Система цветного ТВ вещания SECAM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, контрольная работа

Описание

Согласно теории цветовое зрения Юнга-Гемгольца (1821-1894) ощущение любого цвета можно получить смешиванием спектрально чистых излучений красного, зеленого и синего цвета. Эта теория хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами и предполагает, что в глазу есть только три типа светочувствительных приемников. Они отличаются друг от друга областями спектральной чувствительности. Красный свет воздействует преимущественно на приемники первого типа, зеленый - второго, синий - третьего. Сложением излучений таких трех цветов в различных пропорциях можно получить любую комбинацию возбуждения всех трех типов светочувствительных элементов, а значит и ощущение любого цвета.

Содержание

Введение
1.Зрительное восприятие света. 3
2. Структура системы цветного телевидения. 6
3. Система цветного ТВ вещания SECAM. 13

Работа состоит из  1 файл

Аудиовизуальная техника.docx

— 599.18 Кб (Скачать документ)

Введение

1.Зрительное восприятие света. 3

2. Структура  системы цветного телевидения. 6

3. Система цветного  ТВ вещания SECAM. 13 

 

    1.Зрительное восприятие цвета.

    Согласно  теории цветовое зрения Юнга-Гемгольца (1821-1894) ощущение любого цвета можно получить смешиванием спектрально чистых излучений красного, зеленого и синего цвета. Эта теория хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами и предполагает, что в глазу есть только три типа светочувствительных приемников. Они отличаются друг от друга областями спектральной чувствительности. Красный свет воздействует преимущественно на приемники первого типа, зеленый - второго, синий - третьего. Сложением излучений таких трех цветов в различных пропорциях можно получить любую комбинацию возбуждения всех трех типов светочувствительных элементов, а значит и ощущение любого цвета.   Если все рецепторы возбуждены в одинаковой степени, мы имеем ощущение белого цвета, если рецепторы не возбуждены - черного. По этой причине, накладывающиеся области красного, зеленого и синего цвета выглядят как белое пятно. Наложение красного и синего цвета дает фиолетовый цвет, зеленого и синего - бирюзовый, красного и зеленого - желтый 

    Приведенный далее график показывает относительную  спектральную чувствительность глаза  к излучениям различных длин волн (так называемая кривая видности). Кривая видности красного цвета соответствует чувствительности глаза при дневном свете, а синяя - при сумеречном свете. Максимальная чувствительность глаза при дневном свете достигается на длине волны 555 нм, а при сумеречном свете - на длине волны 510 нм. Максимальная чувствительность глаза в обоих случаях принимается за единицу. Отличие между этими двумя кривыми видности объясняется тем, что дневной и сумеречный свет  воспринимаются различными рецепторами глаза (палочками при сумеречном свете и колбочками при дневном свете). При этом палочки обеспечивают чёрно-белое зрение и обладают очень высокой чувствительностью. Колбочки же позволяют человеку различать цвета, но их чувствительность гораздо ниже. В темноте работают только палочки - именно поэтому ночью воспринимаемое изображение серое.

    Как мы можем видеть из кривой видности, глаз способен воспринимать свет на длинах волн примерно от 400 нм до 760 нм. В условиях адаптации к темноте глаз может также немного видеть инфракрасный свет с длиной волны до 950 нм и ультрафиолетовый свет с длиной волны не меньше 300 нм. Границы частотного диапазона видимого света, а также сама форма кривой видности человеческого глаза были сформированы в процессе длительной эволюции, приспособившись к условиям освещения земных предметов солнечным светом, а также к условиям сумеречного и ночного освещения. Действительно, было бы биологически нецелесообразно, если бы глаз обладал способностью принимать излучение с длинами волн короче 290 нм, так как из-за наличия озонового слоя в атмосфере земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли практически обрывается на длине волны 290 нм. С другой стороны, из-за теплового излучения самого глаза, его высокая чувствительность к инфракрасному излучению сделала бы невозможной работу глаза в условиях солнечного освещения.

    Ультрафиолетовое  излучение, невидимое для глаза, воздействует тем не менее на кожу. Под действием ультрафиолета, который присутствует в солнечном свете, в коже вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар, а вероятность её ожога сильно уменьшается. Почему же нельзя загореть через оконное стекло? Дело в том, что обычное оконное стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей и, следовательно, солнечный свет, прошедший через стекло, не может вызвать загар. Загореть можно только через кварцевое стекло, прозрачное для ультрафиолета (см. рисунок).

    

 
Рисунок 2. Спектр оптического пропускания  синтетического кварцевого стекла Suprasil 300, оптического стекла BK 7 и обычного стекла. Спектр видимого света лежит примерно в пределах от 400 нм до 800 нм.

