Использование ИКТ в работе учителя биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:24, доклад

Описание

Современные приёмы и методы использования информационных технологий.Принципы наших уроков:
- ученик не объект, а субъект образовательного процесса;
- обучать не всех, а каждого;
- все дети разные, и надо дать возможность каждому развиваться собственной скоростью;
- интеграция наука образования – выход на уровень требований времени.
Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку Дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования.
Сегодня учителю уже недостаточно просто применять компьютер на уроке, необходимо владеть серьезными методиками и технологиями применения информационных ресурсов при обучении и воспитании.

Работа состоит из  1 файл

методы ИКТ для РМО презент.docx

— 17.91 Кб (Скачать документ)

Современные приёмы и методы использования  информационных технологий

Принципы  наших уроков:

- ученик  не объект, а субъект образовательного  процесса;

- обучать  не всех, а каждого;

- все  дети разные, и надо дать возможность  каждому развиваться собственной  скоростью;

- интеграция  наука образования – выход  на уровень требований времени.

Владение  информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать  себя любому человеку Дает возможность  и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования.  
Сегодня учителю уже недостаточно просто применять компьютер на уроке, необходимо владеть серьезными методиками и технологиями применения информационных ресурсов при обучении и воспитании.

Информационная  направленность учебного процесса в  школе в этой связи приобретает  качественно иной характер обучения и воспитания учащихся, а именно: она более всего акцентирована  на связь предмета информатики со всеми школьными предметами, на социальное, общекультурное и развивающее значение информационного образования.  
Система образования сегодня «настроена» на подготовку профессиональной

конкурентоспособной, творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности. Информационные и коммуникационные технологии, естественно входящие в  жизнь каждого человека, способствуют качественному решению этой задачи. Но только при одном и очень  важном условии: организует учебную  деятельность учащегося и управляет  ею педагог, владеющий ИКТ – компетенциями.

Компьютер как  способ и средство обучения применяется  в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как  тренажер, репетитор, в качестве моделирующего  устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для  создания раздаточного материала.  
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить такие проблемы как: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.

Применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, используется и на уроках  биологии для обеспечения единого подхода  к решению предъявляемых школ задач. Поэтому для реализации единого  подхода необходимо, чтобы учитель  умел:  
- обрабатывать текстовую,  графическую информацию для подготовки дидактических материалов;  
- создавать слайды  и демонстрировать презентацию на уроке;  
- использовать имеющиеся готовые программы;  
-применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);  
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.  
- самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

Молодежь уже  не оторвать от компьютера: эту тягу надо не пересекать, а использовать. Нужно учить грамотному, вежливому  и содержательному сетевому общению, поощрять любые попытки самостоятельных  аналитических исследований компьютерных образовательных ресурсов.

Использование ИКТ позволяет мне формировать  интеллектуальные,  исследовательские  способности учащихся.  
Используя проектное обучение – это позволит создать  условия, при которых учащиеся:  
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;  
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;  
- развивают у себя исследовательские умения (наблюдения, сбора информации, проведения эксперимента, анализ).  
Проектное обучение ориентирует на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Мною было отмечено, что значительное увеличение числа школьников, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Я стараюсь проводить уроки-проекты. Так как на изучение некоторых тем по биологии по программе отводится мало часов, работая над проектами, учащиеся имеют возможность не только более полно изучить тему, но и познакомиться с особенностями живой природы своего края.

Учащиеся  с интересом вовлекаются в  работу, что позволяет мне в  большей мере развивать мышление, творческие способности ребёнка, его интерес к окружающему миру, умения применять полученные знания и умения на практике.

 Довольно  эффективным считаю проведение  уроков-презентаций. Здесь творчество учителя безгранично: вместо одной двух таблиц можно использовать любое количество иллюстраций, изображений на экране, работа учителя с мелом и тряпкой заменяется компьютерным текстом, видеофильмами и фрагментами. С помощью компьютерной графики представляю учащимся информационные модели. Используя средства медиотеки и ресурсы Интернет, провожу некоторые самостоятельные или практические работы, используя компьютерные задания и тесты – зачётные уроки.

В своей  работе я опираюсь на умение ребят  работать с компьютером, это создание компьютерных презентаций, буклетов, веб-сайтов, работа в Интернете. Также, в своей деятельности я использую дифференцированный подход в обучение, который проявляется в подготовке разноуровневых заданий, тестов, контрольных работ. При подготовке учитываю не только уровень знаний учащихся, но и скорость усвоения разными учениками учебного материала.

На определённых уроках использую групповую технологию обучения. Уроки биологии невозможны без внедрения здоровьесберегающих технологий: проведение физкультминуток, лекций, уроков-конференций на здоровьесберегающие темы.

Использование современных педагогических технологий, творческого, самостоятельного подхода  к решению педагогических задач  позволяет мне повысить мотивацию учащихся к усвоению учебного материала по биологии, и как результат, высокое качество знаний и обученности учащихся, а также результативность участия школьников в предметных олимпиадах по биологии и экологии.

     Необходимо  также сказать  об основах проблемного  обучения 

    Проблемное  обучение - это совокупность таких  действий как организация проблемных ситуаций ,формулирование проблем ,оказание ученикам необходимой помощи в решении  проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и руководство процессом  закрепления приобретенных знаний. Следует сказать о некоторых  требованиях к системе заданий.

     1. Задания должны охватывать достаточный  объем  учебного материала

     2. Система заданий предусматривает  усвоение материала на разных  уровнях: понятия, творчество;  

     3. Дидактическая система заданий  предусматривает возможность повторения  учебного материала на разных  уровнях. 

     4. Задания должны быть интересными  для учащегося.

     5. Задания должны быть рассчитаны  на возможность их самостоятельного  выполнения учащимися.

     6. Задания предполагают сотрудничество  с другими участниками процесса.   

     7. В заданиях предусматривается  возможность контроля и самоконтроля.

     заключение

Информатизация  образовании, которая проводится в последние годы позволила увидеть и оценить отрицательные стороны использования информационных 
технологий. Школьный курс биологии и его преподавание обладает рядом существенных особенностей, которые за 
трудняют обучение и применение информационных технологий, 
Оптимальным путем для решения существующих проблем в преподавании курса 
биологии и повышения информационной культуры учителей 
может служить использование ими на уроках интерактивного 
иллюстрированного материала в виде мультимедиа презентаций, 
При всей своей простоте освоения и использования они обладают широкими возможностями для применения на уроках биологии- 
Наиболее оптимальным подходом для организации информационного наполнения  презентаций является использование принципов системной педагогики.

Цель  их применения - повысить качественный и количественный уровень усвоение материала представленного в презентациях.

     Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке  данных необходимый дидактический  материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном  варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий  для учащихся, снимает дефицит  в обеспечении школьников учебными пособиями.

     В последнее время наблюдается  массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число  информационных ресурсов по всем предметам  и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета  для самообразования учителя  и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения  англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить  и использовать при создании мультимедийных презентаций.

     Применение  информационных технологий позволило  подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны

     Использование новых информационных технологий позволяет  существенно повысить интерес детей  к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Информация о работе Использование ИКТ в работе учителя биологии