Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Человек - филогенетически сложившийся вид, «человек разумный» - понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая индивида есть совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Филоонтогенетические связи в развитии биологической составляющей реализуются в соответствии с законами эволюционной теории.
ВВЕДЕНИЕ
1.Физиология человека, понятие здоровья.
1.2. Здоровый образ жизни. Факторы, формирующие здоровье.
1.3. Факторы, разрушающие здоровье.
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Физиология человека, понятие здоровья.
1.2. Здоровый образ жизни. Факторы, формирующие здоровье.
1.3. Факторы, разрушающие здоровье.
Заключение
Список использованной литературы
Человек - филогенетически
сложившийся вид, «человек разумный»
- понимается как некая целостность,
обусловленная единством
1. Рассмотреть физиологию человека. 2. Обобщить понятие здоровье. 3. Рассмотреть проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане. 4. Изучить взаимосвязь эмоций, творчества и работоспособности. 5.Выявить факторы формирования здоровья и факторы разрушающие здоровье.
1. Физиология человека, понятие здоровья.
Изучение физиологии человека
восходит как минимум к 420 году до
н.э., времени Гиппократа, отца медицины.
Критическое мышление Аристотеля и
его упор на связи между структурой
и функцией отметили начало физиологии
в Древней Греции, а Клавдий
Гален (126-199гг. н.э.), известный как
Гален, первым использовал опыты
для исследования функций тела. Гален
стал основателем экспериментальной
физиологии. Медицинское сообщество
отошло от Галенизма только с появлением
Андреаса Везалия и Уильяма Гарвея. В Средневековье
медицинские традиции Древней Греции
и Индии были продолжены мусульманскими
врачами. Значительную роль сыграли труды
Авиценны (980-1073гг.), автора «Канона медицины»,
и Ибн Аль-Нафиса (1213-1288гг.). После Средневековья
наступил Ренессанс и ознаменовал рост
количества физиологических исследований
в Западном мире, что спровоцировало современные
исследования в области анатомии и физиологии.
Андреас Везалий был автором одной из
самых влиятельных книг по анатомии человека,
«De humani corporis fabrica». На Везалия часто ссылаются
как на основателя современной анатомии
человека. Анатом Уильям Гарвей описал
действие кровеносной системы в 17 веке,
показав плодотворное сочетание пристального
наблюдения и тщательного анализа в изучении
функций организма, что стало главным
шагом в развитии экспериментальной физиологии.
Германа Бергаве часто называют отцом
физиологии, благодаря его выдающимся
лекциям в Лейдене и книге «Institutiones medicae»
(1708г.).В 18 веке автором наиболее важных
работ по физиологии стал Пьер Кабанис,
французский врач и физиолог. В 19 веке знания
по физиологии начали очень быстро накапливаться,
особенно в 1838 году, после появления Теории
клеток Маттиаса Шлейдена и Теодора Шванна.
Они заявили, что все организмы состоят
из мельчайших частиц, которые называются
клетками. Дальнейшие открытия Клода Бернара
(1813-1878гг.) привели его к развитию понятия
«milieu interieur» (внутренняя среда), которое
затем было подхвачено, доработано и представлено
как «гомеостаз» американским физиологом
Уолтером Кенноном (1871-1945гг.). В 20 веке биологи
также заинтересовались тем, как функционируют
другие организмы, отличные от людей, что,
в конце концов, привело к развитию сравнительной
физиологии и экофизиологии. Значительными
фигурами в этих направлениях являются
Кнут Шмидт-Нельсен и Джордж Бартоломью.
Позже, эволюционная физиология стала
отдельной дисциплиной. Биологическая
основа изучения физиологии – интеграция
– относится к пересечению многих функций
систем организма человека и их сопряженным
формам. Это достигается путем коммуникации,
которая происходит многочисленными путями,
как электрическими, так и химическими. Если норма является физиологической
мерой здоровья, характеризует организм
и его составные компоненты с количественной
стороны, то здоровье — это комплексная,
интегральная и качественная характеристика
организма и личности человека. Здоровье
— это состояние максимальной адаптации
(биологической и социальной) человека
к окружающей среде. В преамбуле устава
Всемирной организации здравоохранения
говорится, что здоровье — это состояние
полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов. Здоровье
является таким состоянием человека, которое
согласуется с характерными для данного
общества идеалами здоровья, развития
и совершенствования человека. Человек
всегда стремился к укреплению своего
здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости,
выносливости. Эти чаяния и грезы людей
отражены в народном творчестве и мифологии
всех времен и народов. Здоровье не существует
само по себе, раз и навсегда данное, постоянное
и неизменное. Оно нуждается в постоянной
и тщательной заботе на протяжении всей
жизни человека. У каждого человека есть
свои резервы здоровья. Так, например,
у человека в спокойном состоянии через
легкие проходит 5—9 л воздуха в минуту.
