Экономико – географическая характеристика Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:21, реферат

Описание

В данной работе решены такие задачи как: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Экономико – географическая характеристика Дальневосточного экономического района …………………………………………………...
5
2. Природно – ресурсный и трудовой потенциал Дальневосточного экономического района …………………………………………………...
7
3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка………………. 10
4. Хабаровский край……………………………………………………......... 12
Заключение………………………………………………………………… 20
Список используемых источников………………………………………. 23

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика. Контрольная работа..doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка

Численность населения Дальнего Востока - 6,4 млн. человек на 2009 г. Городское население составляет около 76 %. Дальний Восток - самый малонаселенный район страны. Средняя плотность 1,1 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокой плотностью - 12,1 человек - выделяется Приморский край. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3 - 0,8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь также украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи и большая группа коренных народностей - коряки, ительмены, эвенки, алеуты, чукчи, эскимосы.

Освоение Дальнего Востока в период индустриализации и непродуманная при этом национальная политика вызвали острые демографические проблемы. Разрушение среды обитания малочисленных народов поставило их на грань вымирания. Поэтому в настоящее время стоит задача всемерного содействия возрождению среды обитания этих народов, создания благоприятных социальных условий для их нормальной жизни и возрождения традиций. Как и в других районах России, на Дальнем Востоке в начальный период становления рынка возникла проблема занятости, появились безработные, что связано в первую очередь с конверсией оборонного комплекса. Обострились социальные проблемы.

Уровень жизни населения на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический район уступает большинству районов России. Долгое время держится высокий уровень безработицы. Продолжительность жизни населения ниже на 4-5 лет, а у коренных жителей на 8-10 лет, чем в среднем по России из-за суровых климатических условий. Детская заболеваемость в северных территориях в 2-2,5 раза превышает аналогичные показатели в среднем по России. С каждым годом снижается рождаемость и увеличивается смертность, что ведет к обострению демографических проблем.

В регионе ощущается большая нехватка больниц, поликлиник, высококвалифицированного медицинского персонала и необходимого оборудования. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных районах, где местное население вынуждено преодолевать большие расстояния до районных и областных центров в необходимости медицинской помощи.

Аналогичная ситуация и в сфере образования. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

Повсеместно не хватает директоров, бухгалтеров, экономистов, инженеров, механиков, учителей в школах и врачей в медицинских учреждениях. Человек на Дальнем Востоке везде, а на Севере в особенности, является в основном «государственным человеком». Это связано с массовым огосударствлением экономики региона в прошлом, развитием ее под эгидой приоритетности решения политических задач. И сегодня положение человека сохраняется таким же. Государственный бюджет остается существенным источником доходов населения, а в процессе реформы его значение еще более усилилось.

На Дальнем Востоке имеются благоприятные условия для развития рекреационного обслуживания: развития туризма, санаторно-курортного лечения. Но в настоящее время данная сфера не получила должного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Хабаровский край

 Численность населения автономного округа составляет 1420,2 тыс. человек. На 1000 мужчин приходится 1082 женщины. Удельный вес городского населения 80,5%. Доля сельского населения - 19,5%. Численность экономически активного населения составляет 761 тыс. человек. Численность занятых в экономике 721,3 тыс. человек. Уровень безработицы по методологии МОТ – 5,7%. Число лиц старше трудоспособного возраста - 17,1%, моложе трудоспособного возраста - 16,8%.

Коэффициент естественного прироста отрицательный и составляет - 5,4 человек на 1000 населения. Коэффициент миграционного прироста составляет - 2,2 человек на 10000 населения.

Основные природные ресурсы Хабаровского края - минеральные, лесные и водные ресурсы.

В пределах Хабаровского края добывается золото, платина и серебро; их запасы на коренных месторождениях позволяют обеспечить устойчивую добычу драгоценных металлов на перспективу. Разведаны семь крупных оловорудных районов. Добыча и обогащение оловянных руд ведется в Комсомольском и Хингано-Олонойском рудных районах. Руды месторождений комплексные, содержат промышленные концентрации меди, серебра, вольфрама, висмута.

