Типы экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 12:19, реферат

Описание

Цель моего отчета – рассмотреть типы экономических систем и дать им характеристику, рассмотреть социально-экономические модели развитых стран.

В первом вопросе я рассмотрю существующие типы экономических систем и дам характеристику распространенным видам экономик (рыночной, традиционной и административно-командной).

Во втором вопросе я рассмотрю основные социально-экономические модели развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2

Типы экономических систем……………………………………………….5
2. Социально-экономические модели развитых стран………………………11

Заключение……………………………………………………………………..20

Приложение А………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Практика.Типы экономических систем.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     Уровень государственного регулирования сложился после самого глубокого в истории  капитализма «великого» кризиса 1929– 1933 гг. и особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» хозяйственный механизм не способен обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных государственных расходов по отношению к ВВП. Так, если это соотношение в среднем по рассматриваемой группе стран составляло в 1870 г. 9%, 1913 г. – 10, 1920 г. – 17, то в 1937 г. - 22, 1980 г. - 44 и в 1995 г. - 48%, 2000 г. – 52%. В модели современного капитализма различия скорее количественные, чем качественные. Они касаются относительной роли каждого из указанных трех «слоев» в хозяйственной жизни и степени социальной ориентации («социальности») государства и общества. При этом на первом и втором уровнях хозяйственного механизма различия между отдельными PC прослеживаются в наименьшей степени. Это вполне закономерно, ибо именно на этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализма как социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и рыночной конкуренцией. Различия отчетливее проявляются на третьем уровне, в экономической и социальной политике государства.

     В большинстве PC, кроме некоторых малых (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), ведущую роль в экономике играют мощные концерны, функционирующие как ТНК. В хозяйствах указанных выше малых развитых стран нет ТНК мирового класса, ведущую роль играют средние (по международным меркам) фирмы, которые, однако, для масштабов этих стран являются достаточно крупными. Во всех PC в последние два-три десятилетия наблюдается ренессанс мелкого бизнеса. В результате во всех развитых странах постоянно воспроизводится широкий средний класс как важный фактор социальной стабильности общества.

     В области государственного регулирования  экономики между ними имеется  много общего по его целям, средствам, направлениям и формам. В пирамиде целей госрегулирования важнейшими являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности в обществе. Все прочие цели госрегулирования так или иначе производны от этих двух.

     К средствам  госрегулирования прежде всего относится административно-правовой  инструментарий. Во всех -PC существуют отличающиеся друг от друга в конкретном оформлении и нюансах развитые системы хозяйственного права, создающие рамочные условия функционирования рыночной экономики и регламентирующие все важнейшие стороны хозяйствования. По уровню развития хозяйственного права PC намного превосходят другие страны.

     Важнейшим средством госрегулирования во всех развитых странах выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных («полугосударственных»), публично-правовых фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран.

     После Второй мировой войны государственные  финансы : стали активно использоваться для целенаправленного воздействия на темпы и пропорции общественного воспроизводства, сглаживания циклических колебаний. Антициклическое налоговое регулирование включаете маневрирование ставками налогов на доходы и прибыль для изменения величины инвестиций и потребительского спроса; введение (отмену) налоговых льгот и ускоренных амортизационных списаний; изменение правил и сроков выплаты налогов (например, установление предварительной выплаты налогов в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос).

     Средства  государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок. По отдельным PC государство финансирует 30–60% всех затрат на НИОКР.

     Вторым  по значению средством госрегулирования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает следующие основные элементы: а) маневрирование учетной ставкой центрального (государственного) эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взимаемого этим банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило, на 1 – 1,5 процентных пункта превышающий учетную ставку ЦБ; б) изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от своих операций и содержать на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках; в) операции на «открытом рынке», т.е. акты купли-продажи государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые ЦБ и частными банками.

     При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента, а тем самым и на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

       К средствам госрегулирования относится и государственная собственность. В первые годы после Второй мировой войны она играла сравнительно большую роль в экономике значительной части стран Западной Европы (а во Франции и Австрии – даже ведущую) и Японии, ибо временная слабость частного капитала, связанная с послевоенной разрухой, вынудила там закрыть образовавшуюся в экономике «брешь» до завершения восстановительного периода и структурной перестройки соответствующих национальных хозяйств. В США, Канаде, Австралии и Швейцарии государственная собственность всегда была на вторых, если не на третьих ролях.

     С начала 60-х гг. в странах Западной Европы и Японии наблюдается постепенное снижение роли государственной собственности. Временным масштабным исключением из этого правила была лишь мощная волна национализации, осуществленная в начале 80-х гг. по политико-идеологическим соображениям во Франции правительством социалистов (при участии коммунистов). Но с 1986 г. она сменилась реприватизацией. В целом в ходе «дерегулирования», охватившего в той или иной мере все PC, средняя для этих стран доля государственных предприятий в производстве ВВП снизилась с 9% в начале 80-х до 7% в середине 90-х гг. Причем во всех PC этот показатель ныне близок к 7%, причем государственные предприятия функционируют почти исключительно в сфере инфраструктуры (железные дороги, почтовая связь, энергетика, коммунальное хозяйство).

     Из  вышеизложенного видно, что основными  направлениями госрегулирования, выделяемыми по объектам воздействия со стороны государства, являются регулирование инвестиций, сбыта продукции и услуг, рынка труда и НИОКР. В рамках этих направлений можно выделить различные аспекты.

 

       Заключение 

      Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

      В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической  системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

      “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

      Для становления Российского государства  необходима централизованная власть, способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов.

      Особенно  вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих, социальных факторов жизнедеятельности общества в целом. На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна ответить всем потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению основных экономических задач.

      В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики.

      Однако  в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

      Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно.

      Отсутствует важная особенность системы —  ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер.

      Этот  переход, судя по всему, растягивается  на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.

      В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой перенять некоторые черты американской экономики с ее свободой предпринимательства и более сильным влиянием рынков? Подобные дебаты происходили и в России, где выдвигали предложения принять японскую, шведскую или американскую модели как пример для подражания. Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Во-вторых, для России, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ: стабилизации, либерализации и т.д.

      В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики  развиваются довольно быстрыми темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда само шведское правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Россия или

      какая-нибудь другая стран попытаются подражать  чужому примеру – это будет напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени.

      Примером  развития смешанной экономики может  служить «Шведская экономическая модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной Швеции особенно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран. Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества.

      Тогда-то и возникло понятие шведская модель «государство благосостояния». Шведы демонстрировали превосходство своей социально-политической системы, которая десятилетиями служила примером оптимальной смешанной экономики –

      процветающей  системы, в которой государство  заботится об уровне жизни каждого жителя. Рыночные отношения считались с сильным государственным регулированием, частная собственность в сфере производства преобладала, а потребление обобществлялось.

      Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями. 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение  А

     Сравнительная характеристика экономических систем 

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Масштабы  обобществления производства Обобществление  производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление  и огосударствление части хозяйства  в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая 
форма собственности
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует  государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной  и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая      -
Стимул  к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое  соревнование Факторные доходы
Основной  принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью  монополизировавшим экономику и  власть Активное государственное  регулирование национальной экономики  для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть      Нет      Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный  государством товар (наркотики)
Координация Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ в экономике  выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры  экономического поведения, и соответствующее  размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации  действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает  постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная  плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда Административное  установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату
Социальные  гарантии Социальная  незащищенность граждан в случаях  безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных  и частных фондов социального страхования и социального обеспечен

Информация о работе Типы экономических систем