Вопрос о пределах биосферы
В.И. Вернадским связывается с
сохранением пределов жизни. Представления
о них претерпевают коренные
изменения буквально с каждым
новым днем развития науки.
Еще вчера мы были убеждены, что
температура кипения в 100 С невозможна
для жизни какого – либо живого существа.
Сегодня же впечатляют все новые открытия
мира термофильных организмов, обнаруженных
в вулканических жерлах, гейзерах и подводных
изменениях, для некоторых из них стоградусная
температура «холодновата» для нормального
деления клеток (размножения), они живут
и при температуре +250 С и даже при +250 С.
Есть сведения о возможности перенесения
бактериями температуры абсолютного нуля
(-273 С).
Велика пластичность жизни, но все же пределы
ее объективно существуют, и они определяют
пределы развития биосферы, ее структуру
и функции. Верхняя граница биосферы охватывает
всю тропосферу и ограничивается озоновым
слоем (23-25км), который своеобразным экраном
защищает все живое от губительного
воздействия ультрафиолетовой радиации.
Нижняя граница очень изрезана; биосфера
включает всю гидросферу суши и Мировой
океан, на материках проникает в среднем
в земную кору до глубин 16 км. Здесь
она сопрягается с областью “былых биосфер”,
- так В.И. Вернадский назвал сохранившиеся
остатки биосферы прошлых геологических
периодов. Это накопление известняков,
углей, горючих сланцев, остаточных горных
пород.
Былые биосферы – документированное
доказательство геологически вечного
развития биосферы. В большом геологическом
цикле движения вещества ископаемые
остатки биосфер прошлого выходят на дневную
поверхность, разрушаются, захватываются
живыми организмами в новые биогенные
циклы круговорота, затем снова выходят
из него и опускаются в глубокие горизонты
земной коры, где подвергаются метаморфизации,
переплавке, и где отдают запасенную в
них солнечную энергию. Так длится миллиарды
лет, сколько существует биосфера.
Возраст
биосферы приближается к геологическому
возрасту Земли как планы Солнечной системы
.
2.Представление
В. И. Вернадского
о переходе биосферы
в новое состояние
– ноосферу.
Переход
биосферы в ноосферу
Одним из наиболее интересных
вопросов с философской точки
зрения считается эволюция биосферы.
В.И. Вернадский считал объем
и вес «живого вещества» биосферы
неизменным на протяжении всей
геологической истории Земли.
Он предполагал, что в процессе
биологической эволюции менялись
только формы проявления жизни.
Много писал о больших изменениях биосферы
под влиянием деятельности человека, об
антропогенных факторах геологических
процессов. Он считал это явление новым,
наложенным на стационарное существование
биосферы.
В более поздних работах, с
середины 30-х годов, В.И. Вернадский пересмотрел
эту свою точку зрения. И пришел к выводу,
что биосфера по массе «живого вещества»,
его энергии и степени организованности
в геологической истории Земли все время
эволюционировала, изменялась, что влияние
деятельности человека явилось естественным
этапом этой эволюции и, что в результате
ее биосфера неизбежно должна коренным
образом измениться и перейти в новое
состояние.
Появление человека и влияние
его деятельности на окружающую
среду представляет собой не случайность,
не «наложенный» на естественный ход событий
процесс, а определенный закономерный
этап эволюции биосферы. Этот этап должен
привести к тому, что под влиянием научной
мысли и коллективного труда объединенного
человечества, направленных на удовлетворение
всех его материальных и духовных потребностей,
биосфера Земли должна перейти в новое
состояние, которое он предложил назвать
«ноосферой» (от греческого слова «ноос»
– разум) – сферой человеческого разума.
Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера»,
не принадлежит В.И. Вернадскому. Он возник
в 1927 году в статьях французского математика
Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных
в 1922 – 1923 годах курса лекций В.И. Вернадского
по проблемам геохимии и биогеохимии.
В.И. Вернадский начал применять термин
«ноосфера» строго в математическом смысле.
