Методы современной антропологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, контрольная работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим антропологию как науку о происхождении и эволюции человека. Антропогенез - процесс уникальный и требующий особого изучения. На протяжении осмысления человеком самого себя происходило изменение во взгляде на вопрос возникновения и развития Homo Sapiens: от мифологического и религиозного к естественно научному, а в настоящее время наметился синтез двух направлений. Развитие человека неотделимо связано с обществом, поэтому имеет смысл говорить о «антропосоциогенезе» - социальном развитии человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Методы современной антропологи…………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

методы антропологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Ясно, что это зависит:

- от непосредственных целей исследования;

- от характеристик конкретного антропологического материала.

Цели исследования в  каждом случае могут быть весьма специфичными. Например, нашей задачей может  быть подробнейшее описание материала в рамках т.н. антропологической идентификации. Получая максимальную информацию о человеке, особенностях его жизни, характерных и уникальных чертах его внешности, мы реконструируем своеобразный биологический портрет. Такие исследования Вам хорошо знакомы. Они широко используются в криминалистической практике. Без них невозможны работы по идентификации известных исторических лиц или работы по пластической антропологической реконструкции.

Исследуя современное  население в экспедиционных условиях, антропологи также стремятся к подробному описанию этого "массового" материала. Но в практических целях программа исследования все же существенно сокращается: и время ограничено, и методики многие весьма дороги. В результате из тысячи теоретически возможных свойств фиксируется необходимый их минимум - набор наиболее информативных с точки зрения специалистов признаков. Благодаря единой методике описания и разработке универсальных антропологических бланков, эти данные впоследствии используются в обобщающих научных трудах.

В работе с ископаемым (т.н. палеоантропологическим) материалом программа обследования ограничена сохранностью останков, и наши замечательные  антропологические бланки очень  часто оказываются полупустыми. Впрочем, даже из таких фрагментов извлекается чрезвычайно ценная, а порой единственная информация об изменчивости древнего населения.

Несколько иная цель стоит  перед учеными в прикладных работах  по антропологической стандартизации изделий промышленности. Задача здесь  довольно специфичная: какие размеры обуви (одежды и т.п.) и в каком процентном соотношении следует производить, чтобы, с одной стороны, полностью удовлетворить спрос потребителей, а с другой - не допустить перевыпуска той части продукции, которая нам с вами не подойдет по размеру. В общем, "семь раз отмерь…". Вот и измеряют нас антропологи "в большом количестве", но по очень специфичному и небольшому числу признаков, экономя при этом до 30% производственных затрат. Близки к этому и цели антропологической эргономики.

За исключением частных случаев, антрополог не ограничивается индивидуальным описанием. После фиксации любой системы признаков, объектом его работы становятся группы обследованных людей, в частности популяции (палеопопуляции) человека и их объединения.

Происходит переход на следующий (т.н. надындивидуальный) уровень организации, с которого мы, собственно, и начинаем предметный разговор о явлении биологической изменчивости, получая при этом качественно новую и значительно более надежную информацию.

В ходе такой работы:

- сначала сравниваются характеристики отдельных индивидов, принадлежащих к одной группе - эта мера сходства и различия называется внутригрупповой изменчивостью;

- затем сопоставляются полученные статистические характеристики самих этих групп - по данным признакам оценивается т.н. межгрупповая изменчивость.

В общем, "дело-то нехитрое" - измерить, описать, а затем "взять  все, да и поделить". Так и есть. Но эти слова несут в себе принципиально  простое представление об антропологии как о сугубо феноменологической дисциплине. Она же лишь отчасти является таковой. Да и мы с Вами рассмотрели только первый этап научной работы. Его итог - выстраивание системы взаимоотношений объектов, определение меры их сходства и различия по ряду антропологических признаков, иначе говоря, выяснение закономерностей изменчивости.

Грамотное описание этого  феномена - очень важный и очень  ценный этап научной работы. Выяснение  причин этого явления - следующая  и важнейшая задача любого исследования.

Где-то с финального этапа  эпохи верхнего палеолита человек начинает все шире использовать обряд множественных захоронений - появляются кладбища и некрополи, содержащие погребения индивидов, происходящих из одной группы людей. В результате археологических раскопок на таких памятниках, антропологи получают возможность исследовать поистине уникальный ископаемый материал - т.н. скелетные серии.

Материал действительно  уникален, ведь при грамотном проведении археологических раскопок в руки антропологов попадает, по сути, "готовая" выборка из популяции древнего человека. Такая выборка называется древней, или палеоантропологической, популяцией (или просто - палеопопуляцией).

