Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:46, реферат
Общество крайне многозначное понятие. Обществом может быть названа небольшая группа людей, объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей), государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран (российское общество, западноевропейское общество), наконец, это понятие применяется и для человечества в целом.
Общество как система образования.
Общество крайне многозначное понятие. Обществом может быть названа небольшая группа людей, объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей), государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран (российское общество, западноевропейское общество), наконец, это понятие применяется и для человечества в целом.
Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
браки заключаются между представителями данной общности;
оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
оно имеет свою территорию;
у него есть самоназвание и своя история;
оно обладает своей системой управления;
оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Общество характеризуется следующими признаками:
· Общность территории их проживания, обычно совпадающий с государственными границами;
· Целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;
· самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;
· уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
На основе сказанного можно дать следующее определение общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.
1 Сущность и структура общества как системы
Общество неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, нормы и ценности.
Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Структура общества может быть рассмотрена в разных ракурсах:
· выделение сфер (подсистем общества) общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной;
· Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.
Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.
Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.
Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.
В общественной жизни процессов функционирования и развития: социализации, институционализации, социальной организации и контроля.
Одна из социальных подсистем общества - система образования Она входит в общественную структуру как социальный институт, ее функционирование обусловлено взаимосвязями с другими духовными и материальными элементами социальной структуры.
Система образования выполняет свое главное предназначение, приобщает к культуре (в самом широком смысле) каждое новое поколение.
Каждое общество по-разному относится к приобщению к мировой культуре.
Каждый отдельный человек несет в себе национальную культуру либо на природном, генетическом уровне как национальную особенность, либо еще и на социальном как традиции общественной жизни.
Каждая организация находится на какой-то территории, причастна к профессиональной общности, а зачастую и к национальной. Наиболее сильное влияние на внутренний образ каждого оказывает семья, где человек ведет себя естественно, в большей степени природосообразно, чем культуросообразно. Именно их соотношением определяется культура семьи, тот или иной ее тип.
В этой связи современная система образования находится в особом состоянии, когда первоосновой является сочетание принципов природосообразности и культуросообразности.
Систему образования можно рассматривать структурно по разным основаниям.
• По культурному основанию: семейное образование, образование в группах, организациях, регионе, стране, мире.
• По возрастному основанию: дошкольное, школьное (начальное, неполное среднее, среднее), высшее, образование взрослых (повышение квалификации, переподготовка и другие виды дополнительного образования).
• По уровню образования: общее среднее образование, профессиональное: начальное, среднее, высшее, аспирантура, докторантура; последипломное образование.
• По характеру организации и финансирования: частные школы, негосударственные вузы, государственные учебные заведения, муниципальные учебные заведения, церковные школы.
• По отраслевому признаку: сельскохозяйственное (школы, техникумы, вузы и т.д.), военное, медицинское, педагогическое и т.д. образование.