«Ноосфера» – это не отвлеченное царство
разума, а исторически неизбежная стадия
развития биосферы. Еще в 1926 году в статье
«Мысли о современном значении истории
знаний» он писал: «Созданная в течении
всего геологического времени, установившаяся
в своих равновесиях биосфера начинает
все сильнее и глубже меняться под влиянием
научной мысли человечества».
Вот эту биосферу Земли, измененную
научной мыслью и преобразованную
для удовлетворения всех потребностей
численно растущего человечества, он и
назвал впоследствии «ноосферой».
В.И. Вернадский попытался дать
ответ на вопрос о том, в
чем заключаются те реальные
условия или предпосылки образования
ноосферы, которые уже созданы или создаются
в настоящее время в ходе исторического
развития человечества. По мнению В.И.
Вернадского, основные предпосылки создания
ноосферы сводятся к следующему.
- Человечество
стало единым целым. Мировая история
охватила как единое целое весь земной
шар, совершенно покончила с уединенными,
мало зависимыми друг от друга культурными
историческими областями прошлого. Сейчас
«нет ни одного клочка Земли, где бы человек
не мог прожить, если б это было ему нужно».
- Преобразование
средств связи и обмена. Ноосфера –
это единое организованное целое, все
части которого на самых различных
уровнях гармонично связаны и действуют
согласованно друг с другом. Необходимым
условием этого является быстрая, надежная,
преодолевающая самые большие расстояния
связь между этими частями, постоянно
идущий материальный обмен между ними,
всесторонний обмен информацией.
- Открытие
новых источников энергии. Создание
ноосферы предполагает столь коренное
преобразование человеком окружающей
его природы, что ему никак не обойтись
без колоссальных количеств энергии. «В
самом конце прошлого столетия неожиданно
была открыта новая форма энергии, существование
которой предвидели немногие умы, - атомная
энергия». Это было написано еще в 30-е
годы а сейчас мы уже видим, как человечество
овладело атомной энергией и как расширяется
с каждым годом ее применение в мирных
целях..
-
Подъем благосостояния
трудящихся. Ноосфера создается разумом
и трудом народных масс.
-
Равенство всех
людей. Охватывая всю планету как целое,
ноосфера по самому своему существу не
может быть привилегией какой-либо одной
нации или расы. Она дело рук и разума всех
народов без исключения.
-
Исключение войн
из жизни общества. В наше время
война, угрожая самому существованию человечества,
встала как самое большое препятствие
на пути к ноосфере. Отсюда следует, сто
без устранения этой преграды достижение
ноосферы практически невозможно и, напротив,
уничтожение угрозы войны будет означать,
что человечество сделало крупный шаг
к созданию ноосферы.
Ноосфера, по мнению Вернадского,
- это новая геологическая оболочка
Земли, создаваемая на научных
основаниях.. «Научная мысль, -писал
он, - охватила всю планету, все
на ней находящиеся государства.
Всюду создались многочисленные
центры научной мысли и научного искания.
Это – первая основная предпосылка перехода
биосферы в ноосферу».
Ноосфера является результатом
действия слившихся в единый
поток двух величайших революционных
процессов современности: в области
научной мысли, с одной стороны, и социальных
отношений – с другой. Поэтому создание
ноосферы возможно лишь как следствие
прочного союза тех сил, которые являются
основой этих процессов, т.е. союза науки
и трудящихся масс.
Ноосфера как утопия
Основоположники учения о ноосфере
верили, что ее становление ведет
к упорядочению природной и
социальной действительности, к
более совершенным формам бытия.
Ноосфера возникает как результат
планомерного, сознательного преобразования
биосферы, ее превращения в качественно
новое состояние. Этот процесс рассматривался
как несомненное благо, несущее человечеству
разрешение трудных проблем. В.И. Вернадский
и даже Т. де Шарден связывали его с социалистической
организацией жизни людей, расширяя задачу
преодоления стихийности природы до общества.
В некоторых случаях ноосфера рассматривалась
как полное устранение зла, как всеобщая
гармония, что особенно типично для ее
космических вариантов.
Некоторые направления мысли,
близко стоявшие к учению о
ноосфере или являющиеся его
предпосылками, например, «русский
космизм», фактически вообще не
подвергаются трезвому анализу.
