Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:46, контрольная работа

Описание

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими - оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Межполушарная ассиметрия
а) понятие межполушарной ассиметрии
б) функции полушарий. (Таблица 1 Функции полушарий головного мозга)
2. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие
а) анатомическая и физиологическая ассиметрия головного мозга
б) морфологическая асимметрия головного мозга
3. Особенности нарушений психических функций при поражении левого и правого полушарий головного мозга
а) агнозия, апраксия, афазия, амнезия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Дифф. готовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Апраксия - (от греч. apraxia - бездействие), нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга. Апраксия наблюдается при опухолях мозга, размягчении его участков, вследствие нарушения питания, энцефалите и др. В зависимости от места поражения различают несколько видов апраксии.

       Пространственная апраксия возникает при поражении затылочно-нижнетеменной области. При этом нарушается ориентация в пространстве, различение правой и левой сторон, вертикальных и горизонтальных положений и т. п. Больной затрудняется при попытке копировать геометрические фигуры с асимметрично расположенными элементами. Эти оптико-пространственные расстройства относятся к «конструктивной» апраксии, или апрактогнозии

     . Кинестетическая апраксия возникает при поражении теменной области (задние отделы центральных извилин) левого полушария, вследствие нарушения проводимости нервных двигательных импульсов. Больной не может взять какой-либо предмет, застегнуть пуговицу или завязать шнурок на ботинке. При оральной апраксии нарушается двигательная основа речевых движений. Больной не может повторить показанные движения губ, языка. динамическая апраксия наблюдается при поражении заднелобных отделов коры головного мозга (расположенных спереди от центральных извилин). Больной перестает хорошо и плавно выполнять привычные операции, в которых участвуют обе руки. Наступают трудности при переключении с одного движения на другое. Лобная апраксия наступает при поражении лобных долей коры головного мозга; появляется инертность произвольных движений и целых действий. У больного можно вызвать, например, движение сжимания кисти, которое не всегда возможно сменить произвольным её расслаблением. Нарушается план действия и последовательность отдельных звеньев в действии. При попытке закурить папиросу больной зажигает спичку и «тянет» её в рот. Лечение должно быть направлено на устранение причины, вызвавшей апраксию

     Афазия- это любые моторные или сенсорные нарушения речи, обусловленные очаговыми поражениями головного мозга (например, в результате тромбоза мозговых сосудов или кровоизлияния в мозг). В эту категорию не включаются изменения речи, связанные с нарушением иннервации речевой мускулатуры, расстройством органов чувств или психики. Речь зависит от функциональной активности трех тесно связанных между собой центров, которые у правшей расположены в левом полушарии головного мозга: 1) зоны Брокá в третьей лобной извилине, где представлены моторные образы слов; 2) зоны Вернике в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли, где представлены слухоречевые образы слов; и 3) зоны в теменно-затылочной области (вблизи зрительной коры), где представлены зрительные образы слов. Соответственно этому выделяют моторную афазию, связанную с поражением зоны Брока и проявляющуюся в виде нарушения артикуляции; «словесную глухоту» (сенсорную афазию) – расстройство понимания устной речи, вызванное поражением зоны Вернике; и «словесную слепоту» (алексию) – неспособность читать, обусловленную поражением затылочной доли или угловой извилины теменной доли. При т.н. дизартрии – поражении органов, участвующих в звукообразовании, либо иннервирующих эти органы периферических нервов – тоже нарушается произношение (артикуляция) слов вплоть до полной невозможности речи, но «психические» речевые способности, в отличие от афазии, остаются сохранными.

     Амнезия - нарушение памяти, проявляющееся неспособностью воспроизводить ранее приобретенные знания, пережитые события или запомнить новую информацию.

     Преходящая  амнезия может быть следствием, как заболевания, так и черепно-мозговой травмы. Она может распространяться на события, как предшествовавшие травме или заболеванию, (ретроградная амнезия), так и происшедшие после ( антероградная амнезия ).

     После тяжелой черепно-мозговой травмы ретроградная амнезия иногда охватывает часы и  даже недели; память на более отдаленные события обычно не страдает. По мере выздоровления период ретроградной амнезии сокращается, иногда вплоть до полного восстановления памяти. Чаще, однако, больные так и не могут вспомнить события нескольких последних минут перед травмой. Это говорит о нарушении кратковременной памяти, из- за чего данные события не перешли в долговременную память . Есть сообщения об исчезновении ретроградной амнезии спустя месяцы или годы после травмы; иногда восстановлению способствует, например, гипноз или наркопсихотерапия . Возможно, это обусловлено восстановлением прежде нарушенных нейронных цепей, ответственных за память.

     Продолжительность антероградной амнезии, как правило, соответствует продолжительности  посттравматических нарушений сознания, однако иногда антероградная амнезия  распространяется даже на тот период, когда кратковременная память уже восстановилась и больной может, например, правильно повторять числовые ряды. Продолжительность антероградной амнезии - показатель тяжести черепно-мозговой травмы. В последнюю очередь восстанавливается способность усваивать новый материал.

     Преходящая  полная амнезия характеризуется  внезапной полной фиксационной амнезией (неспособностью усваивать новую  информацию). Обычно она возникает  у лиц старше 50 лет, часто после  эмоциональной или физической нагрузки. Во время приступа больной не заторможен, контактен, когнитивные функции на первый взгляд не изменены, неврологические симптомы отсутствуют. Однако он постоянно спрашивает о том, что произошло минуту назад, и часто создается впечатление спутанности сознания . Во время приступа грубо нарушается ориентация, больной постоянно спрашивает: "Кто я? Где я? Что со мной?" Фиксационная амнезия сочетается с ретроградной амнезией на события, которые произошли непосредственно до приступа. Память и прочие психические функции восстанавливаются через несколько часов, однако больной не может вспомнить ничего, что происходило во время приступа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассмотрение  исследований межполушарной асимметрии показывает, что она проявляется  практически у всех. Более интересно это выявлено у человека. Исследование показали, что полушария различны не только в морфологическом плане, но и в выполняемых ими функциях. Довольно сложно приписать конкретные свойства одному из полушарий, но было доказано, что есть функции (например – речь), зависящие от работы полушария. Многие функции полушария способны выполнять во взаимодополняющей работе, что в свое время было проверенно соответствующими экспериментами. Так же интересны были различия асимметрии у людей разных полов. Эти различия так еще и не остались обоснованы. Изучение многих теории показало более или менее подходящие описание у Леви. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.

     Так как мозг до сих пор считается  не изученным, то любые открытие в познании его деятельности дают нам огромный скачек в понимании людьми самих себя, своих способностей и взаимосвязей, отвечающих на вопрос «почему». Возможно, когда полушария головного мозга будут изучены лучше, то появиться возможность работы с ними. Данное исследование дает большую информацию изучения неврологии и вносит огромный вклад в развитие познания человеческой природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

     1. Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия  высшей нервной деятельности. 43 вып. 1994 г.561с...

            2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – M.: Аспект Пресс,2003. –496с.

     3. Кьюри П., «Принцип сохранения симметрии». М:, Мир. 256 с.

     4. Клиническая психология. Словарь. Под ред. Творогова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007. 507с.

     5. Лурия А.Р., «Основы нейропсихологии».М:, Изд. Питер 2002 г.- 407 с.

            6. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Центр, 1996. – 332 с.

     7. Ротенберг В.  «Мозг. Стратегия полушарий». – М.: МОСКВА 1998.- 307с.

            8. Хомская Е. Д, «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ». M.: Аспект Пресс,2003. –396с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга