Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:19, реферат

Описание

Полость носа делится носовой перегородкой пополам. В каждой половине имеется по три носовые раковины – верхняя, средняя и нижняя. Они образуют три носовых хода: верхний – под верхней раковиной, средний – под средней раковиной и нижний – между нижней раковиной и дном носовой полости. Вдыхаемый воздух поступает через ноздри и после прохождения по носовым ходам каждой половины носовой полости выходит из нее в носоглотку через два задних отверстия – хоаны.

Содержание

Строение органов дыхания и голосового аппарата: 2-4стр;
Носовая полость; 2стр;
Гортань; 2-3стр;
Голосовые связки; 3стр;
Трахея; 3стр;
Бронхи. 3-4стр;
Дыхательные движения. Акты вдоха и выдоха: 4-7стр;
Типы дыхания; 5стр;
Глубина и частота дыхания; 5-6стр;
Жизненная емкость легких. 6-7стр;
Газообмен в легких: 7-9стр;
Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха; 7стр;
Газообмен в легких; 7-8стр;
Связывание кислорода кровью; 8стр;
Связывание углекислого газа кровью; 8-9стр;
Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений 9-11;
Микроклимат школьных помещений; 10стр;
Естественная вентиляция; 10-11стр;
Искусственная вентиляция. 11стр;
Выводы; 12стр;
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 33.09 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Строение органов дыхания и  голосового аппарата:                            2-4стр;

  • Носовая полость;                                                                                    2стр;
  • Гортань;                                                                                                2-3стр;
  • Голосовые связки;                                                                                  3стр;
  • Трахея;                                                                                                     3стр;
  • Бронхи.                                                                                                 3-4стр;

Дыхательные движения. Акты вдоха  и выдоха:                                  4-7стр;

  • Типы дыхания;                                                                                       5стр;
  • Глубина и частота дыхания;                                                              5-6стр;
  • Жизненная емкость легких.                                                               6-7стр;

Газообмен в легких:                                                                                    7-9стр;

  • Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха;           7стр;
  • Газообмен в легких;                                                                            7-8стр;
  • Связывание кислорода кровью;                                                            8стр;
  • Связывание углекислого газа кровью;                                              8-9стр;

Гигиенические требования к воздушной среде учебных  заведений     9-11;

  • Микроклимат школьных помещений;                                                10стр;
  • Естественная вентиляция;                                                              10-11стр;
  • Искусственная вентиляция.                                                                 11стр;

Выводы;                                                                                                         12стр;

Список используемой литературы.                                                          13стр.

 

 

 

 

 

 

Строение органов дыхания и  голосового аппарата

Носовая полость. При дыхании с закрытым ртом воздух поступает в носовую полость, а с открытым – в ротовую. В образовании носовой полости участвуют кости и хрящи, из которых также состоит скелет носа. Большая часть слизистой оболочки носовой полости покрыта многорядным мерцательным цилиндрическим эпителием, в котором находятся слизистые железы, а ее меньшая часть содержит обонятельные клетки. Благодаря движению ресничек мерцательного эпителия пыль, попадающая с вдыхаемым воздухом, выводится наружу.

Полость носа делится носовой перегородкой пополам. В каждой половине имеется  по три носовые раковины – верхняя, средняя и нижняя. Они образуют три носовых хода: верхний –  под верхней раковиной, средний  – под средней раковиной и  нижний – между нижней раковиной  и дном носовой полости. Вдыхаемый  воздух поступает через ноздри и  после прохождения по носовым  ходам каждой половины носовой полости  выходит из нее в носоглотку через  два задних отверстия – хоаны.

В носовую полость открывается  носослезный канал, по которому выводится  избыток слез.

К носовой полости прилегают придаточные  полости, или пазухи, соединенные  с ней отверстиями: верхнечелюстная, или гайморова (находится в теле верхней челюсти), клиновидная (в  клиновидной кости), лобная (в лобной кости) и решетчатый лабиринт (в решетчатой кости). Вдыхаемый воздух, соприкасаясь со слизистой оболочкой полости  носа и придаточных полостей, в  которой имеются многочисленные капилляры, согревается и увлажняется.

