Класс Млекопитающих, или Звери(Mammalia)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:53, реферат

Описание

Передвигаются с места на место в поисках сезонных источников питания. Многие грызуны и даже некоторые крупные животные (бурый медведь) могут выжить в суровых зимних условиях, впадая в спячку. У некоторых зверей нет ясно выраженных приспособлений к жизни в какой-либо определенной среде и они обитают в разнообразной обстановке. Так обыкновенная лисица распространена в леса, степях, пустынях, и в горных районах, а волки кроме этого встречаются в даже тундре. Цель - познакомиться с многообразием животных класса Млекопитающих

Работа состоит из  1 файл

доклад о млек..docx

— 69.57 Кб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное учреждение

Красноообская средняя образовательная школа  № 1

 

 

Реферат по теме:

Класс Млекопитающих, или Звери(Mammalia)




 

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнил: МАНЖОС ВИКТОР,

                                                                                                             Учащийся 7 «в» класса

 

 

 

 

п. Краснообск, 2010 

ВВЕДЕНИЕ

     Млекопитающие, или Звери - это самые крупные животные на земле, которые достигли господствующего положения с тех пор, как вымерли динозавры, и являются одной из самых больших групп в царстве животных. Известно более 4 тысяч видов зверей, распространенных по всему земному шару и освоивших все среды обитания. Внешний облик и размеры их очень разнообразны: от 4 см длинны при массе 1.2 г (карликовая белозубка из насекомоядных) до 33 м при массе 150 т (голубой кит). Своим широким распространением они обязаны двум основным фактором- теплокровности, которая позволяет им жить и размножаться независимо от температуры окружающей среды, и их умению вскармливать детенышей и ухаживать за ними. Разнообразие питания Млекопитающих развилось таким образом, чтобы полнее использовать пищевые запасы Земли. Например: ночные и дневные виды сосуществуют в одной и той же эко системе, что позволяет более полно использовать среду обитания, чем если бы они соперничали за пищу и пространство в одно и тоже время. Мигрирующие животные, такие как африканские антилопы и зебры. Передвигаются с места на место в поисках сезонных источников питания. Многие грызуны и даже некоторые крупные животные (бурый медведь) могут выжить в суровых зимних условиях, впадая в спячку. У некоторых зверей нет ясно выраженных приспособлений к жизни в какой-либо определенной среде и они обитают в разнообразной обстановке. Так обыкновенная лисица распространена в леса, степях, пустынях, и в горных районах, а волки кроме этого встречаются в даже тундре.

Цель - познакомиться с многообразием животных класса Млекопитающих

Задачи:

    • Рассмотреть характерные черты Млекопитающих;
    • Познакомиться с экологическими группами Млекопитающих.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Характерные черты Млекопитающих

  1. Тело подразделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему оно приподнято над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью. У гепарда, например, она достигает 110 км/ч.
  2. Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрытая волосяным покровам, хорошо удерживающим вырабатываемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.
  3. Мозговой отдел черепа крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.
  4. Мускулатура представлена сложной системой дифференцированных мышц. Имеется грудобрюшная мышечная перегородка — диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также различную лицевую мимику. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.
  5. Пищеварительная система сильно дифференцирована. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные.
  6. Органы дыхания —легкие — имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярного строения, благодаря которому дыхательная поверхность превосходит поверхность тела в 50 раз и более. В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма.
  7. Сердце четырехкамерное, как и у птиц. Имеется левая дуга аорты. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью. Сильно развито губчатое вещество костей, красный костный мозг которого является кроветворным органом. Кроме того, кровь обладает большой кислородной емкостью в связи с наличием дыхательного пигмента — гемоглобина
  8. Головной мозг, как и у всех позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно велики размеры больших полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), и мозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирующим работу других отделов мозга и всего организма. Формы поведения сложные.  
  9. Органы обоняния, слуха, зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным легко ориентироваться в среде обитания.
  10. Органы выделения - тазовые почки.
  11. Млекопитающие - раздельнополые животные с внутренним оплодотворением. Им характерно живорождение и вскармливание новорожденных молоком.

Экологические группы Млекопитающих

     Млекопитающие приспособились к жизни в наземной, почвенной, водной и воздушных средах обитания. В различных природно-климатических зонах они населяют леса, луга, степи, степи. Живут по берегам водоемов, в реках, озерах, морях и океанах. Некоторые освоили воздушную среду, многие ведут роющий образ жизни.

     Млекопитающие образовали  несколько экологических групп  с характерными чертами строения, жизнедеятельности, поведения.

1.Типично наземные млекопитающие населяют леса и открытые пространства. Они имеют сильное тело, хорошо развитую мускулистую шею, высокие конечности. Передвигаются ходьбой, бегом и прыганьем. Среди них различают растительноядных (олени, лошади, антилопы, жирафы, слоны), хищных (волки львы, тигры, рыси) и прыгающих (кенгуру, заяц, тушканчик).

2.Наземно-древесные млекопитающие живут в лесах, связаны с древесно-кустарниковой растительностью. Они устраивают гнезда на деревьях , а кормятся как на земле так и на деревьях. У этих зверей вытянутое, гибкое тело. Укороченные конечности вместе с когтями (лесная куница, соболь, белка, бурундук). У многих мелких наземно-древесных видов хорошо развит хвост с длинными остистыми волосками, что способствует планирующим прыжкам (белка).

