Валеология "аромотерапия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:33, доклад

Описание

Ароматерапия, один из самых древних методов лечения, оздоровления и профилактики, в настоящее время переживает свое второе рождение. Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с древних времен. Уже в 50 веке до нашей эры упоминается об активном применении масел и ароматов для магического, лечебного, эстетического и психологического воздействия. Лечение запахами было традиционным и в древней Руси.

Работа состоит из  1 файл

Ароматерапия.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

Ту же самую мысль, почти  дословно, можно найти в книге "Значение и власть запаха", авторы К. Классен, Д. Хоувз, Э. Синнотт: "Запах – великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальных уровнях. Однако в большинстве случаев мы, вдыхая окружающие ароматы, не осознаем в полной мере значения запахов в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас что-то не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта...". О значении, которое придается запаху современной практической медициной говорит, хотя бы тот факт, что совсем недавно в январе 2006 года, с целью облегчения вывода из комы премьер-министра Израиля Ариэля Шарона врачи воздействовали на его обоняние, поставив у изголовья больного его любимое блюдо - ароматную шаурму.

Причина 2. "Запахи тесно связаны с памятью"

Давно известно о тесной связи запахов и памяти, причем, этот факт можно считать и "медицинским" и литературным, поскольку об этом говорят и врачи и писатели. Еще в 1840 году доктор Берар в "Медицинском Словаре" писал, что обоняние затрагивает воспоминание о прошлом и воображение. Что касается "литературности" этого факта, то в целом ряде художественных произведений, авторы, на основе своей интуиции и жизненного опыта, утверждают о подобной связи.

О том, что запахи быстрее  всего пробуждают память, причем не логическую, а эмоциональную пишет  профессор С. В. Рязанцев, вице-президент  Российского общества оториноларингологов: "...мимолетный запах может пробудить у человека цепь связанных ассоциаций." Утверждение о сильной ассоциативной связи между обонянием и памятью. встречается во многих источниках. И этому есть объяснение. Дело в том, что запах нельзя описать, используя какие-либо формальные определения. Визуальные впечатления мы можем описывать используя геометрические термины (линии, углы, поверхности, тела), цвета, освещение и т. д. Можно достаточно точно формализовать воспринимаемый звук, описав его с помощью физических параметров: длина волны, частота, громкость и прочее. О вкусе мы можем сказать, что он сладкий, кислый, соленый, горький. Что касается обоняния, то представление о запахах является чисто предметным. Мы не можем охарактеризовать запах, не называя вещества или предмета, которому он свойственен. Мы говорим о запахе роз или запахе лука, в некоторых случаях мы пытаемся обобщить запахи группы родственных веществ или предметов, говоря о цветочном или фруктовом запахе, запахах кухонных, парфюмерных, лакокрасочных. Невозможно вызвать в воображении какой-либо запах, не связывая его с определенным предметом. В то же самое время, испытывая запах можно воскресить давно забытую память о связанном с ним эпизоде.

В художественной литературе, есть множество примеров, в которых  персонажи произведений связывают  определенные запахи со своими личными  воспоминаниями. Один из самых известных  литературных эпизодов, связанных с  запахами содержится в романе Марселя  Пруста "По направлению к Свану". Рассказчик приходит в гости к  матери, которая угощает его бисквитным печеньем "мадлен". Вкус и запах печенья, размоченного в липовом чае, внушают ему удивительный беспричинный восторг и вслед за этим странным чувством пробуждаются очень яркие воспоминания о детстве в Комбре.

По этому эпизоду процесс  обретения воспоминаний через запахи получил название "феномен Пруста" и стал литературным топосом, источником бесконечных индивидуальных вариаций у самых разных авторов:

Ролан Барт в дневнике ловит утраченные воспоминания детства через запахи. У Жорж Санд запах вьюнков всегда вызывает перед взором испанские горы и обочину дороги, где она собирала их в первый раз.Вечность аромата – излюбленная тема Бодлера, обоняние у Бодлера обретает удушающую силу воспоминания.

Свойству запахов пробуждать память посвящено стихотворение  А. Майкова "Емшан". Половецкий хан завоевал Кавказское царство и многие годы правил там в роскоши и богатстве, забыв про свои половецкие степи. Но стоило хану вдохнуть едва уловимый горьковатый аромат присланной ему травы емшан (степная полынь), как на него неудержимо нахлынули воспоминания, и он умчался назад в половецкие степи. У североамериканских индейцев существовал своеобразный способ фиксации в памяти дорогих им событий и переживаний. Юноша индеец носил на ноге в специальных герметических капсулах, сделанных из кости или рога, набор веществ, обладающих сильным и характерным ароматом, и в те минуты, воспоминания о которых ему хотелось удержать на всю жизнь, он открывал какую-нибудь капсулу и вдыхал ее запах. Индейцы утверждали, что этот запах мог потом, через много лет, пробудить необычайно яркие и живые воспоминания.

