Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:38, реферат
Внутриутробное развитие человека заслуживает наиболее тщательного и подробного изучения, так как различные нарушения в развитии ребёнка в эмбриональном периоде могут привести к непоправимым последствиям, в результате которых слабый и беспомощный малыш может получить множество страшных заболеваний и психологический травм. Вследствие того, что многие болезни люди получают на стадии эмбрионального развития, им необходимо знать больше информации о процессах, происходящих с ними на этой стадии, чтобы постараться предотвратить непоправимое.
I. Введение 3
II. Эмбриональное развитие человека 4
1. Формирование половых клеток 4
2. Оплодотворение 5
3. Эмбриональный период 6
а) Зародыш 6
б) Плод 10
в) Дыхание 12
г) Выделительная система 13
д) Формирование анализаторов 14
е) Иммунитет плода 15
ж) Роды 16
4. Факторы, влияющие на развитие зародыша и плода 17
а) Питание матери 17
б) Курение и алкоголь 18
в) Приём лекарственных препаратов 19
III. Вывод 21
IV. Список литературы 22
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 56»
Жизнь до рождения
(о
зародышевом развитии человека)
Выпускница 9г класса
Пономарёва Марина
Преподаватель:
Кузнецова
Н.П.
Государственная (итоговая) аттестация
за курс основной общей школы
реферат по биологии
Новокузнецк
2006
Содержание.
I. Введение 3
II. Эмбриональное развитие человека 4
1. Формирование половых клеток 4
2. Оплодотворение 5
3. Эмбриональный период 6
а) Зародыш 6
б) Плод 10
в) Дыхание 12
г) Выделительная система 13
д) Формирование анализаторов 14
е) Иммунитет плода 15
ж) Роды 16
4. Факторы, влияющие на развитие зародыша и плода 17
а) Питание матери 17
б) Курение и алкоголь 18
в) Приём лекарственных препаратов 19
III. Вывод 21
IV. Список литературы
22
Введение.
На
мой взгляд, тема «Жизнь до рождения
(о зародышевом развитии человека)»
заслуживает наиболее тщательного
и подробного изучения, так как
различные нарушения в развитии
ребёнка в эмбриональном
Эмбриональное развитие человека.
Формирование половых клеток.
Для того, чтобы дать начало новому организму, необходимо слияние женских и мужских половых клеток, развитие которых происходит в половых железах. Различают два типа образования и развития половых клеток – сперматогенез и овогенез.
Сперматогенез – это образование мужских половых клеток – сперматозоидов. Сперматозоиды у человека образуются в течение всего активного периода жизни мужчин. Продолжительность развития зрелых сперматозоидов из родоначальных клеток – сперматогониев составляет около 70–75 суток. Вначале сперматогонии размножаются, делятся митотическим путём, при этом их количество увеличивается. Начиная с периода полового созревания, часть сперматогониев прекращает делиться и вступает в стадию роста, а затем в стадию созревания. На стадии созревания мейотическое деление приводит к образованию четырёх сперматид, каждая из которых имеет гаплоидный набор хромосом. Сперматиды постепенно превращаются в сперматозоиды. В этих половых клетках происходит перестройка структур: они удлиняются, у них формируются головка и хвост. У верхушки головки сперматозоида образуется уплотнённое тельце – акросома, содержащая ферменты, которые при встрече с женской половой клеткой разрушают её оболочку.
Сформировавшиеся сперматозоиды попадают в просвет семенных канальцев яичника и вместе с жидкостью, образуемой стенками канальцев, постепенно продвигаются в сторону придатка яичка, который служит для них резервуаром.
Овогенез – это развитие женских половых клеток – яйцеклеток. Размножение будущих яйцеклеток (овогоний) в овогенезе происходит только в период внутриутробного развития организма. При этом образуются так называемые примордиальные фолликулы, располагающиеся в корковом веществе яичника. Каждый такой фолликул содержит незрелую женскую половую клетку – овогонию, окружённую одним слоем фолликулярных клеток. Овогонии многократно митотически делятся, превращаясь в овоциты первого порядка, которые сохраняются в яичнике девочки вплоть до её полового созревания. К началу полового созревания овоциты вместе с окружающими их двумя слоями клеток фолликулярного эпителия образуют первичные фолликулы.
