Охрана природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание

Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Мысль о господстве над природой Энгельсом разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит

Содержание

1. Введение 2
2. Природоохранное законодательство 3
3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции 6
4. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы 7
Литература 8

Работа состоит из  1 файл

ганыбыл.docx

— 35.05 Кб (Скачать документ)

      Отход от административного метода регулирования  характерен и для других актов  природоресурсного законодательства. Вместе с тем в ряде законов наблюдается тенденция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.

3. Органы управления, контроля и надзора  по охране природы,  их функции

      Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области  охраны окружающей природной среды  России. Действующей структурой органов  управления охраны окружающей природной  среды предусматриваются две  категории: органы общей и специальной  компетенции.

      К государственным органам общей  компетенции относятся: Президент, Федеральное Собрание, Государственная  Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов  Федерации, муниципальные органы. К  государственным органам специальной  компетенции относятся те, которые  предназначены выполнять только природоохранные функции.

      Экологическая политика Российской Федерации в  области охраны окружающей среды  и рационального природопользования на современном этапе должна базироваться на программных документах, принятых в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также на указе Президента РФ «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию» (апрель 1996 г.).

      Основными стратегическими целями экологической  политики России являются:

- последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

- последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

- восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного и растительного мира;

- рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

      Реализации  перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной  системы органов государственного управления в области экологии и  природопользования.

4. Задачи и полномочия  органов управления  Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы

      Высшие  федеральные, республиканские, областные, краевые законодательные органы России, согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», призваны определять основные направления государственной  природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать  правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

      По  Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию  Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию  названных органов, можно подразделить на семь комплексных групп.3

  1. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
  2. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.
  3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.
  4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронения отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ.
  5. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.
  6. Международное сотрудничество.
  7. Все управленческие структуры призваны решать указанные в перечне вопросы и задачи. Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно-территориальных образований (областей, краев и т.д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

      Однако  в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы  разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительно  федеральную собственность. Это  определяет объем представленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование принадлежит практически всем органам  управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся, соответственно, в ведении Федерации, субъектов Федерации или местных органов. Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдается исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, право на выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования, использования ресурсов водоемов местного значения.

      Конкретные  полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

      Существует  также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной  среды между представительными  и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном  разделении властей.

Литература

1.  Авраменко И.М. Природопользование. Белгород, 2007.

2.  Арустамов Э.А. Природопользование. М., 2006.

3.  Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, 2006.

4.  Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» // Российская газета. 2002. Январь.

5.  Петров В.И. Экологическое право. М., 2005. 

Информация о работе Охрана природы