Автор работы: k**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:49, реферат
Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворение этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие об утомлении……………………………………………….5
Работоспособность…………………………………………………......7
Фазы работоспособности и ее дневная периодичность...............................................................................................9
Недельная динамика работоспособности………………12
Заключение ……………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………..…………16
Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.
Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели — в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.
В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.
Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, — явление так называемого конечного порыва.
Изменение положения тела — двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма.. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7—8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32%, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65%, падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и падение работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.
Нередко
наблюдается двухвершинная
У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6—9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников — вторник.
У учащихся VII—VIII и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.
Очень
часто падение
Заключение
Проанализировав
стадии работоспособности, можно сделать
следующие выводы. В процессе деятельности
происходит изменение уровня работоспособности.
Выделены основные фазы работоспособности
по показателям результативности деятельности:
врабатывание или стадия нарастающей
работоспособности, устойчивая работоспособность
на высоком уровне, стадия развивающегося
утомления. При анализе изменений в функционировании
обеспечивающих систем прослеживается
более тонкая динамика стадий работоспособности:
мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация,
субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.
В зависимости от вида труда, индивидуальных
особенностей, степени тренированности,
профессиональной подготовки, состояния
здоровья продолжительность, чередование
и выраженность отдельных стадий динамики
работоспособности может варьировать,
вплоть до полного выпадения некоторых
из них. У большинства детей и подростков
активность физиологических систем повышается
от момента пробуждения и достигает оптимума
между 11 и 13 ч, затем следует спад активности
с последующим ее относительно менее длительным
и выраженным подъемом в промежутке от
16 до 18 ч. Такие закономерные циклические
изменения активности физиологических
систем находят отражение в дневной и
суточной динамике умственной работоспособности,
температуры тела, частоты сердечных сокращений
и дыхания, а также в других физиологических
и психофизиологических показателях.
А также определены дни наибольшей работоспособности:
вторник у детей в начальной школе и вторник,
четверг у старшего и среднего звена. Таким
образом, Знание закономерностей динамики
работоспособности позволяет оптимизировать
процесс роста работоспособности человека
с учетом специфики его деятельности,
психофизиологического состояния и индивидуальных
особенностей, помогает рационально распределять
свои силы детей и подростков в школьный
период.
Литература