Проблемы и перспективы агропромышлнного комплекса россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:11, реферат

Описание

Проблемы развития российского АПК, требующие комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, эколого-экономических, социальных и правовых вопросов, сложны и многогранны. Вместе с тем, при всем многообразии освещаемых в отечественной экономической литературе проблем развития АПК они в подавляющем большинстве затрагивают отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, в них недостаточно уделяется внимание теории и практике функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом специфических особенностей и тенденций его формирования и развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как приоритетному объекту государственного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3 стр.

1. Понятие и сущность агропромышленного комплекса страны…….5 стр.

2. Современное состояние агропромышленного комплекса………….9 стр.

3. Перспективы развития агропромышленного комплекса России….17 стр.

Заключение………………………………………………………………21 стр.

Список использованной литературы………………………………..…23 стр.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

  Мукомольные предприятия, несмотря на некоторое  снижение производства, обеспечивают хлебопекарные предприятия и  население мукой в необходимом  объеме. Кроме того, увеличивается  число небольших мельниц, производимая на них продукция Росстатом не учитывается. Население обеспечивается хлебом в полном объеме и в достаточном ассортименте.

  Наряду  с сезонным снижением в летний период, связанным с остановкой производства для профилактики и ремонта оборудования, сокращение производства растительных масел в январе-сентябре обусловлено  уменьшением валового сбора семян подсолнечника в текущем году.

  Сокращение  объемов производства пива за январь-август 2010 г. связано с трехкратным повышением ставки акциза в 2010 году, что вызвало  его удорожание и некоторое снижение потребительского спроса.

  В настоящее время в первоочередном порядке (до 26 июня 2011 года) реализуются  запасы табачной продукции, маркировка которой не отвечает требованиям  вступившего в силу с 26 июня с.г. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», что вызвало сокращение производства табачных изделий. 
 
 
 
 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  АГРОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА РОССИИ

  Меры, необходимые для поддержания сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи в этом году.

  • Бюджетные кредиты; Субъектам предоставлена возможность получить из федерального бюджета кредиты, бюджетные кредиты в объеме 25 млрд руб. 15 млрд руб. из этих бюджетных кредитов уже перечислены в регионы, и по нашей информации сельхозтоваропроизводители уже получили около 13 млрд руб. Вторая часть - 10 млрд руб. будут перечислены в ближайшее время.

  10 млрд руб выделено на покрытие прямых ущербов, понесенных сельхозтоваропроизводителем в пострадавших от засухи регионах. Из этих 10 млрд руб. 5 млрд руб. уже перечислены в регионы, и мы контролируем перечисление конечным сельхозтоваропроизводителям. И по информации от регионов при подготовке нормативно-правовых документов в ближайшее время сельхозтоваропроизводители должны получить на свои предприятия. Далее, эти средства выделены целевым образом на приобретение семян, ГСМ, минеральных удобрений и так же кормов, для того чтобы поддержать наше животноводство.

  • Пролонгация кредитов краткосрочных и инвестиционных;  Подписано постановление Правительства о пролонгации кредитов краткосрочных и инвестиционных сроком до трех лет. Общий объем задолженности, который мы можем пролонгировать составляет около 100 млрд руб. По информации Россельхозбанка проводится пролонгация, и они докладывают нам о пролонгации 5 млрд 200 млн руб., Сбербанк - 500 млн руб., поэтому эта работа проводится.
  • Установление льготного железнодорожного тарифа; установлен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие регионы из регионов Южного федерального округа, Северо-Кавказского, а также Сибирского федерального округа.
  • Страхование;

   Во-первых, государственная поддержка распространяется только на страхование от катастрофических рисков, что с учетом проблем, которые мы имеем второй год подряд, просто жизненно необходимо.

  Во-вторых, вводится принцип: другие виды государственной  поддержки предоставляются сельхозтоваропроизводителю только при наличии полиса страхования  от катастрофических рисков.

  В-третьих, создается профессиональное объединение  страховщиков, которое будет поддерживать платежеспособность всей системы, даже в случае банкротства одного из поставщиков.

  И самое главное – это устанавливаются  стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать  страховые выплаты сельхозорганизациям.

  Все это  в комплексе позволит снизить  стоимость страхования, увеличить  долю застрахованных площадей с 20 до 60-80%, сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в  случае чрезвычайных ситуаций.

  • Мелиорация; Министерством разработана Концепция развития мелиорации до 2020 года. Ее реализация направлена на снижение рисков гибели урожая в результате неблагоприятных природно-климатических условий, а также будет способствовать повышению плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур во всех агроклиматических зонах России вне зависимости от погодных условий.
 
  
  • создание  общих условий устойчивого и  эффективного функционирования сельского  хозяйства за счет восстановления и  развития мелиоративного фонда;
  • существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет проведения комплексных мелиораций, использования инновационных агротехнологий, высокопродуктивных севооборотов, удобрений и средств защиты растений;
  • экологически безопасное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов и их сохранение для будущих поколений;
  • развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, создание страхового запаса кормов, гарантированное обеспечение населения рисом, овощами, продукцией плодово-ягодных культур;
  • обеспечение безопасной и надежной работы ГТС, предупреждение наводнений, паводков и других стихийных бедствий.

  С учетом оценки рисков, влияющих на достижение целевых показателей, Программой предусмотрен инновационный вариант развития мелиоративного комплекса. Суть данного  подхода заключается в том, что  достижение целевых показателей  Программы будет осуществляться за счет приоритетного роста продуктивности мелиорируемых земель по сравнению  с ростом мелиорируемых площадей.

  В настоящее время назрела необходимость:

  1. освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
  2. проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;
  3. выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель;
  4. осуществления агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий.

  Программа предусматривает проведение комплекса  взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и  хозяйственных мероприятий с  соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

  Составляющие  элементы сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения весьма многогранны и представляют собой совокупность самых разнообразных  факторов, влияющих на потенциальную  отдачу сельскохозяйственных угодий в  виде урожая.

  Без проведения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, произойдет снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного  назначения и урожайности до естественного (природного) уровня. 
 

        

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Агропромышленный комплекс, являясь  составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического  развития и в то же время  отличается специфическими чертами,  обусловленными высокой социальной  значимостью производимой продукции.

     Трансформация аграрного сектора  экономики, проведенная без глубокого  научного обоснования и в достаточно  сжатый период, обусловила возникновение  ряда проблем перманентного характера  как на макро-, так и на микроуровне  функционирования АПК.

     Помимо общеэкономических проблем  (нестабильность в финансовом  отношении, отсутствие законодательных  гарантий в различных областях  деятельности и т.п.), агропромышленному  комплексу страны присущи особые, специфические проблемы, обусловленные  несовершенством производственно-экономических  отношений в агропродовольственной  сфере.

     В настоящее время, несмотря  на отдельные признаки стабилизации, в целом агропромышленный комплекс  России находится в состоянии  глубокого системного кризиса,  обусловленного накопленными проблемами  его функционирования в дореформенный  период: наличием структурных диспропорций  между различными сферами и  отраслями агропромышленного производства, нарушением координационных связей  между хозяйствующими субъектами, дисбалансом между всеми продуктовыми  сегментами, высокой степенью физического  и морального износа основных  фондов, нерациональной специализацией  сельскохозяйственного производства (территориальной, продуктовой и  технологической), недостаточным использованием  в производстве достижений аграрной  науки, наличием системы активной  статистической дезинформации и  др. Указанные проблемы обусловили  объективную необходимость реформирования  аграрного сектора в целях  повышения эффективности его  функционирования. В качестве наиболее  значимых выделялись проблемы  модификации производственно-экономических отношений между экономическими субъектами, создания новых, более совершенных производственных единиц, изменения земельных отношений, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации.

   Сельскохозяйственное производство  предприятий всех форм собственности  и хозяйствования будет развиваться  успешно, если исполнительная  и законодательная власть на  федеральном и региональном уровнях  приложит свои усилия на решение  следующих неотложных задач:

    - улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению;

    - укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

    - создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;

    - изменение демографической ситуации. Принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села;

    - повышение уровня квалификации кадров на селе.

     Решение этих задач обеспечит  устойчивое развитие производства  в агропромышленном комплексе.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  

1.Аграрная экономика / Под ред. М. Н. Малыша.-- СПб.: Изд-во «Лань», 2002.-- 688 с.

2.Агропромышленный комплекс России. Статистический сборник. - М.: ГУП «АгроПресс», 2004.

3.Беспахотный Г.В. Основные направления агропродовольственной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - № 1. - с.7-11.

4.Краснощеков Н. Этапы технологической реформы в агропроизводстве России и экономическая эффективность преобразований // АПК: экономика, управление. - 2005. - №5. - С.16-23.

5.Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. - 2004. - №9. - С.3-11

6.Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. -- М.: ИКФ «Экмос», 2002. - 368 с.

7. 8.Ушачев И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК// Экономист. - 2006. - № 4. - С.85-87.

8.Ушачев И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономист. - 2006. - № 4. - С.5-10.

9. www.mcx.ru /

Информация о работе Проблемы и перспективы агропромышлнного комплекса россии