Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:43, лекция
Цель урока:
-актуализировать личностный смысл учащихся к теме урока
-создать содержательные организационные условия для развития у школьников умения анализировать учебный текст модулей и текст учебника
-обеспечить развития у школьников умений сравнивать, выделять главное и классифицировать познавательные объекты ( растительную , животную клетку и т, д )
-содействовать развитию у школьников умений использовать научный метод наблюдения
-обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Полякова Д О Технология модульного обучения.
(Урок изучения нового материала)
Тема: Клеточная теория строения организмов
Цель урока:
-актуализировать личностный смысл учащихся к теме урока
-создать содержательные организационные условия для развития у школьников умения анализировать учебный текст модулей и текст учебника
-обеспечить
развития у школьников умений
сравнивать, выделять главное и
классифицировать
-содействовать развитию у школьников умений использовать научный метод наблюдения
-обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Оборудование: Микроскоп, микропрепараты кожицы лука и клеток животных тканей; таблицы : « строение растительной клетки » ; портреты ученых : А.В. Левшук , Р.Гук , Т.Шванн , М.Шлейдан , Р.Вихров , К.Бер; фотография среза пробкового дерева под микроскопом ; схемы : «функции клеток» , «основные положения клеточной теории» , «современные методы изучения клеток» .
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
В начале урока учитель ставит задачи перед учащимися:
1. Обобщить знания о животной и растительной клетки.
2. Познакомится с историей изучения клетки и историей создания клеточной теории.
3. Научится использовать полученные знания для доказательства материалистического единства органического мира.
На основе имеющихся у учащихся знаний учитель предлагает заполнить таблицу I колонку приложение 1.
После окончания работы с таблицей и выяснения знания учащихся учитель объявляет тему и цель урока.
-Тема урока:
«Клеточная теория строения
2. Изучение нового материала
1. Учитель предоставляет слово учащемуся с докладом по теме «История изучения клетки».
2. Учитель предлагает учащимся приступить к выполнению задания модуля №1 (приложения №2)
3. После окончания работы с модулем двое учащихся разыгрывают сценку результатами которой является выдвижение гипотезы: «Ткани животного и растений состоят из клеток».
4. Для подтверждения гипотезы проводят лабораторный эксперимент (приложение №3).
5. Далее осуществляется работа с модулем №2 , №3 , №4 ,№5 (приложение №2).
6. Прежде чем преступить к работе с модулем №6 (Приложения №2) учащимся предлагается ответить на вопрос : Что находится в черном ящике, если известно, что это предположительно прибор позволивший открыть клетку?
Ребята отвечают, что это микроскоп и приступают к знакомству современными методами изучения клеток.
7. Для завершения
работы по изучению нового материала учитель
предлагает учащимся вернуться к приложению
№1 и заполнить вторую часть таблицы: «Что
я узнал нового о клетке?». Затем учащиеся
зачитывают вслух вторую колонку таблицы.
3. Закрепление изученного материала
Закрепление изученной темы и оценка результатов проводится с помощью листа контроля знаний (приложение №4).
С целью закрепления
изученного материала, учащимся предлагается
Следующее задание: Пользуясь учебником
”Общая биология” под редакцией В.Б. Захарова
С.Г. Мамонтова, И.И. Сонина стр. 179-181 составить
вопрос. Записать вопрос на карточке, обменяться
карточкой с соседом по парте, ответить
на вопрос соседа. Обменявшись карточками
ещё раз проверить и оценить ответ товарища.
(Смотреть приложение №4, модуль №1)
4.
Рефлексия
Чтобы оценить свой уровень знаний, полученный на уроке, психологическое состояние и работу на уроке, учащимся прилагается
Выполнить задание
модуль №2 и №3 (см приложение №4). После
выполнения задания ученики осуществляют
самоконтроль (пр. №5) и оценивают себя.
5. Домашнее задание
Модуль №4 приложение
№4
Памятка для учителя
1. Работа с
модулями осуществляется
для учащихся (приложение №2).
