Диaгнocтикa систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:46, реферат

Описание

Прежде чем рассматривать сущность и методики диагностики систем управления, следует рассмотреть основные понятия, связанные с этой тематикой.
Так, управление — это неотъемлемая функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Содержание

Введение 2
1. Понятие диагностики систем управления 4
2. Цель и задачи диагностики 4
3. Предмет, объект и субъект диагностики 5
4. Виды диагностики 5
5. Симптомы, указывающие на необходимость проведения диагностики систем управления 6
6. Направления диагностики 9
7. Инструменты и методы диагностики систем управления 10
Заключение 16

Работа состоит из  1 файл

Диaгнocтикa систем управления.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

    ПЛАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Прежде  чем рассматривать сущность и  методики диагностики систем управления, следует рассмотреть основные понятия, связанные с этой тематикой.

     Так, управление — это неотъемлемая функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

     В технических, социотехнических и социальных системах управление объективируется  в форме деятельности по управлению, которая имеет либо субъектно-объектный (деятельность оператора, управляющего процессами и предметами), либо субъектно-субъектный характер (организационное управление, осуществляемое в форме управленческого взаимодействия между отдельными субъектами или группами). Субъектом и в том, и в другом случае может быть как отдельное лицо, так и группа1.

    Системой управления называют систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей2.

    Системы управления с участием людей как  объектов управления зачастую называют системами менеджмента. Именно этот вид систем управления и их диагностику мы будем рассматривать в данной работе.

    Система управления (система менеджмента) – это совокупность методов и функций управления, материально-технических, информационных и человеческих ресурсов, с помощью которых осуществляется воздействие субъекта управления на объект управления, обеспечивающее достижение определенных целей.

     Конечная  цель управления состоит в обеспечении  прибыльности, или доходности, а  деятельности фирмы путем рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством  и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

     Задачами  управления являются проблемные ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь к определённому времени и с определенными затратами ресурсов. Так, важнейшей задачей управления является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

     Диагностика системы управления направлена на то, чтобы определить, соответствует  ли текущая операционная деятельность компании поставленным задачам и  целям бизнеса.

    Например, если в компании продажи ниже ожидаемых, причина может быть собственно в продукте и его продвижении (качество товара с точки зрения использования его потребителями, вопросы спроса, целевых рынков и пр.), а может объясняться плохо организованными процессами продаж, неоптимальной системой мотивирования сотрудников и т.д. – то есть недостатками операционной деятельности компании. Вот этот последний аспект и является предметом диагностики.

    Изучению  сущности диагностики, её целей и задач, объекта и предмета, видов диагностики и методик её осуществления и посвящена данная контрольная работа. 

1. Понятие диагностики систем управления

    Диагностика – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы.

    Диагностика систем управления является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.  

2. Цель и задачи  диагностики

    Цель диагностики системы управления предприятия состоит в повышении эффективности его работы на основе системного изучения всех видов управленческой деятельности и обобщения их результатов.

    Задачами  диагностики системы управления предприятия являются:

    • идентификация реального состояния анализируемого объекта;
    • исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами, базовыми характеристиками или нормативными величинами;
    • выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;
    • установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;
    • выявление резервов сокращения постоянных и переменных затрат;
    • выявление резервов повышения рентабельности компании;
    • выявление резервов повышения производительности труда и оборудования;
    • выявление "узких мест", тормозящих развитие компании;
    • выявить причинно-следственных связей, порождающих проблемы предприятия;
    • прогноз основных тенденций.

    По  результатам решения этих задач  разрабатываются организационные, технические, информационные и технологические решения с целью обеспечения реализации как краткосрочных, так и долгосрочных планов.

3. Предмет, объект и субъект диагностики

    Предметом диагностики системы управления предприятием является анализ организационной структуры компании, структуры управления, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, оценка информационных потоков и бизнес-процессов в компании.

    Объектом  диагностики является система управления в компании в целом и отдельных аспектов, направлений управленческой деятельности.

    Субъектами диагностики могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, средства массовой информации, специализированные компании, занимающиеся диагностикой систем управления, аналитические службы предприятий.

4. Виды диагностики

    Диагностику можно классифицировать по различным  оценочным признакам3:

    1. По объекту диагностики:

      а) структурная диагностика – основана на декомпозиции изучаемого объекта  и анализе структурных характеристик  его элементов;

      б) функциональная диагностика – исследует  процесс функционирования (т.е. деятельности) организации;

      в) организационная диагностика –  является технологией анализа состояния  предприятия и помогает установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства, выявить проблемные моменты в рабочем процессе, подготовить рекомендации по оптимизации деятельности фирмы.

    2. По периодике проведения:

      а) систематическая диагностика –  предполагает постоянное исследование изменения состояния управленческой системы предприятия;

      б) эпизодическая диагностика –  основана на разовых специальных  исследованиях системы управления на предприятии.

    3. По форме оценки результатов:

      а) количественная диагностика – исходит  из необходимости анализа количественных характеристик состояния управленческой системы предприятия.

      б) качественная диагностика – основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках состояния управленческой системы предприятия. Её целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей. В практике диагностики систем управления качественная диагностика используется значительно чаще, чем количественная. 