Запасы нефти и газа на территории края оцениваются в 500 млн. т. Запасы железной руды сосредоточены в двух районах: Джуджурском и Удско-Селемджинском.

Открыты месторождения марганцевых, апатитовых, алунитовых, хромитовых и других руд, часто сопровождаемые попутными элементами (железо, титан, медь, серебро, ванадий, висмут, вольфрам, индий). Разведаны и эксплуатируются месторождения термальных и питьевых минеральных вод.

Общая площадь лесного фонда в крае по данным 2002 года составляет 75,5 млн. га, из нее покрыто лесом 52,1 млн. га. Общий запас древесины на корню в Хабаровском крае составляет 5,2 млрд. куб. метров.

В крае насчитывается 29 видов охотничьих животных и около 70 видов птиц. Основными объектами промысла являются копытные (лось, изюбр, косуля и др.), пушные (соболь, белка, колонок и др.), бурый медведь. Хабаровский край богат рыбными ресурсами. Основными объектами промысла являются минтай, сельдь, лососевые и другие виды рыб, различные морепродукты - камчатский краб, краб-стригун опилио, гребенчатая и северная креветки, кальмары и др.

Валовой региональный продукт Хабаровского края в 2004 году составил 135,1 млрд. руб. По среднедушевому показателю ВРП регион занимает 25 место среди субъектов Российской Федерации (95,1 тыс. руб. на человека). Ведущее место в экономике края занимает промышленность, составляя 29,2% ВРП региона. На долю транспорта и связи приходится 16,1%, торговля и общественное питание составляют 10,9%, строительство – 7,8%, сельское хозяйство – 3,6%.

Промышленность занимает ведущее место в экономике края, на ее долю приходится более 20% от общей численности занятых в экономике края. Промышленное производство обеспечивает основную долю налоговых платежей и других поступлений в бюджет края. В структуре экономики региона значительное место занимают энергоемкие отрасли, обширный комплекс разнообразных предприятий социальной сферы.

Основу промышленного производства Хабаровского края составляет машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная и черная металлургия. Развиты также топливная промышленность и промышленность строительных материалов.

Машиностроение и металлообработка. По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу машиностроение является ведущей отраслью промышленности края. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 27,7%. Основными подотраслями в машиностроении являются оборонное и гражданское судостроение и самолетостроение, производство электротехнической кабельной продукции, станков, дизелей и дизель-генераторов, литейного, подъемно-транспортного и энергетического оборудования.

Электроэнергетика. Доля энергетической отрасли в промышленном производстве составляет 15,6%. Основным производителем электрической и тепловой энергии является ОАО «Хабаровскэнерго». Специфика энергетики края в том, что при наличии громадных гидроресурсов основными источниками энергии являются ТЭЦ, работающие на привозном топливе. Регион является энергодефицитным.

Пищевая промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 13,5%. Предприятиями рыбной отрасли ежегодно добывается около 140 тыс. т различных видов рыбы и морепродуктов. Пищевая промышленность края представлена основными подотраслями - пищевкусовой, мясной и молочной, рыбной, мукомольно-крупяной и комбикормовой, а также тринадцатью вспомогательными, объединяющими в своем составе около 400 предприятий всех форм собственности.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Одной из приоритетных составляющих экономики края является лесопромышленная деятельность. Удельный вес лесной промышленности в общем объеме промышленной продукции составляет 13,3%. В лесной и деревообрабатывающей промышленности края действует более 400 предприятий. Хабаровский край занимает третье место среди регионов России по производству деловой древесины и первое место в Дальневосточном Федеральном округе. Свыше 90% продукции отрасли идет на экспорт. Преобладающим товаром в экспортируемой из края лесопродукции остаются необработанные лесоматериалы.

Черная металлургия. Доля отрасли в объеме промышленной продукции составляет 7,3%. Основу металлургического комплекса г. Комсомольска-на-Амуре составляют ОАО «Амурметалл» (выпускает сталь в электроплавильных печах с розливом на машинах непрерывного литья, заготовки, из которых на непрерывном мелкосортно-проволочном стане производятся арматура и катанка в бунтах, производит уголки стальные горячекатаные равнополочные, шестигранный прокат, листовой прокат) и ОАО «Амурсталь-профиль» (дорожные ограждения, трубы, гнутые профили).