3.Подземные звери- сравнительно немногочисленная группа, приспособленная к роющему образу жизни. Почти все время они проводят под землей, редко появляясь на поверхности. Тело землероев короткое, без ясно выраженной шеи. Мех короткий, густой, без ворса, бархатистый. Ноги короткие с сильной мускулатурой и большими когтями. Ушные раковины и хвост редуцированны. Зрение плохо развито, глаза небольшие, у некоторых они скрыты под кожей. Хорошо развиты у них обоняние и осязание. Способ прокладывания подземных ходов у разных видов различен. Кроты роют большими, вывернуты наружу передними лапами. У слепышей лапы слабые, роют они резцами нижней челюсти, а лапами лишь выбрасывают землю. Система нор у этих животных очень сложная, но только не большая часть их собственно жилищем, а остальная- ходами, образовавшимися при отыскивании пищи.

4.Водные и околоводные млекопитающие. Типичными из них, полностью утратившими связь с землей являются китообразными. Тело их имеет обтекаемую рыбообразную форму, голова сливается с туловищем, шейные отделы отсутствуют. Основным органом движения служит хвостовой плавник, расположенный (в отличие от рыб) в горизонтальной плоскости. Передние конечности вида изменены в ласты и выполняют роль рулей, задние конечности редуцированны полностью, исчезли ушные раковины закрыт наружный слуховой проход, носовые отверстия закрываются клапанами. Отсутствует шерстный покров. Хорошо развит подкожный жир, который обеспечивает изоляцию. Большую часть жизни проводят в воде ластоногие, однако они не утратили связи с сушей. Размножаются только вне водной среды- на льдах или на берегу. У ластоногих две пары ластов. Шерстный покров редуцирован, хотя детеныши рождаются покрытыми густым мехом.

Хорошо известны полуводные грызуны: утконос, бобр, выдра, ондатра и д.р. Их конечности снабжены плавательными  перепонками. Функцию руля в воде выполняет хвост. Шерстный покров хорошо развит, имеет густой теплый подшерсток. За шерстью зверьки тщательно  ухаживают: разбирают, расчесывают, смазывают  жирным секретом кожных желез. В воде они прекрасно плавают и ныряют, свободно перемещаются по суше, хотя в  скорости заметно уступают типичным наземным зверям.      Важно подчеркнуть, что среди современных зверей можно найти весь ряд переходов от наземных через околоводных и полуводных до полностью водных форм.

5. Летающие млекопитающие в полной мере освоили воздушную среду. К этой группе относятся представители отряда рукокрылых. Передние конечности у летучих мышей превратились в гибкие и длинные крылья, в которых натянута перепонка между костями кисти передней конечности, туловищем, задней конечностью и даже хвостом. У быстро летающих зверьков, на пример у рыжей вечерницы, крылья длинные и узкие; у медленно летающих ушанов- широкие и тупые. В связи с полетом сильно развиты грудные мышцы. Летучие мыши не только добывают насекомых в воздухе, но, как и птицы, на зимовку улетают в теплые районы. У всех рукокрылых хорошо развиты ушные раковины: они улавливают отраженные от предметов издаваемые в полете зверьками ультра звуки, которые помогают ориентироваться и даже в темноте находить пищу.

     Ученных издавна интересовала  способность рукокрылых ориентироваться  в темноте: ослепленные летучие мыши во время полета не только не натыкались на ветки деревьев, но и успешно охотились наравне со зрячими. Однако, если летучей мыши закрыть не глаза а ушные раковины и рот, она не делает даже попыток подняться в воздух.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, несмотря на сравнительно небольшое видовое разнообразие, млекопитающие играют исключительную роль в природных биоценозах. Это определяется высоким уровнем процессов жизнедеятельности, а также большой подвижностью. Млекопитающие — основные составляющие цепей и сетей питания разнообразнейших биоценозов. Их пищевая деятельность способствует ускорению биологического круговорота веществ и преобразованию ландшафтов. Так, широкое распространение в Северной Америке получил «бобровый ландшафт». Сурки в горных степях неузнаваемо преображают их облик, копытные в саваннах обеспечивают существование устойчивых и очень продуктивных растительных сообществ. Млекопитающие, вступая в сложные взаимосвязи с растительностью, другими животными, почвой, являются существенным фактором средообразования.

Большое число видов млекопитающих  необходимо и полезно для человека. Они являются поставщиками пищи, пушнины, технического и лекарственного сырья, источником дл.я одомашнивания и  хранителями генетического фонда  для улучшения пород домашних животных. Вместе с тем многие виды млекопитающих, в частности грызуны, наносят большой вред народному хозяйству, уничтожая и повреждая культурные растения и разные виды сельскохозяйственной продукции. Они являются переносчиками ряда опасных инфекционных заболеваний человеку и домашних животных. Хищные млекопитающие (волки) нередко наносят ощутимый ущерб животноводству, нападая на домашний скот.

Чрезмерная эксплуатация многих видов  промысловых млекопитающих, преобразование и загрязнение естественных биогеоценозов  в ходе хозяйственной деятельности человека явились причиной резкого снижения численности многих видов. Угроза исчезновения с лика планеты нависла над многими десятками видов в нашей стране. Во второе издание Красной книги Беларуси, вышедшее в 1993 г., дополнительно включены 6 видов, млекопитающих при общем количестве охраняемых видов, равном 14.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Константинов В.М. и др. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. Проф. В.М.Константинова.-2-еизд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2004.-304с.

2. http://sbio.info/page.php?id=135

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/2812/

4. http://www.berl.ru/article/2z2/

5. http://www.rol.ru/news/nature/animals/info/zveri.htm

6. http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=148

7. http://www.apus.ru/site.xp/052054053.html

 

 

 


Информация о работе Класс Млекопитающих, или Звери(Mammalia)