Модель спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:59, реферат

Описание

Спрос - количество товара, которое покупатель готов приобрести при данной цене. Функция спроса – зависимость между спросом на товар и факторами, определяющими его величину и объем, - может быть представлена в виде:
Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N), где
Qd – спрос на товар (quantity of demand)

Работа состоит из  1 файл

2824.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

Модель спроса и предложения.

 

Спрос - количество товара, которое покупатель готов приобрести при данной цене. Функция спроса – зависимость между спросом на товар и факторами, определяющими его величину и объем, - может быть представлена в виде:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N), где

Qd – спрос на товар (quantity of demand)

P – цена товара (price)

I – доход покупателя (income)

T – вкусы и предпочтения покупателей (tastes)

Ps – цена товаров-субститутов (substitutes)

Pc – цена товаров-комплементариев (комплементов) (complements)

N – число покупателей на рынке (number).

Обратная зависимость  между спросом и ценой (основным фактором, определяющим его величину) выражается законом спроса и графически изображается в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

           Р


 

 

 

                                       D

                                                      Q

Рис.1 – Кривая спроса

 

Практический смысл  кривой спроса заключается в том, что с ее помощью производители  могут судить о цене спроса – максимальной цене, за которую покупатель согласен приобрести данное количество товара. Она в свою очередь определяется величиной дохода покупателя.

Действие закона спроса объясняется тремя факторами:

    1. психологией покупателя – в основном покупатели предпочитают приобретение большего количества товара по низкой цене, чем по высокой;
    2. законом убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы товара обладают для потребителя меньшей полезностью (удовлетворяют менее настоятельную потребность), а значит, будут приобретаться при условии снижения на них цены;
    3. эффектом дохода и эффектом замещения. Суть эффекта дохода заключается в том, что при условии постоянного дохода потребителя снижение цены товара повышает его покупательную способность, и, следовательно, он может приобрести большее количество товара и наоборот. Эффект замещения состоит в том, что повышение цены товара делает его относительно более дорогим и побуждает покупателя предпочесть относительно более дешевые товары-заменители и наоборот. Более подробно действие эффектов дохода и замещения будет рассмотрено в одной из последующих тем.

Помимо цены на спрос  влияют и так называемые неценовые детерминанты – доход покупателя, его вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, а также цены на сопряженные товары. Изменение неценовых детерминант меняет объем спроса и на графике иллюстрируется смещением кривой спроса (рис. 2): увеличение объема спроса смещает кривую вверх и вправо (от D к D1), а уменьшение – соответственно,  вниз и влево (от D к D2).

 

        

           P


 

 

                                           D1

 

                                       D

                                    D2

                                              Q

Рис. 2 – Смещение кривой спроса

 

Вместе с тем следует  обратить внимание на тот факт, что в некоторых случаях закон спроса не действует. Такие ситуации принято называть парадоксами закона спроса.  Свое конкретное выражение они находят в четырех случаях. Рассмотрим каждый из них.

  1. Товары, рассчитанные на богатых покупателей или предметы роскоши, привлекательность которых заключается именно в их цене. Эти товары являются престижными, именно они служат для так называемого «демонстративного потребления» богатых покупателей, которое иллюстрируется эффектом Веблена: товары покупаются для того, чтобы произвести впечатление. Поэтому снижение цен на них снижает их привлекательность и приводит, как правило, к сокращению объема их продаж. (Вместе с тем, очевидно, что такое сокращение может частично или даже полностью компенсироваться за счет того, что эти товары становятся доступными для менее обеспеченных покупателей).
  2. Товары, о качестве которых покупатели судят по цене. В случае, когда покупатели плохо осведомлены о товаре (асимметрия информации), они, как правило, судят о нем, ориентируясь на цену. Невысокая цена такого товара, сигнализируя покупателю о соответствующем качестве, вызывает эффект, противоположный действию закона спроса.
  3. Товары Гиффена. Английский статистик и экономист Р.Гиффен, наблюдения которого впоследствии получили название «парадокса Гиффена», заметил, что в Англии XIX века «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». «Парадокс Гиффена» объясняется тем, что хлеб был основным продуктом питания для основной массы населения Англии, имевшей очень низкий уровень доходов. При росте цены на хлеб, он становился для них практически единственным доступным продуктом питания, поскольку другие продукты (мясо, овощи, фрукты) оказывались относительно еще более дорогими. По этой причине объем спроса на хлеб возрастал. «Парадокс Гиффена» возникает в отношении товаров первой необходимости при условии очень низкого дохода потребителей и объясняется тем, что эффект дохода оказывает большее влияние на спрос, чем эффект замещения. Таким образом, он не противоречит действию закона спроса, так как происходит рост спроса на относительно подешевевший товар, даже при том, что его цена в абсолютном значении возрастает.
  4. Инфляционные ожидания – повышение цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем  еще большего роста цен.