В период полового созревания и у половозрелой женщины большинство овоцитов гибнет, созревают только 400–500 яйцеклеток. В процессе созревания овоцит проходит стадии мейоза, в результате чего образуется овоцит второго порядка. Происходящее на этой стадии второе деление мейоза приводит к образованию одной яйцеклетки с гаплоидным набором хромосом и трёх направительных телец. Первичные фолликулы превращаются во вторичные фолликулы. Вокруг каждого вторичного овоцита образуется несколько оболочек, а внутри фолликула накапливается жидкость. Таким образом, вторичный фолликул превращается в пузырчатый (третичный) фолликул, заполненный фолликулярной жидкостью. Зрелый пузырчатый фолликул достигает в диаметре 1см. У половозрелой женщины каждый месяц одновременно созревает один, реже два фолликула, остальные фолликулы подвергаются обратному развитию – атрезии. На месте гибели таких недозревших фолликулов остаются структуры, получившие название атритических тел.
Оплодотворение.
Момент оплодотворения (слияния двух гамет – мужской и женской) является началом новой жизни. Именно в этот момент определяется пол будущего ребёнка. Если с яйцеклеткой сольётся сперматозоид, несущий Х-хромосому, то родится девочка, а если с яйцеклеткой сольётся сперматозоид, несущий Y-хромосому, то родится мальчик.
Сперма
выделяется во влагалище непосредственно
около отверстия шейки матки.
Сперматозоиды через канал
Подойдя к яйцеклетке, сперматозоид выделяет специальные вещества, растворяющие её наружную оболочку, а затем выбрасывает нить, при помощи которой образуется цитоплазматический мостик между двумя клетками. Затем головка сперматозоида проникает в яйцеклетку, наружный слой которой становится твёрдым (наступает кортикальная реакция, которая препятствует проникновению в цитоплазму остальных сперматозоидов). Хвостик сперматозоида не попадает в клетку и отбрасывается. После этого ядра обеих половых клеток сливаются в одно. С этого момента яйцеклетка становится оплодотворённой.
Эмбриональный период.
Зародыш.
При оплодотворении образуется одноклеточный зародыш – зигота. В этот момент начинается зародышевый период. Спустя несколько часов, зигота делится пополам, и образуются две клетки, называемые бластомерами. В дальнейшем деление повторяется с частотой примерно один раз в сутки. Ежесуточно количество бластомеров увеличивается. В это время зародыш питается запасными питательными веществами, накопленными в цитоплазме яйцеклетки. Дополнительных источников питания он не имеет, поэтому не растёт. Увеличение количества клеток сопровождается уменьшением их размеров; суммарный же объём зародыша равен объёму яйцеклетки, из которой он возник, за что весь процесс получил название дробления.
В течение нескольких дней после оплодотворения зародыш медленно перемещается по маточной трубе в сторону матки. На это уходит от 3 до 10 дней. Поскольку собственных органов движения зародыш не имеет, он перемещается за счёт посторонних сил:
- сокращения гладких мышц маточной трубы;
- работы ресничек мерцательного эпителия, выстилающего внутреннюю поверхность трубы;
- тока жидкости, направленного от воронки в сторону матки.
Зародыш, поступивший в матку, представляет собой комочек, состоящий из 8-12 клеток, и называется морулой. В полости матки дробление идёт быстрее. Примерно через 3 дня количество клеток увеличивается до 107. Данная стадия называется бластоцистой. В это время у зародыша выделяется два слоя клеток: наружный светлый – трофобласт и внутренний, более тёмный – эмбриобласт. Из эмбриобласта формируется сам эмбрион, а трофобласт принимает участие в образовании зародышевых оболочек и плаценты.
На 6–10-й неделе после оплодотворения питательные вещества, запасённые яйцеклеткой, расходуются, и зародыш меняет способ питания. Для этого он с помощью трофобласта прикрепляется к слизистой оболочке матки и внедряется в её толщу. Вскоре его уже не видно. Этот процесс называется имплантацией.