    В отличие от обычного стекла, которое  состоит из смеси различных компонент, кварцевое стекло состоит только из оксида кремния, а количество примесей других химических элементов чрезвычайно  мало. Это приводит к тому, что  кварцевое стекло обладает чрезвычайно  широким спектром пропускания и  малым поглощением света (обычное  оконное стекло поглощает столько  же света, сколько и кварцевое  стекло толщиной в 100 метров). Это обуславливает  широкое применение кварцевого стекла в оптике. Если позволяют средства, вы можете застеклить на даче одно из окон кварцевым стеклом и загорать зимой.

 

     

    2. Структура системы цветного телевидения.

    В основе систем цветного телевидения  лежат следующие физические процессы:

  • оптическое разложение многоцветного изображения на три одноцветных изображения в основных цветах - красном (R), зеленом (G) и синем (В);
  • преобразование трех одноцветных изображений в соответствующие им три электрических сигнала (Еr, Еg и Еb);
  • передача этих трех сигналов по каналу связи;
  • обратное преобразование электрических сигналов в три одноцветных оптических изображения - красного, зеленого и синего цветов;
  • оптическое сложение трех одноцветных изображений в одно многоцветное.

    С учетом спектральной чувствительности зрения и технических параметров передающего и приемного телевизионного оборудования определено соотношение  трех основных цветов, дающих в сумме  черно-белое изображение: 
Еу = 0.299 x Еr + 0.587x Еg + 0.114 x Eb

    Для выполнения условия совместимости  цветного и черно-белого телевидения, а также совместимости между  различными системами цветного телевидения, во всех системах реализован один общий  принцип передачи телесигнала - черно-белая информация передается в сигнале яркости Еу, а информация о цвете передается двумя цветоразностными сигналами Еr-у и Еb-у, сигнал Eg-y получается из двух других при помощи простейшей схемы из резистивной матрицы и инверторов. Необходимо отметить, что в разных источниках обозначение цветоразностных сигналов часто не совпадает и касается конкретных схемотехнических решений.

    Для получения компонентных сигналов Y, R-Y, B-Y, необходимо минимальное число преобразований исходных сигналов R, G, B.

    С учетом проблемы совместимости с  черно-белым телевидением, которая  решается достаточно просто только в  том случае, если в телевизионном  сигнале присутствует сигнал Y, передача компонент R-Y и B-Y становится необходимым (и достаточным!) условием передачи цветного изображения с минимальными искажениями. В этом и заключаются  две основные причины широчайшего  использования компонентных аналоговых сигналов на всех этапах видеопроизводства. Если в качестве эталонного рассматривать сигнал цветных полос со 100% насыщенностью, то параметры компонентных сигналов системы PAL выглядят следующим образом: Y = 700 мB, синхроимпульсы = 300 мВ, R-Y = B-Y = 700 мB. Не вдаваясь в технические подробности, необходимо отметить, что компонентные сигналы системы NTSC имеют небольшое отличие от сигналов PAL: Y=647.5 мВ (от белого до черного), "пьедестал" = 52.5мВ, синхроимпульсы = 300 мВ, R-Y = B-Y = 650 мB.

    Композитный видеосигнал

    Система кодирования полных (композитных) сигналов первоначально разрабатывалась как вещательная система, совместимая с черно-белым телевидением. В такой системе к сигналу существующего строчного стандарта добавляется цветовая информация на поднесущей, причем это делается таким образом, чтобы существующие телевизоры могли отображать черно-белое изображение. Другой критерий сводился к тому, что введение цвета не должно было приводить к увеличению полосы частот ТВ канала. В этом смысле полный цветовой видеосигнал можно рассматривать как один из ранних способов сжатия спектра. Хотя полные цветовые видеосигналы разработаны для передачи, их можно записывать на видеоленту. В случае систем NTSC и PAL возможно также микширование полных цветовых видеосигналов. Поэтому первые студии цветного телевидения строились исключительно с использованием композитных видеосигналов. Кодер устанавливался в блоке управления камерой, а декодер находился у телезрителя в телевизоре.

    Цвет  на экране

    Экран черно-белого телевизора имеет внутреннее люминофорное (фосфорное) покрытие только одного цвета, а его кинескоп содержит лишь одну электронную пушку. Изменение тока луча определяет интенсивность свечения люминофора, приводя к различным оттенкам белого цвета.

