Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:31, реферат
Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в течение двух последних лет на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров.
Сертификация
систем обеспечения
качества.
Сертификация
систем обеспечения качества на соответствие
стандартам ИСО серии 9000 широко развита
в зарубежных странах, в то время
как в России практически только
в течение двух последних лет
на эту проблему обратили серьезное
внимание. Возможно, одна из причин такого
отставания связана с упадком отечественного
производства и слабой ориентацией действующих
предприятий на экспорт своих товаров.
Немногие производственные предприятия
России осознали важность и необходимость
сертификации систем качества: всего лишь
несколько десятков российских предприятий
имеют сертификат на системы качества,
в то время как за рубежом им владеют десятки
тысяч фирм.
Зарубежные специалисты
считают, что сертификат соответствия
на систему обеспечения качества дает
фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает
надежность партнера по бизнесу, в том
числе и в отношениях с банками, которые
охотнее предоставляют кредиты фирмам,
чья система качества сертифицирована.
Страховые компании отдают предпочтение
таким фирмам при страховании от ущерба
за некачественную продукцию. Сертификат
на систему качества — весомый аргумент
в пользу заключения контракта на поставку
товара: западные эксперты отмечают, что
на едином европейском рынке в ближайшем
будущем до 95% контрактов будут заключаться
только при наличии у фирмы-поставщика
сертификата на систему качества. При
возникновении судебных исков, связанных
с некачественной продукцией, сертификат
на систему качества расценивается судом
как доказательство невиновности фирмы.
Наличие сертификата на систему качества
стало обязательным условием участия
в различных тендерах. Сертификация системы
качества положительно отражается и на
внутренних делах предприятия (фирмы):
в процессе подготовки к сертификации
системы качества приводится в порядок
и в соответствие рыночной экономике управление
предприятием и производством; облегчается
процедура сертификации продукции.
Сертифицированная
система качества характеризует
способность предприятия
В России есть немало
предприятий, которые столкнулись
с этой проблемой, к сожалению, лишь
на переговорах с иностранным контрагентом,
которые при отсутствии сертификата на
систему качества завершились для российской
стороны не лучшим образом.
Развитие рыночных
отношений в России, а также
ее внешнеэкономические задачи стимулировали
Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу
работ по развитию сертификации систем
качества в РФ. В соответствии с этой программой
была разработана и принята "Система
сертификации систем качества и производств",
которая называется "Регистр систем
качества" (далее — Регистр). Это система
добровольной сертификации, но она составляет
часть государственной российской Системы
ГОСТ Р, которая, как известно, представляет
собой систему обязательной сертификации.
Решение о вхождении новой для РФ добровольной
системы в систему ГОСТ Ρ принято сознательно
и мотивировалось известностью Системы
ГОСТ Ρ в России и зарубежных странах,
где ее сертификат и знак соответствия
находят признание. Не случайно и знак
соответствия Регистра систем качества
отличается от знака Системы ГОСТ Ρ лишь
подписью "Регистр" над знаком и указанием
номера стандарта ИСО под знаком.
Все это направлено
на ускорение признаваемости российских
сертификатов на системы качества в
РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации
системы Госстандарт исключил вхождение
в нее систем сертификации, которые
и ранее предлагали услуги по сертификации
систем качества (их порядка 10), но по тем
или другим критериям вызывали сомнение.
Например, если не обозначена четко область
аккредитации органа по сертификации,
то неизвестны его специализация, диапазон
квалификации специалистов и др.
Регистр как
система организован в
Практическая
деятельность по сертификации систем
качества в России регламентируется
основополагающими
ГОСТ Р 40.005-96
"Система сертификации ГОСТ Р. Регистр
систем качества. Инспекционный контроль
за сертифицированными системами качества
и производствами".
В качестве нормативных
документов, на соответствие которым проводится
сертификация, в Регистре используются
государственные стандарты, представляющие
собой принятые "методом обложки"
международные стандарты ИСО:
ГОСТ Ρ ИСО
9001-96 "Системы качества. Модель обеспечения
качества при проектировании, разработке,
производстве, монтаже и обслуживании";
ГОСТ Ρ ИСО
9002-96 "Системы качества. Модель обеспечения
качества при производстве, монтаже
и обслуживании";
ГОСТ Ρ ИСО
9003-96 "Системы качества. Модель обеспечения
качества при контроле и испытаниях
готовой продукции".
В системе Госстандарта
РФ создан Технический центр Регистра
систем качества, который организует
работы по созданию нормативной базы
системы, содействует реализации государственной
политики по сертификации систем качества
и производств; обеспечивает информацией
заинтересованные стороны о российском
и зарубежном опыте в данной области. Несколько
Российских и зарубежных фирм уже получили
сертификаты соответствия в Регистре
(см. приложение 18).