2. Все письменные задания учащиеся выполняют в рабочих тетрадях.
3. На самостоятельную работу с модулями (прил. №2) отводится 4-5 мин.
4. По окончанию
работы с каждым модулем
5. Завершающей частью каждого этапа урока может служить рефлексия по принципу “Светофора”.
6. При работе
с листом контроля (прил. №4), модуль
1, учащимся заранее раздают
7. Для контроля знаний учащимся на выбор предлагается 2а теста разного уровня сложности (модуль №2, прил. №4).I уровень сложности, оцененный в 8 баллов – более простой и максимальная оценка за решение этого теста может быть “хорошо”; второй тест более сложный, требует больших знаний и максимальна оценка за правильное решение этого теста “отлично”. На работу с тестом отводится 10 минут. Затем учащиеся самостоятельно проверяют свои ответы, пользуясь образцом правильных ответов (приложение №5) и выставляют количество набранных балов.
8. Общая оценка учащегося складывается из оценок полученных во время фронтальных бесед, оценки за карточку, поставленной одноклассником, и оценки по результатам теста.
9. В завершении урока учащимся предлагается зарисовать один из трех рисунков модуль 3 (приложение №4), который наглядно демонстрирует их психологическое состояние на уроке.
10. Домашнее задание
учащиеся записывают в рабочую тетрадь
(или дневник), пользуясь модулем №4 (приложение
№4)
модуля |
Методическое
руководство по
обучению |
Учебный текст |
Модуль 1 |
Выслушайте выступление докладчиков об истории изучения клетки. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о вкладе ученых в изучении этого вопроса запишите, его в тетрадь. | Роберт
Гук - английский
ученый-физик, рассматривал
под микроскопом срез пробки и обнаружил,
что она состоит из ячеек, разделённых
перегородками. Эти ячейки он назвал клетками.
Антонии ван Левингук рассмотрел строение многих микроскопически малых объектов (эритроциты, водоросли, бактерии и сперматозоиды). Роберт Броун в 1831 году обнаружил в клетках ядро. Эм Шлейден в 1838 году пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток. Теодор Шванн в 1839 году обнаружил, что ткани животных состоят из клеток. |
Модуль 2 | Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь | Немейский
зоолог Теодор Шванн
создал теорию, утверждаюшую, что клетки,
содержащие ядра, представляют собой
структурную и функциональную
основу всех живых систем. Клеточная теория была сформулирована и опубликована в 1839 году Т. Шванном, тем -самым провозгласив единство животного и растительного мира. Суть её можно выразить: - клетка рассматривается как элементарная структурная единица всех живых существ; - клетки растений и животных самостоятельны, гомологичные друг другу по происхождению и структуре. |
Модуль 3 | Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь. | Существенным
дополнением основных
положений клеточной теории
стали открытия:
1827 г. академик Российской АН К.М. Бер открыл яйцеклетки млекопитающих, он установил, что все организмы начинают своё существование с одной клетки (оплодотворенного яйца). Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов. 1855 г. немецкий врач Р. Вихров сделал обобщение: клетка может возникнуть только из предшествующей клетки, и следовательно, рост и размножение организмов связанный с делением клеток и их дифференцировкой (образование тканей и органов).. |
Модуль 4 | Прочитайте текст правой колонки и учебника стр. 180 (пар 5.5). Выпишите в тетрадь основные положения клеточной теории | Таким
образом" к началу XX в. благодаря
созданию клеточной теории, сформировалось
представление об
общности происхождения
и единстве всего живого.
