Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:52, лекция
Цель: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории и основными методами изучения клетки.
Задачи:
Образовательные:
1.Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия, световой микроскоп, электронный микроскоп, физико-химические и биохимические методы, метод культуры клеток и тканей;
2.Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
3.Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
4.Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).
Цель: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории и основными методами изучения клетки.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Методы и методические приемы:
Этапы урока | Время | Ход урока | |
Деятельность учителя | Деятельность уащихся | ||
I. Оргмомент | 1-2 мин. | Оргмомент | Оргмомент |
II. Изучение нового материала | Долгое время
свойства живых организмов изучались
на основе их макроскопического строения
(видимо невооруженным взглядом).
Какие живые
организмы вы знаете? О том, что объединяет
все живые организмы, узнали только
в 17-18 веках, благодаря изобретению
микроскопа. Именно эта единица строения
всех живых организмов является объектом
нашего изучения. Что же это? Записываем в
тетради тему История и методы
изучения клетки. Клеточная теория. Что же такое клетка? Клетка –
это структурно-функциональная История открытия клетки Чтобы лучше
понять это, давайте вернёмся мысленно
и зрительно в те далёкие времена, когда
люди впервые произнесли слово «клетка».
XVII век – это времена, когда люди обращаются
к природе, видя в ней истоки жизни. В этом
же веке появилось множество естествоиспытателей,
которые пытались проникнуть в самые сокровенные
тайны природы. Как вы думаете,
какое основное открытие 17 века позволило
впервые увидеть клетку? Конечно, это
изобретение микроскопа. Какой же
ученый одним из первых стал использовать
микроскоп и впервые сообщил
миру о существовании клетки? в своей работе
Роберт Гук писал: «Весьма благодарен
я этому итальянцу Галилео
Галилею, который создал прибор по имени
«микроскоп», он помог мне увидеть
нечто весьма интересующие весь свет…
Я много работал, много препарировал
и везде: на сердцевине бузины, на стебле
камыша, на пробке любого другого дерева
под микроскопом я увидел целулы (ячейки),
которые выстроились более или менее плотными
рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота
и вечная гармония природы!». 1665 год, Роберт
Гук – впервые ввел термин «клетка»,
обнаружил ячеистое строение живых организмов
(на срезе бузины). Много времени
прошло с тех пор, отшумел XVII век,
на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это
время в биологии было наполнено
новыми открытиями, фактами и противоречиями. После Роберта Гука была не мало ученых, занимавшихся исследованием клетки например: см. презентация. М.Мальпиги и Н.Грю описали микроструктуру некоторых органов растений. Н.Грю ввел в науку термин «ткань» для обозначения совокупности однородных клеток Антоний
Ван Левенгук Он впервые открыл красные кровяные тельца, некоторых простейших животных, мужские половые клетки (1632 – 1719 гг.) Не осталась
в стороне от научного прогресса
и Россия. Эти демонстрации произвели на Петра I такое большое впечатление , что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов. В 1725 году организована
Петербургская академия наук. Талантливые
мастера И.Е. Беляев, И.Кулибин изготавливали
микроскопы, в конструировании которых
принимали участие академики
Л.Эйлер, В 1831 г. Р.Броун открыл в клеточном соке ядро – важнейшую составную часть клетки. Русский ученый П.Ф. Горянинов в 1834
г. отметил в своих
исследованиях, что
все животные и
растения состоят
из соединенных между
собой клеток Спустя 5 лет, в 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал в Берлине книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений.”, в которой он сформулировал клеточную теорию. При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия немецкого ботаника Маттиаса Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток. Подобное представление, известное как клеточная теория получило название теории Шванна-Шлейдена. Немецкий ученый
Рудольф Вихров в 1858 году доказал, что
клетки возникают из клеток путем размножения,
что дополнило клеточную теорию. И так клеточная теория Шванна-Шлейдена: 1. Все живые существа,
от одноклеточных до крупных растительных
и животных организмов, состоят из клеток. Современная клеточная теория включает следующие основные положения: 1. Клетка — элементарная единица живого, является основной структурой и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. 2. Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки. 4. В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции. Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного. Для изучения химического состава органелл клетки используют метод дифференциального центрифугирования. Для определения пространственного расположения и физических свойств молекул, входящих в состав клеточных структур, используют метод рентгеноструктурного анализа. Методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы, позволяют изучить химический состав в клетке. Вывод: ОБЩНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ – ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ. |
животные, растения, бактерии, грибы, лишайники. клетка. записывают в
тетрадь определение термина
«клетка». Изобретение микроскопа. | |
III. Закрепление изученного материала | 1. Современной
клеточной теории соответствует следующее
положение:
а) “клеткам присуще мембранное строение”; б) “клетки всех живых существ имеют ядра”; в) “клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям”; г) “клетки всех живых существ деляться”. Слайд 26. 2. Клеточной
теории не соответствует а) “клетка – элементарная единица жизни”; б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций”; в) “клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида””; г) “клетки всех живых существ сходны по строению и функциям”. Слайд 27. 3. Создателями клеточной теории являются: а) Ч. Дарвин и А. Уоллес; б) Г. Мендель и Т. Морган; в) Р. Гук и Н. Грю; г) Т. Шванн и М. Шлейден. Слайд 28. 4. С какой из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX и XX столетии: а) с развитием микроскопии; б) с развитием философии; в) с развитием физики и химии; г) с развитием всех указанных направлений. Слайд 29. 5. О единстве
органического мира а) связь организмов со средой; б) сходство живой и неживой природы; в) наличие разных
уровней организации живой г) клеточное строение организмов всех царств живой природы. Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – с, 5 – г. |
||
IV. Д/З |
Информация о работе История и методы изучения клетки. Клеточная теория