Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:46, реферат
Прежде чем рассматривать сущность и методики диагностики систем управления, следует рассмотреть основные понятия, связанные с этой тематикой.
Так, управление — это неотъемлемая функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
Введение 2
1. Понятие диагностики систем управления 4
2. Цель и задачи диагностики 4
3. Предмет, объект и субъект диагностики 5
4. Виды диагностики 5
5. Симптомы, указывающие на необходимость проведения диагностики систем управления 6
6. Направления диагностики 9
7. Инструменты и методы диагностики систем управления 10
Заключение 16
ПЛАН
Прежде чем рассматривать сущность и методики диагностики систем управления, следует рассмотреть основные понятия, связанные с этой тематикой.
Так, управление — это неотъемлемая функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
В технических, социотехнических и социальных системах управление объективируется в форме деятельности по управлению, которая имеет либо субъектно-объектный (деятельность оператора, управляющего процессами и предметами), либо субъектно-субъектный характер (организационное управление, осуществляемое в форме управленческого взаимодействия между отдельными субъектами или группами). Субъектом и в том, и в другом случае может быть как отдельное лицо, так и группа1.
Системой управления называют систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей2.
Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента. Именно этот вид систем управления и их диагностику мы будем рассматривать в данной работе.
Система управления (система менеджмента) – это совокупность методов и функций управления, материально-технических, информационных и человеческих ресурсов, с помощью которых осуществляется воздействие субъекта управления на объект управления, обеспечивающее достижение определенных целей.
Конечная цель управления состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Задачами управления являются проблемные ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь к определённому времени и с определенными затратами ресурсов. Так, важнейшей задачей управления является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Диагностика системы управления направлена на то, чтобы определить, соответствует ли текущая операционная деятельность компании поставленным задачам и целям бизнеса.
Например, если в компании продажи ниже ожидаемых, причина может быть собственно в продукте и его продвижении (качество товара с точки зрения использования его потребителями, вопросы спроса, целевых рынков и пр.), а может объясняться плохо организованными процессами продаж, неоптимальной системой мотивирования сотрудников и т.д. – то есть недостатками операционной деятельности компании. Вот этот последний аспект и является предметом диагностики.
Изучению
сущности диагностики, её целей и задач,
объекта и предмета, видов диагностики
и методик её осуществления и посвящена
данная контрольная работа.
Диагностика – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы.
Диагностика
систем управления является своеобразным
механизмом саморегулирования в системе,
обеспечивающим обратную связь в контуре
управления.
Цель диагностики системы управления предприятия состоит в повышении эффективности его работы на основе системного изучения всех видов управленческой деятельности и обобщения их результатов.
Задачами диагностики системы управления предприятия являются:
По
результатам решения этих задач
разрабатываются
Предметом диагностики системы управления предприятием является анализ организационной структуры компании, структуры управления, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, оценка информационных потоков и бизнес-процессов в компании.
Объектом диагностики является система управления в компании в целом и отдельных аспектов, направлений управленческой деятельности.
Субъектами диагностики могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, средства массовой информации, специализированные компании, занимающиеся диагностикой систем управления, аналитические службы предприятий.
Диагностику можно классифицировать по различным оценочным признакам3:
1. По объекту диагностики:
а)
структурная диагностика –
б) функциональная диагностика – исследует процесс функционирования (т.е. деятельности) организации;
в) организационная диагностика – является технологией анализа состояния предприятия и помогает установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства, выявить проблемные моменты в рабочем процессе, подготовить рекомендации по оптимизации деятельности фирмы.
2. По периодике проведения:
а) систематическая диагностика – предполагает постоянное исследование изменения состояния управленческой системы предприятия;
б)
эпизодическая диагностика –
основана на разовых специальных
исследованиях системы
3. По форме оценки результатов:
а) количественная диагностика – исходит из необходимости анализа количественных характеристик состояния управленческой системы предприятия.
б)
качественная диагностика – основана
на качественных сравнительных оценках,
характеристиках состояния
В российской экономической практике выделяют ряд симптомов, указывающих на необходимость проведения диагностики системы управления в организации, следующие:
Представленный перечень далеко не полон, но отражает до 75% типичных симптомов проблем в системе управления большинства средних российских компаний.
Диагностика систем управления происходит по следующим направлениям:
7. Инструменты и методы диагностики систем управления
Набор
диагностических методик и инструментов
для анализа систем, предложенных и опробованных
многими авторами и организациями, весьма
велик. Кратко охарактеризуем важнейшие
из их.
1.
Здравый смысл и опыт
менеджера — некоторую предварительную
подготовку в этом направлении могут дать
занятия в форме управленческих ситуаций
и стажировки на фирмах, где менеджмент
хорошо развит. Кроме того, сбалансированное
мышление, здравомыслие — это глубоко
врожденные характеристики типов личности,
которые выявляются в рамках тестирования
на профессиональную пригодность.
2.
Наблюдение за работой — методика, связанная
с умением открыто или скрыто наблюдать
за фактическим ходом определенных работ
и процессов, а также с умением вести хронометраж
и проводить интервьюирование работников
на местах.
3.
Дистанционный надзор — набор методов
формального регулярного сбора информации
о состоянии организации. Эффективность
дистанционного надзора зависит от предоставленных
отчетных данных, которые, в свою очередь,
должны быть составлены соответствующим
образом. Метод дистанционного надзора
даёт возможность осуществлять регулярный
контроль за управленческой системой
фирмы, и в то же время является значительно
менее трудоемким, чем непосредственное
проведение проверки на месте.