История и методы изучения клетки. Клеточная теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:52, лекция

Описание

Цель: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории и основными методами изучения клетки.

Задачи:

Образовательные:

1.Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия, световой микроскоп, электронный микроскоп, физико-химические и биохимические методы, метод культуры клеток и тканей;
2.Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
3.Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
4.Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Работа состоит из  1 файл

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ Клеточная теория.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО БИОЛОГИИ: «История и методы изучения клетки. Клеточная теория»

Цель: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории и основными методами изучения клетки.

Задачи:

Образовательные:

  1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия, световой микроскоп, электронный микроскоп, физико-химические и биохимические методы, метод культуры клеток и тканей;
  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
  3. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
  4. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Развивающие:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умение работать в группах;
  2. Сформировать навыки самостоятельной работы;
  3. Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.

Оборудование:

  • Презентация «Клеточная теория»

Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.
 
 
 
 
 

 

Этапы урока Время Ход урока
Деятельность  учителя Деятельность  уащихся
I. Оргмомент 1-2 мин.  Оргмомент Оргмомент
II. Изучение нового материала   Долгое время  свойства живых организмов изучались  на основе их макроскопического строения (видимо невооруженным взглядом).

Какие живые  организмы вы знаете? 
 
 

О том, что объединяет все живые организмы, узнали только в 17-18 веках, благодаря изобретению  микроскопа. Именно эта единица строения всех живых организмов является объектом нашего изучения. Что же это? 

Записываем в  тетради тему  История и методы изучения клетки. Клеточная теория.  
 
 

Что же такое  клетка?

 Клетка –  это структурно-функциональная единица  живого, способная к самовоспроизведению,  для которой характерны все  признаки живого.  
 

История открытия клетки

Чтобы лучше  понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».   XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. В этом же веке появилось множество естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. 

Как вы думаете, какое основное открытие 17 века позволило  впервые увидеть клетку? 

Конечно, это  изобретение микроскопа. Какой же ученый одним из первых стал использовать микроскоп и впервые сообщил  миру о существовании клетки? 

в своей работе Роберт Гук писал: «Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео  Галилею, который создал прибор по имени  «микроскоп», он помог мне увидеть  нечто весьма интересующие весь свет…  Я много работал, много препарировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!».  
 

1665 год, Роберт  Гук – впервые ввел термин «клетка», обнаружил ячеистое строение живых организмов (на срезе бузины).  

Много времени  прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это  время в биологии было наполнено  новыми открытиями, фактами и противоречиями.  

После Роберта  Гука была не мало ученых, занимавшихся исследованием клетки например: см. презентация.

М.Мальпиги и Н.Грю описали микроструктуру некоторых органов растений.

Н.Грю  ввел в науку термин «ткань» для обозначения  совокупности однородных клеток

Антоний Ван Левенгук  
(1632 – 1723) – голландский купец, подарил науке величайшие открытия.

Он  впервые открыл красные  кровяные тельца, некоторых  простейших животных, мужские половые  клетки (1632 – 1719 гг.)

Не осталась в стороне от научного прогресса  и Россия. 
В 1693 г. во время пребывания Петра I в Дельфе А.Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы

Эти демонстрации произвели  на Петра I такое большое впечатление , что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов.

В 1725 году организована Петербургская академия наук. Талантливые  мастера И.Е. Беляев, И.Кулибин изготавливали  микроскопы, в конструировании которых  принимали участие академики  Л.Эйлер,  
Ф. Эпинус.

В 1831 г. Р.Броун открыл в клеточном соке ядро – важнейшую составную часть клетки.

Русский ученый П.Ф. Горянинов 

в 1834 г. отметил в своих  исследованиях, что  все животные и  растения состоят  из соединенных  между  собой клеток  

Спустя 5 лет, в 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал в Берлине книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений.”, в которой он сформулировал клеточную теорию.

При создании клеточной  теории Т. Шванн исходил из открытия немецкого ботаника Маттиаса Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток. Подобное представление, известное как клеточная теория получило название теории Шванна-Шлейдена.

Немецкий ученый Рудольф Вихров в 1858 году доказал, что  клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию. 

И так клеточная  теория Шванна-Шлейдена:

1. Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток. 
2. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям. 
3. Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться. 
М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р. Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории: 
4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.
 

Современная клеточная теория включает следующие основные положения:

1. Клетка — элементарная единица живого, является основной структурой и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

2. Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.

3. Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.

4. В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Основной метод  изучения клетки – использование  микроскопа светового или электронного.

Для изучения химического  состава органелл клетки используют метод дифференциального центрифугирования. Для определения пространственного расположения и физических свойств молекул, входящих в состав клеточных структур, используют метод рентгеноструктурного анализа. Методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы, позволяют изучить химический состав в клетке.

Вывод: ОБЩНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ – ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ И  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ.

 
 
 
животные, растения, бактерии, грибы, лишайники. 
 
 
 
 

клетка. 
 
 
 
 
 
 
 

записывают в  тетрадь определение термина  «клетка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изобретение микроскопа.

III. Закрепление изученного материала   1. Современной клеточной теории соответствует следующее положение:

а) “клеткам присуще  мембранное строение”;

б) “клетки всех живых существ имеют ядра”;

в) “клетки бактерий и вирусов сходны по строению и  функциям”;

г) “клетки всех живых существ деляться”.

Слайд 26.

2. Клеточной  теории не соответствует положение:

а) “клетка –  элементарная единица жизни”;

б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций”;

в) “клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида””;

г) “клетки всех живых существ сходны по строению и функциям”.

Слайд 27.

3. Создателями  клеточной теории являются:

а) Ч. Дарвин и  А. Уоллес;

б) Г. Мендель  и Т. Морган;

в) Р. Гук и  Н. Грю;

г) Т. Шванн и  М. Шлейден.

Слайд 28.

4. С какой  из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX и XX столетии:

а) с развитием  микроскопии;

б) с развитием  философии;

в) с развитием  физики и химии;

г) с развитием  всех указанных направлений.

Слайд 29.

5. О единстве  органического мира свидетельствует:

а) связь организмов со средой;

б) сходство живой  и неживой природы;

в) наличие разных уровней организации живой природы;

г) клеточное  строение организмов всех царств живой  природы.

Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – с, 5 – г.

 
IV. Д/З      

Информация о работе История и методы изучения клетки. Клеточная теория