Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:40, доклад
Евразийской идее как самостоятельному направлению политической философии скоро исполниться сто лет. В ряду ее зачинателей – выдающиеся люди различных профессиональных интересов: лингвист Н. С. Трубецкой, музыковед П. П. Сувчинский, экономист и географ П. Н. Савицкий, философы Г. В. Флоровский и Л. П. Карсавин, литературный критик Д. П. Святополк–Мирский, историк Г. В. Вернадский, правовед Н. Н.
Евразийской идее как самостоятельному направлению политической философии скоро исполниться сто лет. В ряду ее зачинателей – выдающиеся люди различных профессиональных интересов: лингвист Н. С. Трубецкой, музыковед П. П. Сувчинский, экономист и географ П. Н. Савицкий, философы Г. В. Флоровский и Л. П. Карсавин, литературный критик Д. П. Святополк–Мирский, историк Г. В. Вернадский, правовед Н. Н. Алексеев, историк и географ Л. Н. Гумилев и ряд других их последователей. Суть идеи заключается в том, что на территории гигантского континента Евразии сложилась особая цивилизация, соединяющая опыт Запада и Востока, но, в то же время, существенно отличающаяся как от западной либерально-демократической, так и от восточной конфуцианской культуры.
В последние годы многие политики и ученые исследуют и развивают евразийскую идею в современном мире. В марте 1994 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова выступил с инициативой создания на постсоветском пространстве Евразийского союза.
Н.А. Назарбаев хотел своей инициативой вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором оказались страны уже через два года после создания СНГ [1]. В последующие годы евразийская инициатива нашла свое практическое воплощение и развитие в предложениях руководства России и коллективных решениях по созданию
Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства. Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия образовали Таможенный союз (ТС) в 1995 г. В мае 2000 г. В.В. Путин выступил с инициативой преобразовать Таможенный союз в новую международную экономическую организацию, и на основе ТС создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Дальнейшая интеграция по решению Минского саммита стран ЕврАзЭС (2006 г.) проходила в процессе развития Таможенного союза на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта Единого экономического пространства (ЕЭП). Процесс проходил медленно, в августе 2006 г. Таможенный союз состоялся в составе лишь трех государств, готовых к этому, – Белоруссии, Казахстана и России. Затем в декабре 2010 г. на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе ЕЭП (Белоруссии, Казахстана и России). 1 июля 2011 г. на внутренних границах трех государств сняли контроль за передвижением товаров, что завершило фор-
мирование полноценной единой таможенной территории.
Следующим шагом интеграции предполагался
переход к Единому
«интеграционной четверки» через Таможенный союз к созданию Единого экономического пространства и в перспективе – Евразийского союза.
В опубликованных в 2011 году в газете «Известия» статьях руководителей Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан показаны достижения Таможенного союза трех государств и обоснованы дальнейшие этапы интеграции: формирование Единого экономического пространства с 2012 года, а с 2015 года – образование Евразийского экономического союза [2,3,4].
Евразийский союз, по мнению В.В. Путина, будет представлять собой «...модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки” между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» [2].
Сторонники данного объединения в России считают, что сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами – такими как ЕС, США, Китай, АТЭС – обеспечивать устойчивость глобального развития. Образование Евразийского союза станет стимулом к формированию своего рода центра дальнейших интеграционных процессов, поскольку он будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур – Таможенного союза и Единого экономического пространства. В Указе от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» подчеркивается, что развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на постсоветском пространстве станет ключевым направлением внешней политики Российской Федерации [5].
Отклики западных государств на геополитическую активизацию России и других постсоветских государств имеют самый разный характер. Первая группа откликов, к сожалению, носит в основном негативный и даже агрессивный характер, вызванный страхом военного и экономического усиления России и ее союзников. Так, французский журнал «Atlantico» с философским сарказмом отмечает, что «...восприятие России на Западе, по всей видимости, искажено исторической неоднозначностью этого оседлавшего Урал государства-континента, а также философско-литературными спорами славянофилов и западников в XIX веке» [6]. Из этого подхода следует, что Россия обречена находиться где-то между Востоком и Западом, не имея собственного геополитического самосознания. В нынешней ситуации китайская угроза на востоке, напирающий с юга ислам, а также сосредоточение основной массы населения в европейской части страны должны были бы подтолкнуть ее к Западу, если тот сам продемонстрирует свою добрую волю. Тем не менее, отмечает журнал «Atlantico», подобный сценарий не соответствует планам российского руководства, которое прилагает все усилия для укрепления мощи российского государства, формирует Евразийский союз на оставшемся после распада СССР ближнем зарубежье и позиционирует Россию в частности и Евразию в целом как третью страну между Азией и Западом.
Идеология и политика евразийства рождались как результат междисциплинарного диалога, и такой диалог становится вновь востребованным в наши дни, когда евразийская идея начинает воплощаться в конкретных организационно-правовых формах и межгосударственных экономических проектах Евразийского союза.
Союз России, Казахстана
и Беларуси по сравнению с другими
межгосударственными