Продолжается деление клеток зародыша, их число увеличивается. Однако процесс развития усложняется: помимо увеличения числа клеток начинает меняться форма зародыша. Клетки, лежащие в глубине, раздвигаются, внутри морулы образуется шаровидная полость, в которой скапливается светлая жидкость. Большинство клеток перемещается к одному из полюсов шара и образует так называемый зародышевый узелок. На следующей стадии развития изменяется шаровидная форма: одна сторона шара втягивается внутрь и получается двухстенный мешок – гаструла.
Следующая ступень – зародышевый пузырёк. Он быстро увеличивается в размерах, как за счёт скопления в нём жидкости, так и за счёт роста зародышевого узелка, который увеличивается и становится плоским. В нём уже можно различить три слоя скопления клеток, которые называют зародышевыми листками. Эти листки лежат один на другом. Внутренний слой называется энтодерма, средний – мезодерма, наружный – эктодерма. Все эти процессы происходят на стадии гаструляции в течение первого месяца развития зародыша.
С первых дней после имплантации зародыша в организме матери начинает формироваться плацента – особый временный орган, обеспечивающий контакт организма матери и ребёнка, и возникающий за счёт дальнейшего разрастания ворсинок трофобласта. Её оформление завершается с 8-й по 12-ю неделю.
Плацента напоминает по форме диск, состоящий из двух частей. Одна половина образована стенкой матки, она называется материнской. Другая половина принадлежит ребёнку и называется плодной. Обе половины не только тесно прилежат друг к другу, но и глубоко врастают друг в друга, образуя ворсинки. В материнской плаценте широко разрастаются кровеносные сосуды матери; в плодной плаценте не менее густую сеть образуют сосуды плода. Ворсинки выделяют ферменты, разрушающие стенку артерий и вен матери. Те разрываются, образуя обширные лакуны, и капилляры плода в прямом смысле «купаются» в материнской крови.
Через стенку капилляра из крови матери в кровь ребёнка проникают кислород, питательные вещества, витамины, а также иммунные тела и лейкоциты, обеспечивающие пассивный иммунитет незрелого растущего организма. От плода в кровь матери переходят углекислый газ и продукты азотистого обмена, соли, которые мать удаляет через свои лёгкие и почки.
Плацента синтезирует физиологически активные вещества, стимулирующие рост и развитие нового организма. Также плацента малопроницаема для ядовитых веществ и бактерий, что в значительной мере предохраняет плод от отравлений и заболеваний. Это её свойство названо плацентарным барьером.
В течение всей беременности плацента является железой внутренней секреции. Она образует гормоны, необходимые для нормального протекания беременности.
Плод связан с плацентой при помощи пуповины – трубки длиной около 50см и толщиной 1–1,5см.
В первый месяц развития зародыша идёт закладка всех органов.
На 18–21-й день после оплодотворения начинает сокращаться сердце, которое весит всего 10 миллиграммов.
В интервале между 21 и 32 днями с момента оплодотворения начинают закладываться зачатки остальных органов. К концу месяца хорошо видны полушария мозга и мозжечка. Оформилась печень, поджелудочная железа, щитовидная железа, первичная почка и мочеточник. Кишечник разделён на три отдела. Зачатки рук и ног напоминают плавники, причём на руках различима кисть. Мышцы тела устанавливают связь со спинным мозгом с помощью спинномозговых нервов.
Завершается разделение сердца на предсердия и желудочки. Устанавливается нормальный односторонний ток крови. Передняя стенка тела ещё не замкнулась, и все органы лежат открыто.
В 6–8 недель начинается окостенение костей. Продолжается формирование слухового аппарата. Хвост достигает своего максимального размера, и его рост замедляется. Срастается брюшная стенка.
В 7,5 недель у зародыша появляются первые движения, вызванные прикосновением. Однако, мать этих движений не чувствует, потому что ребёнок ещё очень мал.
В 8 недель зародыш становится похожим на человека. Сформированы внутренние половые органы – семенники и яичники. Наружные половые органы оформлены настолько хорошо, что уже различим пол. У мальчиков половые железы начинают выделять половые гормоны, способствующие дальнейшему формированию половых органов.
Информация о работе Жизнь до рождения (о зародышевом развитии человека)