Критический взгляд на них
как бы свидетельствует об
отсутствии возвышенности духа.
Экологические тенденции современности,
однако, столь тревожны, что требуют
мыслить и действовать, несмотря
на теоретические стереотипы. Нужна
коренная перемена представлений
о ноогенезе. Ее исходные посылки:
учение о ноосфере с самого начала несло
в себе элементы утопии.
Под общую закономерность жизни
и смерти утопий подпадает
учение о ноосфере в той
его части, где оно действительно
утопично. Отсюда же следует, что
если на первом этапе становления
ноосферы трудно, неоправданно ожидать
критического отношения к теоретическому
выражению происходящих процессов, то
на этапе их развертывания, когда обнаруживаются
дотоле скрытые противоречия, мы обязаны
обратиться к рефлексии над теорией.
Сейчас ноосфера находится в стадии интенсивного
развития и по масштабам присущих ей процессов
соперничает с «чистой» биосферой. Появилась
угроза существованию природы в качестве
самостоятельной целостности. Между тем
отношение к ноосфере продолжает быть
преимущественно восторженным, будто
ее развитие не стоит ни в какой связи
с кризисом современной цивилизации. «По
мысли В.И. Вернадского, ноосфера – это
гармоническое соединение природы и общества.
Торжество разума и гуманизма, это слитые
воедино наука, общественное развитие
и государственная политика на благо человека,
это – мир без оружия, войн и экологических
проблем , это – мечта, цель, стоящая перед
людьми доброй воли, это – вера в великую
миссию науки и человечества, вооруженного
наукой». Подобное некритическое отношение
к ноосфере господствует и в нашем повседневном
сознании, в науке и философии.
Реальность
ноосферы
Каждый более или менее образованный
человек нашего времени, к какой
бы среде деятельности он ни был причастен,
слышал это несколько таинственное и манящее
какими-то глубинными смыслами и надеждой
слово: ноосфера. Широким сознанием
оно опознается особой новинкой ХХ века,
пожалуй, такой, как для публики прошлого
столетия была теория эволюции. Ноосфера
для второй половины нашего века – нередко
такая же премудрая и туманная знаменитость,
вызывающая некоторый трепет, как для
первой половины была теория относительности.
Суть идей Леруа и Т. де
Шардена заключалась в том, что эволюция
в человеке произвела принципиально новое
орудие своего дальнейшего развития, подготовленное
длительным процессом совершенствования
нервной системы; это особая духовно-психическая
способность, какой до того в природе
не существовало: разум рефлективного
типа, обладающий самосознанием, возможностью
глубинно познавать самого себя и мир.
Каково же действительное содержание
процессов в «области планеты,
охваченной разумной человеческой
деятельностью? Становление ноосферы
и возникновение кризисных ситуаций, угрожающих
самому существованию людского рода –
один и тот же процесс. Ноосфера как реальность
является искусственной средой, которая
теснит и подавляет ареал биологического
бытия. Формирование искусственной среды
открыло перед людьми небывалые возможности
для роста материальной обеспеченности,
комфорта и безопасности, подняло новую
ступень культурное развитие, но оно же
ведет к загрязнению воды и воздуха, опустыниванию
почвы, общей деградации естественной
среды обитания. По последствиям для человека
чрезмерное разрастание искусственного
явления оказывается сугубо противоречивым,
с неясными перспективами.
Содержание разума должно быть
нечто, что воплощаясь, дает орудие.
Так как содержание разума – термины
и их отношения, то можно сказать: орудия
– не что иное, как материализованные
термины, и потому между законами мышления
и техническими достижениями могут быть
усматриваемы постоянные параллели. Не
случайно, потребность в обновлении мировоззрения,
идеологии, психологии мы сужаем до потребности
в «новом мышлении». Духовность начали
называть менталитетом, культура сциентизируется.
Поэтому, приходится признать, подлинным
денотатом ноосферы является искусственная
реальность, образующий фактор которой,
в широком смысле слово – технология.
Основное глобальное противоречие, между
естественным и искусственным, между универсумом
природы и универсумом деятельности. Оно
существовало с момента появления человечества,
в настоящее время обострилось до критического
состояния.