется сигнал,
состоящий из 50% синего и 40% красного, зеленый
должен составлять 10% (50%+40%+x=100%; x=10%). Поэтому
для передачи информации о цвете выбраны
два цветоразностных сигнала: R–Y и B–Y.
Сигнал G–Y опущен не только из соображений
экономии (уменьшается количество каналов
передачи), но и улучшения качества сигнала.
Так как сигнал яркости состоит из 59% зеленого,
G–Y должен иметь самый низкий уровень.
Он был бы более уязвим к шуму в передающей
системе, чем большие по величине R–Y и
B–Y.