Следует различать понятия индивидуальный спрос (спрос со стороны одного потребителя) и рыночный (отраслевой) спрос (спрос со стороны всех потребителей на данном рынке (отрасли)).

Предложение представлено на рынке продавцами. Оно выступает результатом производства и представляет собой количество товара, которое продавец готов продать при данной цене.

Функция предложения имеет вид:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N), где

Qs – предложение товара (supply)

P – цена товара

Ps, Pc – цены товаров-субститутов и товаров-комплементариев

Pres – цена ресурсов и факторов производства (resources)

K – уровень технологии

T – налоги и субсидии (taxes)

N – число продавцов на рынке.

Прямая зависимость  между ценой товара и величиной  его предложения называется законом предложения, который графически изображается в виде кривой предложения. Кривая предложения имеет положительный наклон (рис. 3).

 

 

           P                                            S


 

 

 

 

 

                                                          Q

Рис.3 – Кривая предложения

 

Изменения объема предложения  происходит под воздействием неценовых детерминант предложения – цен взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, цен ресурсов и факторов производства, технологии, налогов и субсидий, числа продавцов на рынке, что на графике изображается смещением кривой предложения (рис. 4).

Любые изменения неценовых  факторов предложения (за исключением  последнего) в экономическом смысле означают изменение издержек производства, т.е. удешевление или удорожание производства товара. Таким образом, кривая рыночного предложения является кривой цены предложения – минимальной цены, по которой продавцы согласны продать данное количество товара. Поскольку цена предложения должна покрывать издержки производства товара, то, чем она ниже, тем меньшее количество товара реализуется на рынке и наоборот.  

                                S2                   


           P                                      S

                                           S1

 

 

 

 

                                                          Q

Рис. 4 – Смещение кривой предложения 

 

Кривая предложения  изменяет конфигурацию в зависимости  от характера рыночного предложения. Наиболее распространенный вид кривой представлен на рис. 5.: сначала величина предложения увеличивается, но после определенного предела кривая предложения принимает вертикальный вид.  Это значит, что дальнейших возможностей для роста производства нет, поскольку исчерпаны применяемые производственные ресурсы.

 

            P                                 S


 

 

 

 

 

                                                  Q 

Рис. 5 – Конфигурация кривой предложения 

 

В некоторых случаях  кривая предложения может принять обратный наклон: до определенного уровня в ответ на увеличение цены предложение растет, по его достижении – сокращается (рис.6). Такая конфигурация кривой объясняется действием эффекта замещения (на участке от точки А до точки В)  и последующим действием эффекта дохода (на участке от точки В до точки А1).


           P           А1

 

                                     В

 

              А

               S

                                                      Q

Рис. 6 - Конфигурация кривой предложения

 

Примером может стать  ситуация на рынке труда: после достижения уровня оплаты труда, достаточного для  удовлетворения насущных потребностей, наемный работник станет требовать  повышения заработной платы. Действие эффекта замещения заключается в замене досуга работой при росте альтернативной цены досуга – заработной платы.  Действие эффекта дохода состоит в том, что по мере роста дохода рабочий будет стремиться к получению большего досуга. Мы рассмотрим эту ситуацию более подробно в одной из следующих тем. Рис. 6 – Обратный наклон кривой предложения

Конфигурация кривой предложения может быть также  обусловлена временным интервалом. Так в текущем периоде (IR – immediate run), когда все факторы производства являются неизменными, кривая предложения имеет вертикальный вид. В краткосрочном периоде (SR – short run), который характеризуется тем, что некоторые факторы становятся переменными,  она приобретает более пологий вид. И наконец, в долгосрочном периоде (LR – long run), где все факторы производства являются переменными, кривая предложения становится еще более пологой (рис. 7).

P                 S                       P                       S           P


 

                                                                                                                             

                                                                                                                   S

 

 

                                    Q                                        Q                                    Q 

Рис. 7 – Кривая предложения в текущем, краткосрочном  и долговрменном периодах


Информация о работе Модель спроса и предложения