Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:46, реферат
Гуморальная регуляция (от лат. humor - жидкость) - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны. Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной регуляции, обеспечивающей нормальное функционирование организма в меняющихся условиях среды.
Заключение
Список
литературы
Заключение
Гуморальная регуляция – координация процессов жизнедеятельности, которая осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов. Гормоны выделяются железами внутренней секреции и целенаправленно действуют на другие органы и ткани. Вырабатываемые эндокринными железами гормоны выделяются непосредственно в кровь, лимфу или тканевую жидкость.
Гормоны контролируют и регулируют процессы обмена веществ, обеспечивающих рост и развитие организма, поддерживают гомеостаз. Каждый гормон выполняет свою специфическую функцию. Гормоны обладают высокой биологической активностью и действуют в очень низких концентрациях. Железы внутренней секреции, или эндокринные железы, образуют эндокринную систему.
В гуморальной регуляции участвует гипофиз, расположенный в головном мозге. Это важнейшая железа внутренней секреции, она вырабатывает гормоны, регулирующие функции других желез внутренней секреции – щитовидной железы, надпочечников, половых желез. Гипофиз выделяет гормон роста.
Щитовидная
железа расположена на шее перед
гортанью. Вырабатываемые ею гормоны
участвуют в регуляции
Надпочечники выделяют гормоны, регулирующие обмен углеводов и жиров, влияют на содержание в организме натрия и калия, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы. Наиболее известный гормон надпочечников – адреналин.
Поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме. Снижение выработки инсулина приводит к развитию такого заболевания, как сахарный диабет.
Половые железы вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, формирование первичных и вторичных половых признаков, управляющие образованием половых клеток, фазами полового цикла, протеканием беременности.
Не случайно в подростковом возрасте отмечают гормональные «бури». Большие изменения в функционировании желез внутренней секреции, особенно шитовидной и половых, прежде всего влияют на обмен веществ. Изменения в эндокринной системе выражаются в повышенной активности щитовидной железы, которая провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности и расстройствами сна у подростков.
Список литературы
Введение
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин
"психофизиология" был
Психофизиология — научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
-физиологической психологии;
-физиологии высшей нервной
-нейропсихологии.
Выделение психофизиологии как
самостоятельной дисциплины по отношению
к физиологической
По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.
Также следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология ВНД представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.
Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части:
- общую;
- возрастную;
- дифференциальную психофизиологию.
Каждая из них имеет
Предмет
общей психофизиологии —
Предмет
возрастной психофизиологии —
онтогенетические изменения
Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.
Цель реферата - рассказать о динамическом стереотипе и его значении в процессе обучения и формировании навыков.
Задачи:
Введение в психофизиологию
Заключение
Список литературы
У человека несколько форм поведения, которым он не должен обучаться, -это врожденные рефлексы, дающие ему возможность выжить после появления на свет (сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и т. п.). В остальном развитие у ребенка навыков, необходимых для того, чтобы он мог включиться в группу себе подобных и приобрести независимость от нее, целиком зависит от взаимодействия с физической и в еще большей степени – с социальной средой.
Заключение
Динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день.
Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания лишь в том случае, если совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающие при этом возбуждения растормаживают заторможенные связи автоматического навыка, и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы, или, говоря психологическим языком, сознания. Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.
Динамический стереотип
Некоторым людям довольно трудно дается перестройка любого элемента жизненного стереотипа, не говоря уже о перестройке представлений и убеждений. Трудна переделка стереотипов и в детском возрасте.
На развитие психофизиологии большое влияние оказали работы И.П. Павлова (1849-1936). Результаты многолетних исследований явились основой для создания учения о ВНД, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.
Список литературы
Информация о работе Гуморальная регуляция функций в организме человека