Палеопопуляция - своего рода модель древнего населения, оставившего  данный могильник. Работая с такой  выборкой, мы допускаем, что большинство ее параметров соответствуют или приближаются к статистическим характеристикам исходной генеральной совокупности, то есть реально существовавшей человеческой группы. Это важное допущение, ведь при таком подходе далеко не всякая, даже очень многочисленная, скелетная серия может называться палеопопуляцией.

Изучая современное  население, мы имеем возможность  проверить репрезентативность нашей  выборки. Для палеопопуляции надежность наших выводов в большой степени  основана на предположении - в каком-то смысле надежды, на то, что нам "повезло" с объектом.

Конечно, такая вера в  удачу не слепая и на практике есть ряд серьезных оснований - критериев  того, что мы будем считать древней  популяцией, а что - нет. Основные из них:

- археологический критерий. Он был предложен выдающимся отечественным антропологом В.П. Алексеевым: "палеопопуляция - число объектов, захороненных в одном могильнике, который, судя по сопровождающему его археологическому инвентарю, не представляет собой случайного скопища погребений или совокупности ритуальных захоронений". Археологический памятник должен быть раскопан как можно более полно, а его специфика должна быть подробно описана;

- демографический (точнее, палеодемогафический) критерий. Он основан на данных палеодемографии - области знания, изучающей демографические процессы в древних популяциях и их составляющих, непременно с учетом археологического, исторического, культурного, экологического контекста. Обследовав скелетные останки, антрополог рассчитывает массу палеодемографических характеристик этой группы. Иногда мы видим, что в данной скелетной серии отсутствует та или иная палеодемографическая категория (скажем, нет детских погребений), сильно нарушен половозрастной состав группы (например, все погребенные - или мужчины, или женщины) и т.п. Подобные "ненормальные", с точки зрения биологии, выборки рассматриваются в дальнейшем как специальные или элитные группы, но они, безусловно, не в полной мере соответствуют понятию о палеопопуляции.

Последняя проблема. Исследуя современную популяцию, мы описываем антропологические характеристики всего двух-трех поколений людей (редко - чуть больше). Эти данные можно объединить, а можно рассмотреть по отдельности и получить представление о динамике изменчивости тех или иных признаков. Хронологические рамки палеопопуляции гораздо шире - нам редко удается очень уж точно датировать каждое конкретное погребение могильника, а сам такой археологический комплекс может существовать на протяжении столетия или даже ряда столетий. В итоге, изучить динамику антропологической изменчивости от поколения к поколению удается не часто. Обычно мы получаем некий усредненный для нескольких поколений уровень показателей, теряя при этом долю бесценной информации.

Учет этих вопросов - необходимое  условие для проведения сравнительных исследований как внутри одной скелетной выборки, так и между несколькими палеопопуляциями, подобно тому, как это делается в биологии современных сообществ.

Мы убедились, что все  объекты антропологических исследований относительны, подвижны, характеризуются всегда уникальной и часто весьма сложной внутренней структурой. Эти факторы следует осознавать, учитывать и, конечно, изучать в ходе непосредственной работы - исследования изменчивости антропологических признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для того чтобы принять  или отвергнуть какое-либо научное  положение, необходимо обладать фактическими данными и уметь выводить из них  логические заключения. При этом следует  пользоваться принятыми в научном  сознании терминами.

Антропология (от греческого anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) в наиболее широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек.

В науке установилось двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе (общая антропология), с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой (биологическая антропология).

Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве.

Задача биологической  антропологии - выявление и научное  описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (т.н. антропологических) признаков, а также выявление  причин, обуславливающих это многообразие.

Исходным уровнем изучения биологической антропологии является индивид. Применение популяционно-статистических методов и комплексный подход к исследованию предоставляют возможность  описания и других уровней организации  человека - популяций и их объединений.

В своем составе физическая антропология имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии человека. С большой долей  условности мы можем говорить о существовании  антропологии исторической (исследует  историю и праисторию многообразия человека) и антропологии географической (исследует географической вариабельности человека).

В качестве самостоятельной  научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически  одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии - созвездие выдающихся учёных своего времени: П. Брока, П. Топинар, Р. Мартин, И. Деникер, К.М. Бэр, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин и другие.

К периоду становления  физической антропологии относится  разработка общих и частных антропологических  методик, формируется специфическая  терминология и сами принципы исследований, происходит накопление и систематизация материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия человека как биологического вида.

Российская антропологическая  наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела в своем основании непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Морфология человека. Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990.
  2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
  3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
  4. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
  5. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990.
  6. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
  7. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.
  8. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
  9. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

Информация о работе Методы современной антропологи