Гуморальная регуляция функций в организме человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:46, реферат

Описание

Гуморальная регуляция (от лат. humor - жидкость) - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны. Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной регуляции, обеспечивающей нормальное функционирование организма в меняющихся условиях среды.

Работа состоит из  1 файл

Гуморальная регуляция функций организма.docx

— 66.54 Кб (Скачать документ)

 Заключение                                                                                                                                ?

 Список  литературы                                                                                                                   ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Гуморальная регуляция – координация процессов жизнедеятельности, которая    осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов. Гормоны выделяются железами внутренней секреции и целенаправленно действуют на другие органы и ткани. Вырабатываемые эндокринными железами гормоны выделяются непосредственно в кровь, лимфу или тканевую жидкость.

Гормоны контролируют и регулируют процессы обмена веществ, обеспечивающих рост и  развитие организма, поддерживают гомеостаз. Каждый гормон выполняет свою специфическую  функцию. Гормоны обладают высокой  биологической активностью и  действуют в очень низких концентрациях. Железы внутренней секреции, или эндокринные  железы, образуют эндокринную систему.

В гуморальной  регуляции участвует гипофиз, расположенный  в головном мозге. Это важнейшая  железа внутренней секреции, она вырабатывает гормоны, регулирующие функции других желез внутренней секреции – щитовидной железы, надпочечников, половых желез. Гипофиз выделяет гормон роста.

Щитовидная  железа расположена на шее перед  гортанью. Вырабатываемые ею гормоны  участвуют в регуляции процессов  роста, повышают интенсивность обмена веществ.

Надпочечники  выделяют гормоны, регулирующие обмен  углеводов и жиров, влияют на содержание в организме натрия и калия, стимулируют  деятельность сердечно-сосудистой системы. Наиболее известный гормон надпочечников – адреналин.

Поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме. Снижение выработки инсулина приводит к развитию такого заболевания, как  сахарный диабет.

Половые железы вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, формирование первичных и вторичных половых признаков, управляющие образованием половых клеток, фазами полового цикла, протеканием беременности.

Не случайно в подростковом возрасте отмечают гормональные «бури». Большие изменения в функционировании желез внутренней секреции, особенно шитовидной и половых, прежде всего влияют на обмен веществ. Изменения в эндокринной системе выражаются в повышенной активности щитовидной железы, которая провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности и расстройствами сна у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека. Ростов н/Д:Феникс,2012. 510с.

 

  1. Покровский В.М. , Коротько  Г.Ф. Физиология человека. М.: Медицина,1997, Т1-448 с.,Т2-368 с.

 

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) Изд-во Академия, 2009 г.

 

 

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психофизиология (психологическая  физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и  физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической  деятельности и поведения человека.

          Термин "психофизиология" был предложен  в начале XIX века французским философом Н.Массиасом.

Психофизиология — научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

-физиологической психологии;

-физиологии высшей нервной деятельности;

-нейропсихологии.

Выделение психофизиологии как  самостоятельной дисциплины по отношению  к физиологической психофизиологии  было проведено А.Р. Лурией (1973).

По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Также следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология ВНД представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

    Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: 

- общую;

- возрастную;

- дифференциальную психофизиологию.

 Каждая из них имеет собственный  предмет изучения, задачи и методические  приемы.

          Предмет  общей психофизиологии — физиологические  основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения  человека. Общая психофизиология  изучает физиологические основы  познавательных процессов (когнитивная  психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

          Предмет  возрастной психофизиологии —  онтогенетические изменения физиологических  основ психической деятельности  человека.

          Дифференциальная  психофизиология — раздел, изучающий  естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

 

Цель  реферата - рассказать о динамическом стереотипе и его значении в процессе обучения и формировании навыков.

Задачи:

  1. Дать объяснение динамическому стереотипу как одной из приобретенных форм поведения.
  2. Рассказать о стереотипных реакциях.
  3. Рассмотреть значение динамического стереотипа в процессе обучения и формировании навыков у ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение в психофизиологию

  1. Динамический стереотип как приобретенная форма поведения
  2. Характерные черты и механизм формирования стереотипных реакций
  3. Значение динамического стереотипа в процессе обучения и формировании навыков

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

У человека несколько форм поведения, которым он не должен обучаться, -это врожденные рефлексы, дающие ему возможность выжить после появления на свет (сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и т. п.). В остальном развитие у ребенка навыков, необходимых для того, чтобы он мог включиться в группу себе подобных и приобрести независимость от нее, целиком зависит от взаимодействия с физической и в еще большей степени – с социальной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день.

Физиологическую основу формирования начального этапа динамического  стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

 С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания лишь в том случае, если совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающие при этом возбуждения растормаживают заторможенные связи автоматического навыка,  и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы, или, говоря психологическим языком, сознания. Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.

 

Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков  и привычек, но и привычный образ  мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Некоторым людям довольно трудно дается перестройка любого элемента жизненного стереотипа, не говоря уже о перестройке представлений и убеждений. Трудна переделка стереотипов и в детском возрасте.

 

На развитие психофизиологии большое  влияние оказали работы И.П. Павлова (1849-1936). Результаты многолетних исследований явились основой для создания учения о ВНД, в соответствии с  которым она осуществляется высшими  отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с  окружающей средой.

 

Список литературы

 

  1. Александров Ю. И. Психофизиология. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2001г.
  2. Данилова Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998г.
  3. Марютина Т. М., Ермолаев О.В. Психофозиология. М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та, 1998г. 308 с.

Информация о работе Гуморальная регуляция функций в организме человека