Гортань. Носоглотка является верхним отделом глотки, который проводит воздух из носовой полости в гортань, прикрепленную к подъязычной кости. Гортань составляет начальную часть собственно дыхательной трубки, продолжающейся в трахею, и одновременно функционирует как голосовой аппарат. Она состоит из трех непарных и трех парных хрящей, соединенных связками. К непарным относятся щитовидный, перстневидный и надгортанный хрящи, к парным – черпаловидные, рожковидные и клиновидные. Основной хрящ – перстневидный. Узкой своей частью он обращен кпереди, а широкой – к пищеводу. Сзади на перстневидном хряще расположены симметрично с правой и левой стороны подвижно сочлененные с его задней частью два черпаловидных хряща треугольной формы. При сокращении мышц, оттягивающих назад наружные концы черпаловидных хрящей, и расслаблении межхрящевых мышц происходит поворот этих хрящей вокруг оси и широкое раскрытие голосовой щели, необходимое для вдоха. При сокращении мышц между черпаловидными хрящами и натяжении связок голосовая щель имеет вид двух туго натянутых параллельных мышечных валиков, препятствующих току воздуха из легких.

Голосовые связки. Истинные голосовые связки располагаются в сагиттальном направлении от внутреннего угла соединения пластинок щитовидного хряща к голосовым отросткам черпаловидных хрящей. В состав истинных голосовых связок входят внутренние щиточерпаловидные мышцы. Между степенью натяжения голосовых связок и давлением воздуха из легких устанавливается определенное соотношение: чем сильнее смыкаются связки, тем сильнее давит на них выходящий из легких воздух. Эта регуляция осуществляется мышцами гортани и имеет значение для образования звуков.

При глотании вход в гортань закрывается  надгортанником. Слизистая оболочка гортани покрыта многорядным  мерцательным эпителием, а голосовых  связок – многослойным плоским эпителием.

В слизистой оболочке гортани расположены  разнообразные рецепторы, воспринимающие тактильные, температурные, химические и болевые раздражения; они образуют две рефлексогенные зоны. Часть рецепторов гортани располагается поверхностно, где слизистая оболочка покрывает  хрящи, а другая часть – глубоко  в надхрящнице, в местах прикрепления мышц, в заостренных частях голосовых  отростков. Обе группы рецепторов находятся  на пути вдыхаемого воздуха и участвуют  в рефлекторной регуляции дыхания  и в защитном рефлексе закрытия голосовой  щели. Эти рецепторы, сигнализируя об изменениях положения хрящей и сокращениях  мышц, участвующих в голосообразовании, рефлекторно регулируют его.

Трахея. Гортань переходит в дыхательное горло, или трахею, которая у взрослого имеет длину 11–13 см и состоит из 15–20 полуколец гиалинового хряща, соединенных перепонками из соединительной ткани. Сзади хрящи не замкнуты, поэтому пищевод, располагающийся позади трахеи, может при глотании входить в ее просвет. Слизистая оболочка трахеи покрыта многорядным мерцательным эпителием, реснички которого создают в сторону глотки ток жидкости, выделяемой железами; он удаляет пылевые частицы, осевшие из воздуха. Мощное развитие эластических волокон препятствует образованию складок слизистой оболочки, уменьшающих доступ воздуха. В волокнистой оболочке, расположенной кнаружи от хрящевых полуколец, находятся кровеносные сосуды и нервы.

Бронхи. Трахея разветвляется на два главных бронха; каждый из них входит в ворота одного из легких и делится на три ветви в правом легком, состоящем из трех долей, и две ветви в левом легком, состоящем из двух долей. Эти ветви распадаются на более мелкие. Стенка крупных бронхов имеет такое же строение, как и трахея, но в ней расположены хрящевые замкнутые кольца; в стенке мелких бронхов есть гладкие мышечные волокна. Внутренняя оболочка бронхов состоит из мерцательного эпителия.

Наиболее  мелкие бронхи – диаметром до 1 мм – называются бронхиолами. Каждая бронхиола  входит в дольку легких (доли легких состоят из сотен долек). Бронхиола  в дольке делится на 12–18 концевых бронхиол, которые, в свою очередь, делятся  на альвеолярные бронхиолы.

И, наконец, альвеолярные бронхиолы разветвляются  на альвеолярные ходы, состоящие из альвеол. Толщина эпителиального слоя альвеолы – 0,004 мм. К альвеолам прилегают  капилляры. Через стенки альвеол  и капилляров совершается газообмен. Число альвеол – приблизительно 700 млн. Общая поверхность всех альвеол у мужчины – до 130 кв. м, у женщины – до 103,5 кв. м.