5. Симптомы, указывающие на необходимость проведения диагностики систем управления

    В российской экономической практике выделяют ряд симптомов, указывающих на необходимость проведения диагностики системы управления в организации, следующие:

  • большинству работников непонятно, по каким критериям их оценивают, и что сделать, чтобы в следующем месяце получить заработную плату больше;
  • в компании постоянно фиксируются непредсказуемые потери;
  • документооборот и управленческая отчетность в компании ведутся финансовым отделом исключительно для собственника, а остальные службы и руководители о них "не имеют представления";
  • информационная система отсутствует (или существует, но почему-то всегда необходимый отчет делает, не меньше чем сутки), и быстро принять верное управленческое решение практически невозможно;
  • количество не разрешаемых своевременно вопросов выросло, а потери от этого "съели" дополнительный доход;
  • миссия, ценности, руководящие принципы компании декларируются, но в стратегических целях и конкретных показателях не выражены;
  • на предприятии никогда не проводилась аттестация персонала, а если и проводилась, то очень давно;
  • на предприятии существует непрерывная "текучка кадров", которая объясняется естественным отбором или нелояльностью работников к компании;
  • на предприятии существуют фиктивные должностные инструкции (модифицированный или устаревший интернет-вариант) - для видимости или на случай проверки;
  • организационная структура не сформирована, либо сформирована, но по принципам, непонятным большинству работников;
  • предприятие работает по "безбумажному принципу", когда практически все друг друга знают и выполняют поручения по устным распоряжениям своего руководителя (или даже SMS);
  • предприятие развивается быстрыми темпами, но постоянные затраты и коммерческие расходы растут быстрее;
  • распределение полномочий в компании является прерогативой двух-трех лиц (как правило, собственников);
  • руководители компании видят проблемы, пытаются их решить, а когда решают, то должного эффекта не получают;
  • руководители предприятия весьма смутно представляют стратегию развития, т.к. она находится "в голове" у собственника компании;
  • руководители предприятия все больше времени занимаются решением мелких текущих проблем (кадрами, административно-хозяйственными, складскими, и пр.), а не проведением в жизнь утвержденной стратегии развития предприятия;
  • система бюджетирования находится в зачаточной стадии (простых бюджетов);
  • система мотивации построена по простому принципу: "не навредил - получил, навредил - будешь лишен премии"; при этом премиальная часть заработной платы всегда меньше окладной и составляет от 25% до 45%;
  • система оценки персонала и результатов работы отделов компании существует в виде пятибалльной шкалы оценок директором;
  • сотрудники предприятия вроде бы знают свои обязанности, права, но не хотят или не могут нести возложенную на них ответственность;
  • средняя продолжительность рабочего дня ключевых руководителей увеличилась более чем на 1 час (или они вынуждены больше времени задерживаться после официального окончания рабочего дня);
  • цели предприятия - аморфны, неизмеримы, непонятны для большинства работников компании (например, "приступить к занятиям во внутренней школе управления"; "провести валидацию производственной линии для:", "провести анализ несоответствий изделия, разработать корректирующие действия с применением метода 6σ"; "подготовить и провести заседание стратегического совета с утверждением стратегических целей");
  • часто на предприятии трудно найти виновного в возникновении той или иной проблемы, система контроля отсутствует или находится в "зачаточном" состоянии (вроде бы есть, а по фактам получается - нет);
  • численность персонала компании растет непропорционально росту оборотов, или соотношение числа специалистов к числу рабочих растет быстрыми темпами.

    Представленный  перечень далеко не полон, но отражает до 75% типичных симптомов проблем в системе управления большинства средних российских компаний.

6. Направления диагностики

    Диагностика систем управления происходит по следующим  направлениям:

    1. Анализ, коррекция и построение организационной структуры компании
    2. Структура и стиль управления
    3. Уровень и логистика персонала
    4. Кадровый аудит системы управления персоналом
    5. Экспертиза системы материальной и нематериальной мотивации
    6. Социально – психологическая экспертиза компании
    7. Технологии принятия решений и контроля исполнения
    8. Диагностика и описание текущих бизнес-процессов в компании;
    9. Информационные потоки в компании
    10. Уровень регламентации и формализации процедур управления
    11. Анализ деловой корреспонденции, приказов, документооборота
    12. Организационная и сложившаяся неформальная корпоративная культура
    13. Анализ рекламы, фирменного знака, корпоративного стиля предприятия

    7.  Инструменты и методы диагностики систем управления

    Набор диагностических методик и инструментов для анализа систем, предложенных и опробованных многими авторами и организациями, весьма велик. Кратко охарактеризуем важнейшие из их. 

    1. Здравый смысл и опыт менеджера — некоторую предварительную подготовку в этом направлении могут дать занятия в форме управленческих ситуаций и стажировки на фирмах, где менеджмент хорошо развит. Кроме того, сбалансированное мышление, здравомыслие — это глубоко врожденные характеристики типов личности, которые выявляются в рамках тестирования на профессиональную пригодность. 

    2. Наблюдение за работой — методика, связанная с умением открыто или скрыто наблюдать за фактическим ходом определенных работ и процессов, а также с умением вести хронометраж и проводить интервьюирование работников на местах. 

    3. Дистанционный надзор — набор методов формального регулярного сбора информации о состоянии организации. Эффективность дистанционного надзора зависит от предоставленных отчетных данных, которые, в свою очередь, должны быть составлены соответствующим образом. Метод дистанционного надзора даёт возможность осуществлять регулярный контроль за управленческой системой фирмы, и в то же время является значительно менее трудоемким, чем непосредственное проведение проверки на месте. 

Информация о работе Диaгнocтикa систем управления