Совокупность
основополагающих стандартов, приведенная
выше, устанавливает основные принципы,
организационную структуру Регистра;
процедуры сертификации систем качества
и порядок инспекционного контроля.
Основными принципами
сертификации систем качества должны
быть: добровольность; исключение дискриминации
в доступе к системе; объективность и воспроизводимость
их результатов; конфиденциальность; информированность;
четкая определенность области аккредитации
органов по сертификации; проверка выполнения
обязательных требований к продукции
(услуге) в сфере законодательного регулирования;
достоверность документированных доказательств
заявителя о соответствии действующей
системы качества установленным требованиям.
Структура Регистра следующая: Госстандарт
РФ, Технический центр Регистра, Совет
по сертификации систем качества и производств,
Комиссия по апелляциям, Научно-методический
комитет Регистра, органы по сертификации
систем качества и производств; организации,
получившие сертификат на систему качества.
Функции Госстандарта
сводятся к следующему: утверждение
структуры Регистра; принятие принципиальных
решений о его развитии; рассмотрение
основных правил и принципов функционирования
регистра; контроль за деятельностью Регистра;
участие в комиссии по апелляциям (при
необходимости).
Технический центр
Регистра непосредственно организует,
проводит и контролирует сертификацию
систем качества и производств, участвует
в инспекционном контроле; ведет Реестр
сертифицированных систем качества и
производств; участвует в аккредитации
экспертов; приостанавливает или аннулирует
действие сертификатов; занимается информационным
обеспечением; устанавливает контакты
с зарубежными национальными и международными
организациями аналогичного профиля деятельности,
выполняет другие оперативные и методологические
задачи.
Совет по сертификации
систем качества и производств имеет статус
совещательного органа, который разрабатывает
предложения для принятия решений, касающихся
работы Регистра. Он состоит из специалистов
заинтересованных организаций, представляющих
изготовителей, потребителей' технический
центр Регистра и др.
Комиссия по
апелляциям создается Техническим
центром из независимых экспертов
к функционирует по мере возникновения
необходимости. В ее состав могут
быть включены представители структурных
подразделений Регистра.
Научно-методический
комитет Регистра разрабатывает нормативные
и методические документы; участвует в
работе Совета по сертификации систем
качества и производств, а также в Комиссии
по апелляции; формирует банк данных и
банк нормативных документов; разрабатывает
учебные программы для обучения экспертов
и т.п.
Органы по сертификации
систем качества и производств проводят
сертификацию, оформляют ее результаты
и осуществляют инспекционный контроль;
ведут методическую работу, взаимодействуют
со всеми структурными подразделениями
Регистра.
Организации с
сертифицированными системами качества
обеспечивают стабильность функционирования
качества (производства) и представляют
необходимую информацию по требованию
органа по сертификации или Технического
центра Регистра; принимают корректирующие
меры по результатам инспекционного контроля;
информируют орган по сертификации о введенных
изменениях в производственный процесс
и т.д.
Процедуры сертификации
систем качества н производства, установленные
ГОСТ Ρ 40.003-96, ГОСТ Ρ 40.004-96 и ГОСТ Ρ 40.005-96,
относятся к взаимодействию органов по
сертификации и заявителей в период, предшествующий
сертификации; проведению проверок, принятию
решений о сертификации систем качества,
оформлению сертификатов соответствия,
инспекционному контролю за сертифицированными
системами качества, взаимодействию органов
по сертификации с Техническим центром
Регистра. Процедуры гармонизованы с европейскими
и международными соответствующими правилами
и нормами, что направлено на создание
условий для признания сертификатов Регистра
за рубежом, а также присоединения к международной
системе признания результатов оценки
систем качества — QSAR.
Однако российская
система сертификации систем качества
все же отличается от международной
практики, поскольку включает сертификацию
производств. Это объясняется условиями,
в которых сейчас оказалось подавляющее
большинство отечественных предприятий:
у них отсутствует система качества, но
они знакомы с процедурой оценки производства,
поскольку в свое время в стране производилась
аттестация производственных процессов.
Поскольку сертификация систем качества
сложнее, чем производства, то предприятия
предпочитают сначала заняться сертификацией
производств и рассматривают ее как первую
ступень на пути к сертификации системы
качества, что уже осуществилось более
чем на 100 российских предприятиях.
Поэтому согласно
российским правилам система "Регистр"
представляет собой по существу двухступенчатую
сертификацию, что считается временным
явлением. Разрабатываются
в штате которых
должны состоять обученные и сертифицированные
эксперты. Предусматривается также
возможность привлечения
Область аккредитации
предусматривается
Процесс сертификации
систем качества проходит в три этапа:
• заочная
оценка системы качества;
• окончательная
проверка и оценка системы качества;
Информация о работе Сертификация систем обеспечения качества