Причина 3. "Впечатления  людей от запахов эмоционально окрашены"

Обоняние – это первый дистантный рецептор живых организмов, то есть древнейшее чувство. Корковые центры обонятельного анализатора человека находятся в древнейшей части головного мозга – в обонятельном мозге. Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, они приятные или неприятные, "безразличных" запахов не существует.

Видные специалисты в  области исследования воздействия  запахов на человека Х. Эрлихманн и Л. Бастон по поводу эмоционального действии запахов пишут, что запах может извлекать из памяти давно забытые эмоциональные воспоминания, что некоторые специфические запахи могут влиять на настроение и поведение человека, например, некоторые запахи могут действовать расслабляюще, а некоторые стимулирующе. Далее они указывают, что впечатление людей от запахов могут иметь эффекты функционально эквивалентные эффектам эмоций, особенно состоянию настроения; запахи влияют на эмоции, эмоции влияют на поведение, то есть от действия запахов возникает цепь связанных последствий.

Причина 4. "Запахи оказывают влияние многими тонкими  способами, которых мы не осознаем"

Помимо связи запахов, памяти и эмоций с давних пор известно, что при помощи запахов можно  оказывать прямое воздействие на многие области человеческой жизни. В некоторых странах Востока  распространено древнее искусство  составления и применения благовоний. Запахи одних благовоний (благовонных  палочек) повышают сосредоточенность  и внимание, другие способствуют аппетиту и т. д. Запахи способны управлять  настроением, работоспособностью. В 1939 году советский физиолог Д. И. Шатенштейн впервые научно обоснованно доказал, что некоторые обонятельные раздражения повышают работоспособность человека.

С помощью запахов можно  улучшать настроение, облегчать депрессии, улучшать взаимоотношения между  людьми, повышать самооценку человека, влиять на качество сна, повышать сексуальность  и многое другое. Создатель стереохимической теории обоняния Дж. Эймур писал:

"Без сомнения, обоняние  оказывает влияние на нашу  жизнь многими тонкими способами,  которых мы не осознаем...". Запах  снижает эмоциональное и психофизическое  напряжение, стимулирует творческую  активность человека, повышает его  коммуникативные возможности. В  литературе приводится много  примеров практического применения  запахов, например, упоминается,  что еще в 1983 году в диспетчерском  зале Киевского аэропорта Борисполь  был установлен разработанный  Институтом ботаники АН СССР  дозатор запахов "Фитон-1", который  распылением подобранных ароматов  значительно повысил работоспособность  авиадиспетчеров. В настоящее  время с помощью запахов повышают  производительность труда, снижают  количество ошибок программистов,  планируют понижать уровень хулиганства  в метро. В последнее время  широко используют ароматизацию  торговых помещений для повышения  уровня продаж и создания положительной  реакции покупателей на товары  некоторых производителей. Подобная практика себя вполне окупает, поскольку запахи влияют на психоэмоциональное состояние человека, а решение о покупке часто принимается на эмоциональном уровне.

В специальной психологической  литературе также встречается мнение, что с помощью запахов можно  манипулировать сознанием и поведением человека.

Причина 5. "В  современном обществе у людей  перегружены зрительные и слуховые анализаторы"

Вряд ли найдется много  желающих спорить на эту тему. Даже если не рассматривать весь поток  зрительной информации и общий, достаточно громкий звуковой фон окружающего  мира, а взять только рекламную  составляющую воздействия на зрение и слух жителей городов, мы видим, что улицы крупных городов, страницы газет и журналов, заполнены "кричащей" рекламой. Телевизионные и радио передачи, непрерывно прерываются рекламными блоками. И здания, и транспорт, и даже, воздушные шары используются в качестве носителей рекламы. Рекламные объявления звучат в транспорте, магазинах, из уличных репродукторов. В таких условиях у рекламной аудитории возникает зрительная и слуховая усталость, эффективность рекламы значительно падает и рекламодателям для получения необходимого эффекта воздействия приходится увеличивать количество собственной рекламы, чтобы преодолеть эту усталость и выделиться в массе другой рекламы.

Пять выводов  о запахах в рекламе

1. Поскольку запах –  великая сила, следовательно, при  правильном его использовании,  он будет дополнять и усиливать  эффект от рекламы, в частности,  визуальной.

 
2. Поскольку запахи тесно связаны  с памятью и быстрее всего  пробуждают память, следовательно  при формировании у рекламной  аудитории устойчивой связки "запах  - рекламный образ (который фактически  эквивалентен рекламируемому объекту)  любой источник знакомого аромата  будет иметь эффект рекламного  воздействия. То есть, будет прямая  сигнальная связь: 
"определенный аромат = определенный товар", или "определенный аромат = определенная фирма".