А у некоторых спортсменов легкие могут
пропускать в 30 раз больше. Это и есть резерв
организма. Точно так же есть скрытые резервы
сердца, почек, печени. То есть здоровье
— это количество резервов в организме,
это максимальная производительность
органов при сохранении качественных
пределов их функций. Здоровье обеспечивает
стабильную жизнедеятельность организма.
Наряду с основными компонентами народного
благосостояния, материального и духовного
богатства, уровень жизни человека зависит
от уровня его здоровья, а также от масштабов
использования резервов его психофизического
потенциала. Здоровье индивида и общества
всегда выступало одним из важнейших факторов,
определяющих статус цивилизации на временном
векторе истории человечества. Здоровье
— это естественная, абсолютная и непреходящая
ценность, занимающая самую высокую ступень
на иерархической Лестнице ценностей,
а также в системе таких степеней бытия,
как интересы и идеалы, гармония, красота,
смысл и счастье жизни, творческий труд,
программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд
на здоровье как наивысшее по своему значению
жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию.
Причем по мере роста благосостояния населения,
удовлетворения его естественных первичных
потребностей в пище, жилье и других благах,
— относительная ценность здоровья в
глазах человека все более возрастает
и он уделяет ему все большее внимание. Значение
сохранения здоровья неуклонно возрастет
по мере влияния технотизированной окружающей
среды на человека и его организм. Состояние
здоровья сказывается на всех сферах жизни
людей. Полнота и интенсивность многообразных
жизнепроявлений человека находятся в
непосредственной зависимости от уровня
здоровья, его качественной характеристики.
Внешний потенциал физической, психической
и умственной деятельности служит важнейшим
залогом полноценной жизни человека. Здоровье
выступает в качестве одного из необходимых
и важнейших условий активной, полноценной
жизни человека и общества. Болезнь является
вещественной альтернативой нормы и здоровья.
Болезнь — это качественно новое состояние
организма и личности человека, возникающее
в результате воздействия внутренних
и внешних патогенных факторов, нарушающих
структурно-функциональное состояние
организма и проявляющихся в нарушении
вида специфической деятельности человека. Если
здоровье рассматривать как проявление
нормальной жизнедеятельности организма,
которая предоставляет человеку реальную
возможность полноценно выполнять общественные,
трудовые функции, то болезнь является
нарушением нормальной жизнедеятельности
организма, ведущим к понижению, а нередко
и к потере приспособительной к окружающей
среде функции и способностей организма.
Проблему болезни и здоровья в общебиологическом
плане следует рассматривать в единстве
с проблемой сущности жизни и обмена веществ.
Здоровье и болезнь являются специфическими
формами проявления жизнедеятельности
организма, основным содержанием которого
является обмен веществ. Болезнь означает
нарушение согласованности течения обменных
процессов в целом или некоторых его видов
(белкового, водного, углеводного). Болезнь
обычно является нарушением многих обменных
процессов. Эти нарушения могут быть как
количественными, так и качественными.
В свою очередь повышение и понижение
интенсивности обменных процессов, выходя
за рамки нормы, нередко ведут к качественным
сдвигам и изменениям в организме и возникновению
того или иного заболевания.
2. Здоровый образ жизни. Факторы,
Здоровье – это достояние
всего общества, которое невозможно
оценить. Мы желаем друг другу крепкого
здоровья, когда встречаемся или
прощаемся, потому что это основа
счастливой и полноценной жизни.
Доброе здоровье обеспечивает нам долгую
и активную жизнь, способствует выполнению
наших планы, преодолению трудностей,
дает возможность успешно решать
жизненные задачи. Но жизненный опыт
показывает, что обычно заботиться о своем
здоровье люди начинают лишь после того,
как недуг даст о себе знать. А ведь можно
предотвратить эти заболевания в корне,
нужно только вести здоровый образ жизни. Очевидно,
что здоровье зависит не только от лечебно-профилактических
мероприятий, но и от самого человека.
Не случайно все больше людей посвящают
свой досуг занятиям спортом, туризму.
