Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:05, реферат
Целью данного реферата является анализ самоорганизации как познания различных биологических систем.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен самоорганизации.
3. Проанализировать самоорганизацию в различных биологических системах.
4.Оформить реферат и презентацию.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные положения теории самоорганизации……………………………..4
2.Самоорганизация – способность любой биологической системы…….........5
3. Механизмы самоорганизации………………………………………………..5
3.1. Протоплазматическая среда……………………………………………...6
3.2. Синтез жизненно важных веществ……………………………………..6
3.3. Митоз……………………………………………………………………...7
3.4. Полиплоидизация………………………………………………………...7
3.5.Иммунная система………………………………………………………..7
3.6. Биологические часы……………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Как и у настоящих часов, где стрелки медленно ползут по циферблату, в часах, заключенных внутри нас, есть механизмы. Только в живых часах не три стрелки (если принимать во внимание и секундную, а значительно больше. Они показывают часовые, суточные, месячные, годовые ритмы, возможно, даже жизненные. А на уровне отдельных клеток минимальные временные ритмы, возможно, укорачиваются до тысячных долей секунды.
Как же эти короткие временные ритмы передаются дальше? Где же в биологических часах второе «колесико»? Его можно рассмотреть в микроскоп, оно не так мало, как «маятник» живых часов. Роль этого колесика, по-видимому, выполняет ядро клетки. Часовым механизмом в ядре служит не генетический материал, а, скорее всего, ядерная оболочка.
Много еще в организме есть непонятных колеблющихся систем, о которых почти ничего не известно. Например, нейроны головного мозга окружены звездчатыми клетками, их называют астроглия. Так вот эти клетки совершают одно колебание в четыре минуты. Зачем такой ритм, что он отмеряет, может быть, это маятник месячных, сезонных или годовых часов? Пока не известно.
О сезонных часах мы тоже почти ничего не знаем, кроме того, что они могут включать и выключать на определенный сезон работу отдельных генов. Так, всем хорошо известно, что многие животные впадают в зимнюю спячку. Когда биологи посмотрели, что же происходит в организме спящих животных, то оказалось, что многие функции у них, вплоть до клеточных, выключены. Спит организм, и спят его клетки. Причем как спят! Ничем не разбудить. Вот возьмем, например, лягушку. Каждую зиму она, зарывшись в ил какого-нибудь пруда, переживает тяжелые студеные времена. В это время ее клетки не делятся — они отключены. Проследим это на клетках хрусталика глаза. Переднюю часть линзы глаза покрывает тонкая пленочка, на которой расположен только один слой клеток. Если этот монослой снять, то можно, как в кожице лука, наблюдать за клетками и их делением.
Люди, создавшие вокруг себя искусственный микроклимат в зимнее время, не утеряли полностью ни сезонные, ни суточные ритмы. Можно даже сказать — человек находится во власти суточных ритмов. Более 40 физиологических процессов зависит у нас от биологических часов. На протяжении суток у человека меняется температура. Самым «горячим» он бывает в 18 часов, а самым «холодным»— между 1—5 часами. Колебания температуры составляют у разных людей от 0,6 до 1,3° С. Примерно в том же ритме меняется у человека частота сердечных сокращений и кровяное давление, но в 13 часов и в 21 час оно наиболее низкое. Известно, что анализ крови делают утром. И это потому, что именно в эти часы кровоток наполняется молодыми эритроцитами, в крови максимум гемоглобина и сахара. Даже физические нагрузки человек по-разному переносит в течение суток. Самым «сильным» человек бывает с 8 часов. И сохраняет физическую активность до 12 дня, затем следует перерыв, когда человек как бы слабеет, с 12 до 14 часов, а затем с 14 до 17 часов к нему приходит новый прилив сил. Ночью — от 2 до 5 — человек наиболее «слаб». Существует целый ряд химических веществ, способных влиять на ход живых часов.
Ученые установили, что вещества, задерживающие образование информационной РНК, например антибиотик актиномицин-Д, влияют на ритмику фотосинтеза у водорослей. Спирт явно замедляет биологические часы, иногда суточные ритмы под его Влиянием сдвигаются на 5 часов. Сходно действуют папаверин и наркотин, правда, замедление ритмов от этих веществ не столь велико, как от спирта. Зная это, человек может успешно управлять своей деятельностью.
Сама природа дала исследователю прибор, который позволяет следить за временем, протекающим в живой, клетке, не внедряясь внутрь ее и сильно не нарушая взаимосвязи с другими структурами. Прибор этот — процесс деления самой клетки, или митоз. Он позволяет следить за жизненным циклом клетки, касаясь ее только световым лучом. Воздействие, конечно, есть, но оно минимально по сравнению с другими методами. Можно проследить как идет деление клетки у млекопитающих с самого начала развития.