 
3. Поскольку впечатления людей  от запахов эмоционально окрашены и запахи влияют на психоэмоциональное состояние человека, следовательно, при сопровождении рекламы правильно подобранным запахом, можно создавать эмоционально положительное отношение к объекту рекламы, а, следовательно, за счет эмоциональной составляющей связки "запах = положительные эмоции" (при этом имеем в виду "запах = рекламный образ") влиять на спрос больше, чем при использовании обычной рекламы.

 
4. Поскольку запахи способны оказывать  влияние на людей многими тонкими  способами, которых они не осознают, возможно при помощи этих тонких инструментов усиливать мотивационную составляющую воздействия рекламы.

 
5. Поскольку в современном мире  у людей перегружены зрительные  и слуховые анализаторы, использование  недоиспользованного обонятельного  анализатора имеет большие перспективы  и позволит добиться требуемого  рекламного эффекта при помощи  меньшего объема рекламы. Проще  пробиться к незагруженному обонятельному  анализатору чем к перегруженному зрительному или слуховому. На основании изложенного совершенно очевидно, что использование ароматов в повышении эффективности рекламы имеет очень большие перспективы.

Автор: Тигран Акопян: www.advertology.ru

Мир запахов и  управление человеческим поведением

Принято считать, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. Мол, этим мы отличаемся от животных, для которых запах  является основным регулятором как полового поведения, так и поведения вообще. Но все мы — дети природы. Поэтому тот факт, что мир запахов с точки зрения управления нашим поведением часто недооценивается, можно считать странным. Например, давно установлено, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой. Женщины, которым в роддоме приносят чужих младенцев, по запаху определяют подмену. Аналогично и новорожденные, не видя и не слыша матери, отличают ее от любого другого человека по запаху.

Громадную роль играет запах  в сексуальной сфере. Это доказывает тот факт, что по достижению половой  зрелости наблюдаются отчетливые изменения  предпочитаемых запахов. До половой  зрелости больше нравятся сладкие и  плодовые запахи. А с наступлением половой зрелости наблюдается сдвиг  в сторону цветочных, маслянистых  и мускусных запахов. Это справедливо  для обеих полов. Дело в том, что  так пахнут феромоны — выделяемые человеком пахучие вещества, вызывающие у особи противоположного пола сексуальное возбуждение. И для того, чтобы почувствовать запах этих веществ, нам вполне достаточно иметь в одном кубическом метре воздуха всего несколько молекул этих веществ! Результаты некоторых экспериментов свидетельствуют, что мужчина может «учуять» женщину во время месячных или в состоянии сексуального возбуждения на расстоянии до двух километров. Распознание происходит бессознательно, на рефлексивном уровне. Это объясняет почти невероятные случаи, когда мужчина и женщина, заброшенные волею обстоятельств в безлюдную пустыню, безошибочно «выходили» друг на друга.

К сожалению, воспитанный  в европейской рациональной традиции человек очень часто не придает  значения роли запахов в поведении  людей. Мы знаем как пахнут некоторые цветы и фрукты. Еще можем обратить внимание на аромат духов любимой женщины, вызывающий у нас эротические фантазии. И, конечно же, резкий неприятный запах заставляет нас брезгливо наморщить нос и побыстрее отойти подальше от его источника. Обычно на этом наше внимание к запахам исчерпывается. И напрасно.

Из-за такой детской наивности  порой мы вообще не замечаем целой  сферы приемов, которая является средством манипуляции нашим  поведением. За ширмой этой наивности  давно уже ведутся специальные  исследования. Сегодня развиты мощные отрасли промышленности — парфюмерии и косметики, табачных изделий, напитков. В них запах играет ключевую роль — он отвечает за формирование пресловутого «импульса покупки».

На Западе дизайнеры в  буквальном смысле проектируют запахи ресторанов, отелей, аэропортов, торговых кварталов. Для чего? В человеческом мозге отделы, обеспечивающие восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Определенные ароматы обладают способностью вызывать конкретные эмоции, неподвластные  нашему сознанию. Поэтому, применяя запахи для воздействия на людей, мы бьем в слабое место их психики. Образно  выражаясь, запах — это вечно  открытые врата души, которые не поддаются логическому контролю. Научившись открывать эти врата, транснациональные корпорации извлекают  громадные прибыли.

Пионером исследования запахов  в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «неопыленными» секциями. Потом он набрал 3 тыс. добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто — как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось выводить из эксперимента.

Информация о работе Валеология "аромотерапия"