Наряду с этим имеет место и безответственное
отношение к своему здоровью: самолечение,
несоблюдение элементарных гигиенических
требований, табакокурение, злоупотребление
алкоголем. К малоподвижному образу жизни
приводят комфортные условия в доме, механизация
и автоматизация на производстве, развитие
транспорта, улучшение питания – к перееданию. Физическая
активность стимулирует многие жизненно
важные функции организма, а ее ослабление
вызывает опасные нарушения. Поэтому не
стоит пренебрегать утренней зарядкой,
следует стараться хотя бы спускаться
вниз по лестнице, вместо того, чтобы пользоваться
лифтом, и уезжать загород в свободные
дни. Но главное – больше ходить пешком. Существует
10 советов, разработанных международной
группой врачей, диетологов и психологов,
которые составляют основу здорового
образа жизни. Следуя им, можно продлить
и сделать более приятной нашу жизнь. 1
разгадывая кроссворды, изучая иностранные
языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем
головной мозг. Таким образом, замедляется
процесс возрастной деградации умственных
способностей; активизируется работа
сердца, системы кровообращения и обмен
веществ. 2 работа – важный элемент здорового
образа жизни. Найдите подходящую для
себя работу, которая будет вам в радость.
Как утверждают ученые, это поможет выглядеть
моложе. 3 не ешьте слишком много. Вместо
привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500.
Это способствует поддержанию активности
клеток, их разгрузке. Также не следует
впадать в крайность и есть слишком мало. 4
меню должно соответствовать возрасту.
Печень и орехи помогут 30-летним женщинам
замедлить появление первых морщинок.
Содержащийся в почках и сыре селен, полезен
мужчинам после 40 лет, он способствует
разряжению стресса. После 50 лет необходим
магний, который держит в форме сердце
и полезный для костей кальций, а рыба
поможет защитить сердце и кровеносные
сосуды. 5 имейте на все свое мнение. Осознанная
жизнь поможет как можно реже впадать
в депрессию и быть подавленным. 6 дольше
сохранить молодость помогут любовь и
нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению
иммунной системы способствует гормон
счастья (эндорфин), который вырабатывается
в организм, когда человек влюблен. 7 спать
лучше в прохладной комнате (при температуре
17-18 градусов), это способствует сохранению
молодости. Дело в том, что и от температуры
окружающей среды зависят обмен веществ
в организме и проявление возрастных особенностей. 8
чаще двигайтесь. Учеными доказано, что
даже восемь минут занятий спортом в день
продлевают жизнь. 9 периодически балуйте
себя. Несмотря на рекомендации, касательно
здорового образа жизни, иногда позволяйте
себе вкусненькое. 10 совет: не всегда подавляйте
в себе гнев. Различным заболеваниям, даже
злокачественным опухолям, более подвержены
люди, которые постоянно ругают самого
себя, вместо того, чтобы рассказать, что
их огорчает, а иногда и поспорить.
3. Факторы, разрушающие здоровье
1. Психологические стрессы – разрушающие, опустошающие, выводящие из себя.
2. Низкое качество биоэнергии, когда мы злимся, обижаемся, беспокоимся и пр.
3. Агрессия бактерий, вирусов,
грибков и других простейших
паразитов. Современная
4. Консервативное лечение
приводит к отравлению
5. Обезвоживание организма.
Это действительно проблема в
настоящее время, потому что
ни чай, ни кофе, ни компоты
и тем более газированные
6. Неполноценное питание.
Наша пища все больше
7. Малоподвижный образ
жизни ведет к тому, что лимфа,
протекающая снизу наверх, не
может двигаться нормально,
8. Неблагоприятная экологическая
обстановка. Загрязненный воздух
и вода, перенасыщенность электро-
9. В 60-е годы был очень
популярен лозунг – “Химия
в жизнь!”. Теперь мы
10. Травмы, как следствие беспечности или психических стрессов.
11. Наследственные факторы. На самом деле они занимают всего 5% в общем списке причин заболеваний.
12. Вредные привычки, как
сознательное разрушение
Эти 12 причин, мешающих работе
12-ти систем, приводят к появлению
бесчисленного множества
Список использованной
1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — 400 с.
2. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М: Мол. гвардия, 1990. — 551с.
3. Карпов М.М. Философские
проблемы современного
4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. - Л.: ЛГУ, 1970, 195 с.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 33-149.
6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. соб. соч. Т. 18.
7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч. Т. 45. С. 31.
8. Философские проблемы современного естествознания / Под ред. B.C. Готта. — М.: Высш. шк. 1974. — 264 с.
9. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-и микромире. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — 240 с.
10. Щербаков А. С.
11. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. — Киев: Наукова думка, 1972. — 144 с.
12. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. — Киев: Вища школа, 1991. — 144 с.
13. Человек и природа. — М.: Наука, 1980. — 256 с.
14. Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1980. — 132 с.
15. Мякишев Г.Л. Динамические и статистические закономерности в физике. — М.: Наука, 1973. — 272 с.
16. Куликова О.Г. Экологическая
ситуация и целостность
17. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1974. — 29 с.
18. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. — М.: Мысль, 1983. — 240 с.
19. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Мысль, 1981. — 278 с.
20. Гальперин С.В. Мое мировидение. — М.: Изд-во Моск. унта, 1992. - 208 с.
21. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 96 с.