    Внутренняя  поверхность экрана цветного кинескопа  покрыта точками трех типов люминофоров  основных цветов — красного, зеленого или синего (R, G, B). Из этих трех основных цветов формируются все цвета  и оттенки. Соотношение яркостей люминофоров определяет цвет отдельных  элементов изображения. Если, например, луч, который засвечивает синий  люминофор, выключен, а светятся только красный и зеленый, они воспринимаются глазом как желтый. Изменяя интенсивность  того или иного электронного луча, можно изменять цветовую гамму изображения. В цветном кинескопе три электронных  пушки и соответственно три электронных  луча — по одному для красного, синего и зеленого цветов. Три электронных  луча сканируют экран аналогично одному в черно-белом кинескопе.

    

    

    Рисунок 3.Электронный луч движется по горизонтальным строкам слева направо и сверху вниз. Количество строк на экране определяет вертикальное разрешение кинескопа. Когда луч достигает конца строки, он гасится и возвращается в начало. Затем процесс повторяется. Так формируется кадр изображения.

    Как глаз видит цвет.

    Можно предположить, что в цветном телевидении  «белый» состоит из равных долей  первичных цветов. К сожалению, это  не так. Человеческий глаз не видит  все цвета с равной яркостью. Глаз намного более чувствителен к  желтовато-зеленому, чем к синему или красному свету. Из-за большей  чувствительности глаза в зелено-оранжевой  части цветного спектра равное процентное соединение красного, зеленого и синего цветов не будет казаться белым.

    Фосфоры, используемые в телевизионных экранах, представляют собой цветные соединения, в которых на долю красного цвета  приходится 30, на долю синего — 11 и на долю зеленого — 59 процентов.

    

    Рисунок 4.Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) — основной элемент любого кинескопного телевизора. Это по сути стеклянная колба, из которой откачан воздух. На передней поверхности находится экран, на горловине — отклоняющая система, внутри горловины — электронная пушка. Пушка генерирует три электронных луча, которые с помощью отклоняющей системы сканируют экран.

    Сигналы яркости и цветности

    На  заре эры цветного телевидения было решено сделать цветные телевизионные  передачи совместимыми с существующим черно-белым телевидением (имеющийся  в мире парк черно-белых телевизоров  просто не позволял сделать иначе). Черно-белые телевизоры должны быть способны принимать цветные передачи и воспроизводить их как обычные  черно-белые. Чтобы достичь этого, структура цветного телесигнала полностью повторяла черно-белый, добавился лишь дополнительный сигнал цветности (и сигналы его опознавания), которые легко отфильтровывались в черно-белом телевизоре, не отражаясь (почти) на качестве изображения.

    Итак, в цветном телевидении приняты  две составляющие видеосигнала —  яркостная (luminance или Y) и цветностная (chrominance или C). Сигнал яркости (Y) передается обычным образом, с полной шириной полосы пропускания, позволяя черно-белому телевизору показывать нормальное черно-белое изображение. На сигнал цветности (С) выделена гораздо меньшая ширина полосы. Это стало возможным благодаря тому, что глаз человека имеет низкое цветовое разрешение и не способен различать мелкие цветные элементы изображения с такой же точностью, как белые.

    Яркость и насыщенность изображения

    Говоря  о восприятии цвета, надо понимать, что сигнал яркости несет информацию о яркости объекта и ее промежуточных  значениях, тогда как сигнал цветности  передает информацию о цветовом оттенке  и густоте (глубине) цвета или  насыщенности изображения. Менее насыщенное изображение выглядит на экране блеклым, более насыщенное — ярким, сочным.

    

    Рисунок 5.Поверхность экрана покрыта светочувствительными точками люминофоров красного, зеленого и синего цветов. Точки объединены в триады, образующие элементы изображения — пикселы. Из них в дальнейшем складывается изображение.

    Передача  цвета

    При передаче цветного ТВ-сигнала сигнал цветности (C) преобразуется в специальные  цветоразностные сигналы. Так как  информация о яркости уже передается, цветовой сигнал в ней больше не нуждается. Таким образом, получаются три цветоразностных сигнала: красный  минус сигнал яркости (R–Y), зеленый  минус сигнал яркости (G–Y) и синий  минус сигнал яркости (B–Y).  
   Но нет необходимости передавать и все три цветоразностных сигнала потому, что если две составляющих полного сигнала цветности известны, третий может быть рассчитан. Например, когда имеется сигнал, состоящий из 50% синего и 40% красного, зеленый должен составлять 10% (50%+40%+x=100%; x=10%). Поэтому для передачи информации о цвете выбраны два цветоразностных сигнала: R–Y и B–Y. Сигнал G–Y опущен не только из соображений экономии (уменьшается количество каналов передачи), но и улучшения качества сигнала. Так как сигнал яркости состоит из 59% зеленого, G–Y должен иметь самый низкий уровень. Он был бы более уязвим к шуму в передающей системе, чем большие по величине R–Y и B–Y.

Информация о работе Система цветного ТВ вещания SECAM