Клеточная теория предпосылкой возникновения теории Ч.Дарвина. |
Модуль 5 | Прочитайте текст правой колонки. Запишите себе в тетрадь основные функции клетки. | Клетка
может быть самостоятельным организмом,
осуществляя всю полноту процессов
жизнедеятельности (прокариоты и одноклеточные
эукариоты ). Все многоклеточные организмы
состоят из клеток. В результате выполнения
клетками различных функций происходит
их специализация, клетки приобретают
различное строение, формируют ткани. |
Модуль 6 | Из сообщений учащихся выяснить, какие современные методы изучения клеток существуют |
|
Приложение №1
Что я знал о клетке. | Что я узнал нового о клетке. |
Приложение №3
Инструкционная
карточка
Цель работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.
Научиться сравнивать
их строение.
Оборудование:
Микроскоп, микропрепарат “Кожицы чешуи
лука”, микропрепарат животной ткани.
1. Рассмотрим микропрепарат кожицы чешуи лука, сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки под микроскопом и на таблице, впишите
название органоидов
в тетрадь.
2. Рассмотрите
микропрепарат живой ткани,
3. На основе
анализа записей сделайте
Тип клеток |
Отличия |
Сходства |
Клетки растений |
|
|
Клетки животных |
Выводы:
Приложение № 4
Лист
контроля знаний.
Номер модуля |
|
|
Просмотрите текст параграфа 5.5 и текст учебных модулей, составьте вопрос и запишите его | ||
Модуль 1 | на карточке. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Кратко ответе на вопрос в | |
тетради. | ||
Выберете удобный для себя уровень сложности и ответе на вопросы. | ||
|
||
1. Какой
из названных свойств |
||
а) способность к образованию гамет; | ||
б) способность проводить нервные импульс; | ||
в) способность сокращаться; | ||
г) способность к обмену веществ; | ||
2. С какой из областей знаний в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX - | ||
XX столетии? | ||
а) с развития микроскопии; | ||
б) с развитием философии; | ||
в) с развитием химии; | ||
г) с развитием всех указанных направлений | ||
3. Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории? | ||
а) все растительные организмы состоят из клеток; | ||
б) все животные организмы состоят из клеток; | ||
в) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток; | ||
г) клетки всех организмов одинаковы по строению. | ||
4. На
чём основан метод |
||
а) на различные скорости осаждения органоидов; | ||
б) на окрашивании органоидов различными красителями; | ||
в) на выделении из клеток различных химических соединений; | ||
5. Какой из признаков клетки указывает на её видовую принадлежность? | ||
а) наличие ядра и цитоплазмы; | ||
Модуль 2 | б) количество хромосом; | |
в) количество митохондрий; | ||
г) наличие хромосом. | ||
|
||
|
||
1. Дайте определение следующих понятий: | ||
а) Теория | ||
|
||
|
б) Система | |
|
||
|
в) Клетка | |
|
||
|
2. Докажите, что клетка, как система обладает новыми качествами, по сравнению с | |
составляющими её структурными элементами. | ||
|
||
|
3. Приведите несколько доводов в пользу единства строения всех живых организмов. | |
|
||
|
4. Какими особенностями клеток объясняются различия в их функциях? | |
|
||
|
||
|
||
|
||
Модуль 3 | ||
|
||
Модуль 4 | Д.з: п. 5.5, записи в тетради. Дополнительно: сообщение о жизни Т.Шванна, современные методы изучения клеток | |
|
Методы изучения клеток |
приложении №5
Правильные ответы на тесты.
/. уровень
1)Г 2) Г 3)В 4) А 5) Б
//. уровень
1 Теория - это совокупность утверждений научно обоснованных и получивших практическое обоснование.
Система - это совокупность образований (молекул, органоидов, клеток, органов и т.д.), деятельность которых направлена на выполнение общих функций. Клетка - это элементарная живая система, единица размножения . строения , жизнедеятельности и индивидуального развития.
- Клетка способна выполнять все функции, характерные для целого организма, и
может быть самостоятельным организмом.
- Клетка имеет оболочку, ядро, хромосомы, основные органоиды и способны
делиться путём митоза и мейоза.
- Особенности строения (реснички, ворсинки, много митохондрий или пластид и
т.д.), заложенные в генетическом аппарате ядра.