Цветная металлургия. Хабаровский край входит в число трех основных золотодобывающих регионов России. Также добываются значительные объемы платины и серебра, производятся оловянные и медные концентраты. Цветная металлургия относится к числу отраслей, играющих приоритетную роль в экономике края, удельный вес в общем объеме промышленной продукции составляет 13%, обеспечивая 18% поступлений в бюджет края.

Добыча золота и платины составляет основу горнорудной промышленности Хабаровского края. Хабаровский край по объему добычи золота входит в пятерку среди золотодобывающих регионов России. Основные перспективы развития горнодобывающей отрасли Хабаровского края связаны с освоением рудных месторождений.

Хабаровский край является одним из крупнейших производителей оловянных концентратов. Кроме олова в крае добывается медь. Менее изучены проявления молибдена, никеля, свинца и других цветных металлов.

Топливная промышленность. Основным топливом для электростанций являются бурые и каменные угли, топочный мазут и природный газ. В крае расположены два нефтеперерабатывающих завода - в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.

В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.

Железнодорожный транспорт играет главную роль в грузовых перевозках на территории региона. По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы страны — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.

Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием - 4,8 тысячи км.

Основным морским портом Хабаровского края является ОАО "Ванинский морской торговый порт". Круглогодичная работа порта обеспечивается ледокольным флотом. Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) — более 3,2 тысяч км.

Международный аэропорт в Хабаровске является крупнейшей воздушной гаванью на Дальнем Востоке и способен принимать воздушные суда всех типов. Особое значение аэропорт имеет как пункт пересечения 2х мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Северную Америку со странами АТР, и Японию с Европой.

 Сельскохозяйственное производство Хабаровского края развивается в сложных природно-климатических условиях. Более 30% пахотных земель занимают мелиорированные земли. Освоение новых, а также содержание освоенных земель требуют больших материальных затрат. Сельскохозяйственное производство ведется на всей территории, но основные его объемы сконцентрированы на юге края.

Сельскохозяйственные угодья составляют 261,1 тыс. га, из них пашня – 96,7 тыс. га, Оленьи пастбища занимают более 20% всех земель края. В крае выращивают пшеницу, ячмень, овес, сою, картофель и овощи, кормовые культуры, плоды и ягоды. Животноводство имеет мясомолочное направление. Развиты оленеводство (на севере края), звероводство и охотничий промысел.

Социально-экономическая ситуация в Хабаровском крае характеризуется следующим комплексом проблем.

1. Проблемы развития энергетической инфраструктуры:

-   неудовлетворительная структура топливно-энергетического баланса, предопределяющая высокие затраты на производство энергоносителей, как следствие – высокая стоимость электро- и теплоэнергии;

-   высокая степень физического и морального износа генерирующих мощностей, что снижает степень устойчивости и безопасности функционирования энергосистемы;

-   неудовлетворительное состояние значительного числа объектов малой энергетики.

2. Проблемы развития производства товаров и услуг:

-   недостаточно эффективное использование природных ресурсов, что выражается в сырьевой направленности производств, экспорта товаров;

-   низкая загрузка мощностей предприятий оборонного комплекса заказами на производство продукции оборонного характера;

-   низкая конкурентоспособность, техническая и технологическая отсталость продукции гражданского машиностроения;

-   недостаточные инвестиции в обрабатывающие отрасли, направляемые на развитие, диверсификацию, модернизацию производств;

-   недостаточное развитие малого предпринимательства.

3. Проблемы развития транспортной инфраструктуры:

-   недостаточно развитая сеть автодорог, низкие темпы их строительства, недостаточные объемы инвестиций в автодорожное строительство и содержание дорожной сети;

-   проблемы развития местных авиалиний, недостаток инвестиций на модернизацию аэропортов, систем аэронавигации, обновление парка воздушных судов;

-   недостаточное использование транзитных функций железнодорожного транспорта в перевозках международных грузов, контейнерных перевозок;

Информация о работе Экономико – географическая характеристика Дальневосточного экономического района