На первый взгляд кажется несколько странным, что слон, человек, мышь и другие млекопитающие, так сильно различающиеся по размерам и по продолжительности жизни, первые шаги на жизненном пути проделывают с одинаковой скоростью. У всех развитие начинается с одной клетки. Вот и сравним, как оно идет у слона и мыши. Слон живет около 60 лет, а мышь — 2—3 года. Эмбриональное развитие у мыши составляет 21 день, а у слона жизнь до рождения длится 660 дней, почти два года. Первые стадии развития у них начинаются с одинаковой скоростью, а как по-разному заканчиваются: слоненок только рождается, а мышь к этому времени прожила почти всю свою жизнь. Может показаться, что биологическое время у мыши бежит быстрее, чем у слона, быстрее начинается деление клеток и развитие заканчивается раньше. Оказывается, это не так. И мышонок, и слоненок, если их на этой стадии можно так назвать, первые 7 дней развиваются без связи с материнским организмом через плаценту, и скорость клеточных делений при этом у них одинаковая. Но для слона 7 дней развития из 660 почти ничего не значат, а для мыши это треть всего развития в организме матери. Как надо сконцентрировать время, чтобы за оставшиеся две недели сформировался мышонок, способный жить самостоятельно, вне организма матери? Почему же в первую неделю развития биологическое время у зародышей мыши и слона идет с одинаковой скоростью?
Ученые выяснили этот вопрос. Оказалось, что в этот период у всех зародышей млекопитающих, за некоторым исключением, куда, возможно, попадает человек, биологические часы работают без генной регуляции. Настрой ритмам задают механизмы, полученные еще по время созревания яйцеклетки, а новая программа, сложившаяся после оплодотворения, молчит.
А можно ли снять тормоз
времени у взрослого организма
и заставить его жить быстрее?
Может быть, есть такие вещества,
которые концентрируют
Вся опасность в этом случае заключается в нарушении биологических часов. Ускорение обмена веществ, деление клеток должны быть гармоничными по отношению ко всему организму, нельзя, чтобы какая-то часть; или орган обгоняли по ритмике остальные части организма. Существуют способы, позволяющие ускорить обмен веществ и ритмику внутриклеточных систем за счет использования резервов, которые клетки сохраняют их в случаи опасности. Значит, если дать сигнал опасности, то клетки частично снимут временной тормоз и колебательные процессы в организме пойдут с большей скоростью. Для этого необходимо воздействовать на те или иные, которые регулируют скорость химических взаимодействий огромных биомолекул внутри клетки.
Как же можно подать клетке сигнал опасности? В процессе эволюции в клетках выработался механизм, воспринимающий продукты распада, которые получаются от страдающих по соседству клеток как сигнал опасности. Обычно молекулы, сигнализирующие об опасности, однотипны у разных организмов. Они образуются из биомолекул, в первую очередь распадающихся при вредном для организма воздействии. Получив сигнал опасности, биологические часы частично освобождают клетки от генной и гормональной опеки, и клеточные деления увеличиваются как у растений, так и у животных. Вот почему листья алоэ, находящиеся в холодильнике при 40С, содержат вещества, способные ускорить клеточные деления и обмен веществ у других организмов. Такие вещества, вырабатывающиеся в тканях животных и растений, подвергнутых неблагоприятному воздействию, назвали биогенными стимуляторами.
Современная биология продолжает стремительно накапливать экспериментальные данные, о том, что живые организмы обнаруживают такую степень устойчивости, какую вообще сложные структуры, состоящие из многих различных элементов, без сомнения, не могут иметь только на основании химических и физических законов. В этом перспектива науки.
Заключение.
В своем реферате мы рассматривали
механизмы биологической
Рассмотренный механизм иммунитета на клеточном уровне позволил представить иммунную систему в целом.
Поскольку жизнь в современном обществе ускоряет темп своего развития, мы пытались найти ответы на вопросы можно ли снять тормоз времени у взрослого организма и заставить его жить быстрее? Может быть, есть такие вещества, которые концентрируют биологическое время? В процессе изучения литературы по данному вопросу нами сделан вывод об опасности нарушения биологических часов. Ускорение обмена веществ, деление клеток должны быть гармоничными по отношению ко всему организму, нельзя, чтобы какая-то часть; или орган обгоняли по ритмике остальные части организма. Существуют способы, позволяющие ускорить обмен веществ и ритмику внутриклеточных систем за счет использования резервов, которые организм запасает на случай опасности для жизни организма.
Интерес представляет общность вопроса для многих наук и его перспективность. Она заключается том, что живые организмы обнаруживают такую степень устойчивости, какую вообще сложные структуры, состоящие из многих различных элементов, без сомнения, не могут иметь только на основании химических и физических законов. Это разрушило наши представления о всесильности генетического контроля процессов происходящих в живых организмах.
Работа в паре показала нам свои преимущества. В процессе работы мы научились согласовывать свои действия, планировать время, считаться с мнением друг друга. Тема показала взаимосвязь всего живого и неживого. Интернет показал свои широкие возможности по получению нужной информации.
Литература:
1. Alexandrova A.Y., Dugina V.B., Ivanova O.Y. et al. Scatter Factor Induces Segregation of Multicellular Cells into Several Discrete Motile Domains // Cell Motility and Cytoskeleton. 1998. Vol. 39. P. 147-158.
2.Васильев Ю.М. Социальное поведение нормальных
клеток и антисоциальное поведение опухолевых
клеток. Ч. 2. Клетки строят ткань // Соросовский
Образовательный Журнал. 1997. N 5. С.љ20-25.
3. Зубаиров Д.М. Как свертывается кровь
// Соросовский Образовательный Журнал.1997.
4. Rodionov V.I., Borisy G.G. Self-centring Activity of Cytoplasm //
Nature. 1997. Vol.386.P.170.
5. Симаков Ю.Г. Живые приборы. Издательство
«Знание». Москва. 1986
6.Уорд Р. Живые часы. Мир,1974.
7. ref@erudition.ru
8. http://spkurdyumov.narod.ru/
9. http://www.bibliopsy.ru/txt.