Снаружи легкие покрыты воздухонепроницаемой серозной оболочкой, или висцеральной плеврой, которая переходит в  плевру, покрывающую изнутри грудную  полость, – пристеночную, или париетальную, плевру.

Дыхательные движения. Акты вдоха  и выдоха

Благодаря ритмически совершающимся актам  вдоха и выдоха происходит обмен  газов между атмосферным и  альвеолярным воздухом, находящимся  в легочных пузырьках. В легких нет  мышечной ткани, поэтому активно они сокращаться не могут. Активная роль в акте вдоха и выдоха принадлежит дыхательным мышцам. При параличе дыхательных мышц дыхание становится невозможным, хотя органы дыхания при этом не поражены.

При вдохе сокращаются наружные межреберные  мышцы и диафрагма. Межреберные  мышцы приподнимают ребра и отводят  их несколько в сторону, объем  грудной клетки при этом увеличивается. При сокращении диафрагмы ее купол  уплощается, это также ведет к  увеличению объема грудной клетки. В глубоком дыхании принимают  участие и другие мышцы груди  и шеи. Легкие, находясь в герметически закрытой грудной клетке, пассивны и следуют во время вдоха и  выдоха за ее движущимися стенками, так как при помощи плевры они  приращены к грудной клетке. Этому  способствует и отрицательное давление в грудной полости: отрицательным  называют давление ниже атмосферного. Во время вдоха давление в грудной  полости ниже атмосферного на 9-12 мм рт. ст., а во время выдоха – на 2–6 мм рт. ст.

В ходе развития грудная клетка растет быстрее, чем легкие, поэтому легкие постоянно (даже при выдохе) растянуты. Растянутая эластичная ткань легких стремится сжаться. Сила, с которой  ткань легкого сжимается, противодействует атмосферному давлению. Вокруг легких, в плевральной полости, создается  давление, равное атмосферному минус эластическая тяга легких. Таким образом вокруг легких создается отрицательное давление. За счет него в плевральной полости легкие следуют за расширившейся грудной клеткой; легкие при этом растягиваются. В растянутом легком давление становится ниже атмосферного, благодаря чему атмосферный воздух через дыхательные пути устремляется в легкие. Чем больше увеличивается при вдохе объем грудной клетки, тем больше растягиваются легкие и тем глубже вдох.

При расслаблении дыхательных мышц ребра  опускаются до исходного положения, купол диафрагмы приподнимается, объем грудной клетки и легких уменьшается и воздух выдыхается наружу. В глубоком выдохе принимают  участие мышцы живота, внутренние межреберные и другие мышцы.

Типы дыхания. У детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые. Поэтому у новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц. Такой тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Дыхание грудных детей теперь становится грудобрюшным с преобладанием диафрагмального.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с  развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.

В 7–8 лет начинаются половые отличия  в типе дыхания: у мальчиков преобладающим  становится брюшной тип дыхания, у девочек – грудной. Заканчивается  половая дифференцировка дыхания  к 14–17 годам.

Глубина и частота дыхания. Своеобразие строения грудной клетки и малая выносливость дыхательных мышц делают дыхательные движения у детей менее глубокими и частыми. Взрослый же человек делает в среднем 15–17 дыхательных движений в минуту; за один вдох при спокойном дыхании он вдыхает 500 мл воздуха. При мышечной работе дыхание учащается в 2–3 раза. У тренированных людей при одной и той же работе объем легочной вентиляции постепенно увеличивается, так как дыхание становится более редким и глубоким. При глубоком дыхании альвеолярный воздух вентилируется на 80–90 %. Это обеспечивает большую диффузию газов через альвеолы. При неглубоком и частом дыхании вентиляция альвеолярного воздуха значительно меньше и относительно большая часть вдыхаемого воздуха остается в так называемом мертвом пространстве – в носоглотке, ротовой полости, трахее, бронхах. Таким образом, у тренированных людей кровь в большей степени насыщается кислородом, чем у людей нетренированных.

Глубина дыхания характеризуется объемом  воздуха, поступающим в легкие за один вдох, – дыхательным воздухом. Дыхание новорожденного частое и поверхностное, при этом его частота подвержена значительным колебаниям: 48–63 дыхательных цикла в минуту во время сна. Частота дыхательных движений в минуту во время бодрствования составляет: 50–60 – у детей первого года жизни; 35–40 – у детей 1–2 лет; 25–35 – у детей 2–4 лет; 23–26 – у детей 4–6 лет. У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания – до 18–20 раз в минуту.

Информация о работе Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений